Иван Филипов
Опубликовано: 02:48, 12 октябрь 2017
По материалам: intermedia
Культура

Рецензии: Артём Лоик - «Крысолов» *** (Слушать)

Рецензии: Артём Лоик - «Крысолов» *** (Слушать)

2017, HitWonder

Украинский рэпер Артём Лоик выпустил концептуальный альбом в двух частях. По словам музыканта, диск написан по мотивам одноимённой поэмы Марины Цветаевой (1925). Поэма в свою очередь была основана на легенде о Гамельнском крысолове, который вначале с помощью дудочки спас город Гамельн от небывалого нашествия крыс, а потом, обманутый бургомистром, увёл из города всех детей и дочь бургомистра. Прямых пересечений со строками Цветаевой у Лоика практически нет, но задуманная концепция позволила рэперу выразить всю накопившуюся боль и ярость. Если бы он читал на отвлечённые темы, возможно, получилось бы куда менее веско.

Альбом не зря разбит на две части: первый диск - сюжетный, более резкий и нервный, а количество упоминаний в нём крыс заслуживает попадания в книгу рекордов; второй диск - более спокойный и абстрактно-философский. Слушать надо, конечно, оба, но первый впечатляет гораздо сильнее, причём сразу. Вступительный трек под названием «...начну» отличается одновременно отменной тревожностью а-ля группа «Сплин», взволнованным рассказом Лоика о себе и своём рэпе, а также высоким качеством рифмовки и большой интенсивностью мысли. Рок-группа в предыдущем предложении упомянута не случайно: в своей концептуальной работе Артём не ограничивается рэп-инструментарием и охотно вторгается в разные жанры, причём получается это у него вполне естественно. Обыватели Гамельна оказываются отличной мишенью для агрессивного речитатива в треке «Гамельн», для «Нашествия крыс» подошли оперный пафос и истеричность а-ля «Агата Кристи» вкупе с ритмичными речёвками, «Указ бургомистра» стал поводом поупражняться в скороговорке, а композиция «Невесте» звучит как лирический поп-рэп. В «Музыканте», где крысолов понял, что его надули, звучит не только очень мрачный речитатив, но и разрывающее душу этническое пение. А «Вопрос - ответ» содержит один из самых мелодичных рэп-припевов сезона. Первый альбом заканчивается замечательно нервозным «Судом».

Вторая часть выглядит правопреемницей, ибо начинается с песни «Гильотина» - но та на поверку оказывается танцевально-электронным хип-хопом. В «Раунде», посвящённом рэп-баттлам, опять отличная скороговорка, но может показаться, что трек не слишком вписывается в концепцию альбома. Вписать-то можно, но выглядит немного вставной челюстью. В «Веретене» Лоик ещё дальше отходит от гамельнской проблематики - впрочем, хорошим злобным манифестом рэп-альбом не испортишь; Артём невзначай называет себя лучшим рэпером Украиныи и добавляет, что плюнул ему в лицо, а потом разбил зеркало. В треке «Увод» автор возвращается к «Крысолову», но меняет настрой на крайне легкомысленный. Слушатель, захваченный сюжетом, явно захочет вступить в мысленный спор с Лоиком, который во второй части отказывается от убедительной безысходности в пользу бравады под условным девизом «нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». В «правильное» настроение аудиторию возвращают финальные вещи «Волнорез» и ещё один манифест «Я...».

Алексей Мажаев, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: