Как крупные компании сокращают потребление энергии
В Европе по-прежнему остается актуальной тема различных способов сэкономить электроэнергию в условиях снижения поставок природного газа из России. FederalCity публиковало перевод одной из подборок таких рекомендаций для отдельных людей, опубликованной в британской прессе. А в Германии сейчас широко обсуждается экономия энергии и поиски замены российского газа на промышленных предприятиях и в некоторых других крупных организациях. О том, как заводы, фабрики и транспорт пытаются обойтись без этого топлива, подробно пишет газета «Der Tagesspiegel».
Зимой Германии грозит газовый кризис, и существует также риск электроэнергетического кризиса. Политики и эксперты призывают экономно обращаться с энергией, чтобы накопителей и мощностей электростанций было достаточно на случай дальнейшего сокращения поставок газа из России. Помимо частных домов и государственных учреждений, ключевую роль в этом должны сыграть крупные компании.
Город Штутгарт, где тоже много промышленных предприятий. Фото: Википедия
Например, из-за недостаточных закупок газа очень беспокоится сталелитейная промышленность. Так, крупнейший немецкий производитель стали «Thyssenkrupp» готовится к перерывам или ограничениям производства «в зависимости от ситуации». В сталелитейном деле природный газ необходим для производства тепла, например, при прокатке металла, а также на коксохимических заводах.
Уменьшение поставок газа означает снижение производства стали. Но снижать его можно только до определенного предела, объясняют представители «Thyssenkrupp». Существует минимальный объем выпуска металла, и если его будет производиться еще меньше, нельзя исключать остановку заводов и инвестиционный ущерб. И отказаться от газа ради экономии для «Thyssenkrupp» вряд ли реально.
- Переход на нефть или уголь в наших производственных процессах невозможен, - утверждают специалисты.
Это подтверждают и работники сталелитейной компании № 2, «Salzgitter AG» из Нижней Саксонии:
- В выплавке стали существует несколько процессов обработки, которые зависят от природного газа. Отказаться от него нельзя, и наша цель состоит в том, чтобы свести его использование к минимуму.
Штаб-квартира "Volkswagen" в Вольфсбурге. Фото: Википедия
В некоторых дополнительных процессах обработки металла газ удалось заменить нефтью. Кроме того, сейчас усиленно используются так называемые купольные газы, которые являются побочными продуктами выплавки стали. В среднесрочной перспективе «Salzgitter» хочет перейти с коксующегося угля на водород для производства чугуна, но при этом все равно нужно будет частично использовать и природный газ.
Ведущие немецкие автомобильные заводы до сих пор нуждаются в большом количестве газа для энергоснабжения и многих производственных процессов, а кроме того, для вырабатывания электроэнергии, которую они частично производят сами. Концерн «Volkswagen», например, недавно переоборудовал электростанцию в своей штаб-квартире в Вольфсбурге: раньше она работала на угле, а теперь на газе.
- Мы находимся в ситуации, когда можем использовать оба энергоносителя, - заявил финансовый директор этой компании Арно Антлиц весной, вскоре после начала конфликта на Украине. - «Volkswagen» может не обращать внимания на последствия остановки импорта газа.
Ола Кэллениус. Фото: Википедия
А вот представители конкурента этой фирмы, «Mercedes-Benz», недавно подчеркнули, что надвигающаяся нехватка газа вызывает у них серьезные опасения. Жители Штутгарта, где находятся предприятия этой фирмы, стремятся сократить потребление энергии на всех объектах вдвое, если будет такая необходимость.
По словам главы правления «Mercedes» Олы Кэллениуса, у компании существует план на чрезвычайный случай.
- Мы сможем реализовать его в этом году, - сообщил он. – Электричество, получаемое от сжигания газа, должно как можно чаще заменяться электричеством из возобновляемых источников.
Штаб-квартира "Continental" в Ганновере. Фото: Википедия
Кроме того, на предприятиях запланирована общая экономия энергии, и если потребуется, там будет также использоваться нефть. Хотя по этим вопросам Кэллениус дает очень осторожные ответы: «Мы не знаем, как все в итоге повернется».
Производитель автозапчастей «Continental», расположенный в Ганновере, тоже страдает от энергетического кризиса. По словам жителей города, доля газа в производстве энергии на предприятиях этой фирмы была значительной. Отдельные участки производства в разной степени уязвимы из-за нехватки газа: в некоторых случаях он использовался только для отопления, а в других применялся непосредственно в производственном процессе, и там его ничем нельзя заменить. Однако представители компании не говорят ничего конкретного и только сообщают, что «внимательно следят за текущей ситуацией».
Больше всего газа в Германии потребляет фармацевтическая промышленность – 15% от всего объема этого топлива, применяемого в стране. Здесь природный газ – это не только источник энергии, но и одна из составных частей многих конечных продуктов.
