Иван Филипов
Опубликовано: 15:32, 03 декабрь 2017
По материалам: most
Культура

Святой Георгий и император Диоклетиан спорили о вере на липецкой сцене (фото)

Святой Георгий и император Диоклетиан спорили о вере на липецкой сцене (фото)

Он — один из самых почитаемых христианских святых. Он — покровитель Грузии. Его изображение украшает герб Москвы. Он — Георгий Победоносец — главный герой в спектакле, премьера которого прошла в театре имени Льва Толстого.

«Был на исходе третий век, и Рим, еще великий, но уже больной...». К власти приходит внук раба, воин Диоклетиан. Любимцем императора в то время был один из его сильнейших войнов — Георгий. Во время гонений на христиан он не только раздает имущество бедным,но и объявляет себя монотеистом. После такого заявления его арестовывают и подвергают пыткам. Так можно очень кратко обрисовать сюжет постановки.

Георгий Победоносец в спектакле перед зрителями уже предстает христианином. Он как будто мессия появляется на сцене, а в его словах — простые христианские истины: что через насилие не прийти к миру, что первый шаг к милосердию — полюбить своего врага.

Роль Георгия исполняет актер Сергей Денисов. Несколько месяцев назад он побывал в Грузии — стране, где Георгий считается самым почитаемым святым и небесным покровителем. Даже английское написание этого государства напрямую связано с именем Георгий (Georgia).

— Когда я там был, то даже не знал еще,что буду исполнять роль Георгия. Но, видимо, была в этом некая связь, — рассказывает Сергей Денисов.

В начале театрального сезона Сергей Денисов предстал перед зрителями доктором богословия в спектакле «Как важно быть Эрнестом», теперь его герой — более значимая религиозная фигура.

— Конечно, какие-то детали и моменты из той роли я учел в этой, но их нельзя было слепо копировать, потому что здесь очевидно другой персонаж, — добавляет актер.

Император Диоклетиан — главный антагонист Георгия. Он многобожник, любящий женщин и вино. (Георгий, кстати, когда-то тоже это все любил, пока не обрел веру в одного Бога). Диоклетиан — жесткий правитель, готовый пойти на убийство даже своих приближенных. При этом сложно назвать этот персонаж отрицательным. У него слишком сильная и даже завораживающая энергетика. Когда император добровольно оставляет власть и кается в том, что «он хотел сберечь Рим, но не смог», зритель гототов отпустить такому Диоклетиану все грехи. Кстати, этот персонаж появляется на сцене гораздо чаще, чем сам Георгий.

— Это спектакль про конфликт неверующих и человека, который им противостоит. Георгий дает шанс, а Диоклетиан сопротивляется. Интересно наблюдать, во что упадет Диоклетиан: в веру христианскую или многобожие. Максим Дмитроченков, который играет Диоклетиана, уходит от прямого показа плохого персонажа. Он играет человека, который до последнего мечется и не знает, как ему поступить, — рассказывает режиссер Елена Оленина.

Спектакль «Георгий Победоносец» очень динамичный, яркий, энергичный. На сцене нет кулис — это значительно расширяет пространство и позволяет зрителям увидеть то,что обычно скрыто от их глаз. Все актеры, а их 16, постоянно находятся на сцене, перемещаются по ней. Среди героев нет ни одного статиста, все актеры со своим лицом, мимикой и жестами, за которыми интересно наблюдать.

Главные декорации — это огромные камни — многофункциональны. Из них артисты то сооружают стол, то строят стену темницы, в которой заточен Георгий.

Режиссеру Елене Олениной и художнику Марине Алимовой удалось осовременить спектакль через детали. Например, кувшины, которые носит Лампадий (персонаж Сергея Бельского) напоминают баклажки, которые сейчас продаются в магазинах, а шлемы, в которых ходят стражники и цезари — это серые вязаные шапки.

Кстати, отдельно хотелось бы сказать о костюмах. Например, наряды римского плебса и рабов состоят из кусков ткани, при этом у кого-то не хватает рукава, у других — открыты плечи.

— Эти персонажи — еще не совсем цельные личности, не до конца сформированные. Это кричащая толпа, поэтому их костюмы такие «кусочные», — поясняет художник Марина Алимова.

«Георгий Победоносец» поставлен по одноименной пьесе современного драматурга Константина Скворцова, который приехал на премьеру. Идея написать пьесу об этом святом пришла к автору во время дней литературы, которые проходили на территории Западной Украины.

— В один из дней, когда проходило мероприятие, я увидел бабушку, которая продавала пирожки. Мне стало ее жалко, я купил у нее пирожки, завернутые в газетку, а потом когда съел их, развернул страницу и увидел Георгия Победоносца. Там было написано, что он совершал свои подвиги в Ливане, в Бейруте,  а я был в этих местах. И как-то так все и зацепилось одно за другое. Потом я пошел в библиотеку имени Ленина, оказалось, что про Георгия Победонсца нет никаких значимых произведений, поэтому я и решил этим заняться, — пояснил Константин Скворцов.

Драматург, как и режиссер спектакля Елена Оленина, солидарны в том, что эта пьеса не совсем о том, что было 18 веков назад. Она о том, что происходит сейчас. «Мир сошел с ума» — этой фразой начинается и заканчивается спектакль.

— Все проблемы, которые были в те далекие века, в третьем веке — они и сейчас такие же. Я сам поражаюсь тому, как эта пьеса ложится на сегодняшний день. Люди совершают из века в век одни и те же поступки. Римская империя развалилась, потому что упала нравственность, духовность. Сейчас, к сожалению, происходит то же самое. Когда рушится духовность, то рушится и государство, — рассказывает Константин Скворцов.

Добавим, что спектакль «Георгий Победоносец» был поставлен на грант выделенный Министерством культуры РФ. Увидеть постановку снова липчане смогут после Нового года.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)