Рецензия: Сергей Курёхин - «Музыка для фильма «Оно» ****
Рецензия: Сергей Курёхин - «Музыка для фильма «Оно»
2017, «Геометрия»
В конце 80-х я, будучи старшеклассником, токмо волею пославших мя родителей пару раз проводил новогодние каникулы в зимнем лагере в Подмосковье. Хороший был лагерь, непростой. На завтрак давали красную икру, к приезду детей специально обученные люди лепили гигантских снеговиков и заливали катки... Но сейчас не об этом, а о духовной пище. Каждый вечер было кино, причём крутили не «Акваланги на дне» или «Сказку о потерянном времени», а самые модные новинки отечественного проката. Например, нам там показывали «Праздник Нептуна» Мамина и «АССУ» Соловьёва (на которой ваш покорный слуга малодушно заскучал и бежал с пол-фильма на дискотеку). То есть показывать-то показывали, но не слишком учитывали уровень подготовленности зрителей. С фильма Сергея Овчарова «Оно» мы не сбежали, но досидели с трудом и мало что там поняли. Вольная экранизация «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина показалась неискушённым комсомольцам адской вампукой, малосъедобной смесью лубка и артхауса, вычурным высказыванием кинорежиссёра и бешеными кривляниями народных и заслуженных артистов. Это я сейчас перевожу на литературный русский своё тогдашнее офигение. Впрочем, обратите внимание на то, как я хорошо запомнил те впечатления: фильм «Оно» стал сильным культурным шоком. О том, что музыку к этой провокационной феерии-мистерии написал Сергей Курёхин, я тогда, естественно, знать не знал, как и вообще фамилию ленинградского композитора. Это уже задним числом я понял, насколько его музыкальные опыты усилили экспериментальный видеоряд Овчарова.
Лейбл «Геометрия» в традиционно роскошное издание саундтрека как бы невзначай вложил DVD с фильмом «Оно». Рекомендую его посмотреть, хотя, как и без малого тридцать лет назад, не следует делать это неподготовленным: кинопроизведение Сергея Овчарова за это время не перестало быть спорным.
А вот курёхинский саундтрек сегодня воспринимается безусловно великим. «Богоподобный гений» (как говорят в Великобритании), Сергей Курёхин нашёл в издевательствах над Салтыковым-Щедриным безграничный простор для самовыражения. Ах, эти стремительные марш-броски через разные жанры! Ах, эти мгновенные переходы от классики к джазу и от мелодий к нойзовым спецэффектам! На альбоме представлены 17 тем, причём даже не все из них звучали в фильме; и этого хватает, чтобы проиллюстрировать масштаб таланта, разносторонность интересов и невероятную лёгкость пера композитора. Саундтрек к фильму «Оно» - это как аудиоверсия перформанса «Поп-механики», только без животных на сцене. Диксилендная «С добрым утром!» сменяется симфонической «Судьбиной глуповщину», после неё следуют электронная «Тема любви 1», эстрадная «Работать не следует» и фортепианная «Палеология 1» и т.д. Темп не падает, Курёхин ни секунды не экономит идеи и эмоции, плюсуя свой эклектичный аудиоряд к экстравагантному видеоряду Овчарова. И даже когда слушатель будто бы привыкает к чересполосице жанров, композитор всё равно умудряется его удивить - бдыщ! - шансонной темой «Фердыщенко» и хард-роковым «Парамошей».
А вот бонус-треки из трёх песен «Группы продлённого дня» Александра Чернецкого выглядят на диске лишними; лучше выключить сразу после 17-го номера, чтобы не разрушать курёхинское волшебство.
Алексей Мажаев, InterMedia