Фармацевтическая ассоциация «VCI» считает возможным лишь немного снизить потребление газа: использование другого топлива позволит сэкономить всего 2-3 миллиарда киловатт-часов энергии от газа краткосрочной перспективе, однако в год входящим в нее фирмам требуется около 135 миллиардов киловатт-часов.
Штаб-квартира VCI во Франкфурте-на-Майне. Фото: Википедия
Некоторые компании высказываются несколько более оптимистично. Химический концерн «BASF» рассчитывает, что его главный завод в Людвигсхафене продолжит работу на аварийно низком уровне использования природного газа. Этого минимального количества газа, вероятно, будет достаточно для поддержания работы завода с уменьшенной нагрузкой, сказал глава правления концерна Мартин Брудермюллер.
Руководство дармштадтского концерна «Merck» тоже считает, что он готов к дефициту.
- Мы готовы затем перенести наши производственные процессы на другое топливо, в частности, на нефть, - сказал газете «Frankfurter Allgemeinen Zeitung» главный исполнительный директор концерна Белен Гарихо.
Вид на заводы "BASF" в Людвигсхафене с самолета. Фото: Википедия
Даже в машиностроении, то есть, промышленной отрасли с сильным влиянием среднего класса, которую часто называют «основой» немецкой экономики, использование газа варьируется в зависимости от конкретного производства. Если говорить об этой сфере в целом, то, по оценкам эксперта по энергетике Союза машиностроителей Германии Маттиаса Зелингера, компании смогут сократить объем потребляемого газа на 20-40% на короткий период времени.
В конце июня почти треть немецких машиностроителей заявили в опросе, что готовятся к дефициту газа. Около трех четвертей из них изучают имеющиеся у них возможности для замены этого топлива, например, думают об установке резервных систем, работающих на нефти, причем у одной трети в уже были подготовлены многоуровневые планы на случай непредвиденных обстоятельств.
Штаб-квартира "Mercedes-Benz" в Штутгарте. Фото: Википедия
Государственная железная дорога – лидер в потреблении электроэнергии в Германии сред индивидуальных организаций, в год ей требуется около 10 миллиардов киловатт-часов. В прошлом году доля природного газа в производстве электроэнергии в этой сфере составляла 6%, угля – более 20%, а возобновляемых энергоносителей – около 62%. Директор по персоналу Мартин Зайлер ссылается на такие меры, как энергосбережение в междугородних и региональных перевозках или обмен ископаемым теплом через альтернативные системы отопления.
Железно-дорожная отрасль также делает ставку на мотивацию своих сотрудников. Предполагается, что работники будут получать бонусы в размере 100 евро на человека, если все вместе они сэкономят достаточно энергии, причем потом этот бонус может быть увеличен до 150 евро. Для этого от сотрудников требуется, например, особенно бережное обращение с освещением, отоплением, использованием кондиционеров и так далее.
Штаб-квартира "Deutsche Telekom" в Бонне. Фото: Википедия
Такая система бонусов предназначена, прежде всего, для уменьшения потребления энергии в зданиях и на вокзалах. Сколько железная дорога рассчитывает таким образом сэкономить, ее представители не уточняют.
Боннский концерн «Deutsche Telekom», одна из крупнейших ИТ-компаний в стране, является еще одним крупным потребителем энергии. По словам его сотрудников, к инициативам по повышению энергоэффективности там относятся очень серьезно.
- Экономия будет во всей сетевой инфраструктуре, работающей на электричестве, а также в наших офисных зданиях, - рассказали они. – Мы рассматриваем потенциальное газовое эмбарго и готовимся к различным сценариям.
В офисах этой компании действуют правила, устанавливающие температуру, при которой легко работать в сидячем положении – примерно 20 градусов по Цельсию.
- И конечно, если в регламенте произойдут изменения, мы примем их во внимание, - говорят работники «Telekom».
Штаб-квартира Торгово-промышленных палат в Трире. Фото: Википедия
Минимальные допустимые температуры при отоплении и максимальные при кондиционировании являются проблемой во многих компаниях. В сфере телекоммуникаций они регламентированы даже в домашних офисах.
Торгово-промышленные палаты Германии провели среди своих представителей в нескольких областях опрос о проблемах с будущими поставками газа. Оказалось, что в Нижней Саксонии примерно две трети компаний, по большей части небольших, видят способы снизить потребность в электроэнергии в десять раз, уменьшив потребление природного газа на 62%.
Власти должны в ближайшее время одобрить все эти необходимые преобразования. По данным Торгово-промышленных палат в Дрездене, многие компании Саксонии готовятся экономить природный газ или заменять его сжиженным газом и мазутом. Но нельзя забывать, что обширные требования и короткие сроки, в которые их надо будет применить, могут стать «тормозными колодками» для развития производства или бизнеса.