Утечки данных – «подарок» для преступных банд
Проблемы, которые доставляют людям утечки их персональных данных в интернет могут быть самыми разными. Например, обнародование той или иной медицинской информации о человеке, может привести к тому, что на его мобильный телефон начнут названивать сотрудники частных клиник, навязывая свои услуги, или мошенники, пытающиеся выманить у него деньги за какие-нибудь несуществующие лекарства или лечебные приборы. Впрочем, привлечь мошенников может «просто» номер телефона с именем владельца, оказавшийся в сети в открытом доступе, причем в последнее время попытки «развода на деньги» в таких случаях все чаще предпринимают не российские, а украинские злоумышленники.
Разные виды телефонного мошенничества возникли еще в 90-е годы, как только в России массово распространилась сотовая связь. Человеку могли, например, позвонить с неизвестного номера, представиться сотрудником банка, рассказать о якобы имевшей место попытке украсть с его счета деньги и уговорить его либо перевести все деньги на указанную ими карту, либо назвать все реквизиты своей карты, дав таким образом преступникам возможность, снять с нее все средства самим. Или с незнакомого номера могло прийти СМС-сообщение: «Мама, я сбил человека, меня везут в милицию», за которым следовала просьба перевести на чью-то карту крупную сумму денег – якобы на взятку стражам порядка.
Из банка, говорите? А я только что счет там закрыл! Фото: stock.adobe.com
Изначально мошенники избавлялись от сим-карты, с которой звонили или писали СМС, сразу же после получения от своих жертв денег, а следующей жертве звонили уже с другой «симки» и другого номера. Из-за этого их поначалу было довольно сложно ловить, однако к середине нулевых вычислять таких преступников все-таки научились, и заниматься подобным «разводом на деньги» стали, по большей части, заключенные, которым находящиеся на свободе сообщники передавали мобильные телефоны. А спустя еще несколько лет жители России заметили, что звонящие им «сотрудники банков», «следователи» и другие «специалисты», интересующиеся данными их банковских карточек, почему-то все чаще стали говорить с характерным украинским акцентом.
И действительно, по данным следственных органов и операторов сотовой связи, последние несколько лет большинство попыток выманить у российских граждан деньги по телефону совершается именно жителями Украины, так как они, в отличие от наших отечественных мошенников, могут делать это совершенно безнаказанно – ведь на них не распространяются российские законы. Что, кстати, подтверждают и рассказы их не состоявшихся жертв, которые, догадавшись, что им звонят вовсе не банковские служащие, задают им разные обидные для украинцев вопросы, касающиеся российской спецоперации – после чего их собеседник, как правило, начинает нецензурно ругаться и бросает трубку.
Мой сын кого-то сбил на машине? А ничего, что ему всего два года? Фото: stock.adobe.com
Несмотря на то, что многие граждане России уже знают, как вести себя при подобных звонках и не верят в «следователей» и «банковских работников», количество жертв телефонных мошенников все равно исчисляется миллионами. По данным МВД, за 11 месяцев 2021 года с этим способом выманивания денег столкнулся каждый седьмой житель РФ, и те, кто поверил преступникам, перечислили им, в общей сложности, 45 миллиардов рублей – и это не считая тех людей, кто не стал писать заявление и не попал в официальную статистику.
Как рассказала газета «Комсомольская правда», в украинском секторе интернета набор «сотрудников» в мошеннические «колл-центры» идет практически открыто, и недостатка в желающих заработать таким образом эти «центры» не испытывают. Туда берут даже тех, кто не особо умеет втираться к людям в доверие и убеждать их что-либо сделать – во многих подобных бандах есть «курсы», где этому можно научиться.
И хотя об этой проблеме много говорят и пишут разные СМИ, один ее аспект чаще всего остается без внимания – откуда злоумышленники узнают номера телефонов, на которые звонят? Большинство людей уже давно поняли, что «светить» свои телефоны в интернете может быть довольно опасно, и не делают этого, однако многочисленные сотрудники «колл-центров» каждый день названивают на сотни номеров. Очевидно, что мошенники берут такое огромное количество телефонов из тех баз данных, которые «сливают» в сеть сотрудники организаций, эти данные собирающих, или которые «утекают» туда по их недосмотру.
Украинские телефонные банды называют себя "колл-центрами". Фото: stock.adobe.com
В результате получается, что когда в той или иной российской компании, отеле, медицинском центре или еще каком-нибудь учреждении происходит утечка персональных данных, это становится еще и ценным «подарком» для украинских преступников, которые используют его, чтобы лишить последних денег доверчивых российских пенсионеров или испугавшихся за жизнь своих детей матерей.
И это еще один повод снова поднять одну из постоянных тем материалов FederalCity: не пора ли ужесточить наказания для тех, кто, намеренно или случайно, допускает утечки персональной информации, как ужесточили недавно ответственность за «слив» биометрических данных? Нормально ли, что те, кто фактически помогает украинским криминальным структурам зарабатывать огромные деньги, отбирая их у российских людей, отделываются копеечными штрафами?