Ольга Иванова
Опубликовано: 14:42, 04 июль 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

«Ленинопад» по-фински. В Суоми исчезли все памятники «вождю мирового пролетариата»

В финском городе Турку был убран последний в стране памятник Владимиру Ленину. Финские власти пошли на эту акцию после того, как страна приняла решение вступить в НАТО.

«Для государства, которое намерено вступить в Североатлантический альянс, наличие памятника советскому вождю является оскорбительным» — так местные власти объясняют данное решение. 

Аргумент довольно странный – хотя бы потому, что нигде в документах НАТО не написано, что Владимир Ульянов (Ленин) является для альянса неприемлемой фигурой… Кроме того, даже если НАТО считает Россию противником, коммунистический вождь ассоциируется отнюдь не с ней, а с несуществующим более СССР. Так что решение финнов говорит лишь о том, что НАТО живет вчерашним днем.

На начало 2022 года в Финляндии было два памятника Ленину – в Турку и Котке. В последнем городе памятник был убран еще в апреле.

«Теперь в Финляндии, получившей независимость буквально из рук тов. Ленина, памятников означенному товарищу нет… – иронизирует телеграм-канал «Капитан Арктика». – В общем, Ленин сделал свое дело, Ленин может уходить».

«Ленинопад» по-фински. В Суоми исчезли все памятники «вождю мирового пролетариата»
Памятник Ленину в Турку. Источник: ТГ-канал «Капитан Арктика»

Канал кратко описал историю появления памятников лидеру большевиков в стране Суоми:

«До 1917 года Финляндия входила в состав Российской Империи. Каковая империя, по факту, являлась соборным федеративным государством, включавшим в себя части с различным правовым, валютным и политическим режимом, одной из которых «страна тысячи озер» и была. Финский «субъект федерации» имел собственную конституцию, парламент, валюту, отличное от общероссийского законодательство, использовал григорианский календарь. Кроме того, Финляндию от остальной России отделяла таможенная граница (!), а органы внутренних дел Империи не могли действовать на финской территории без согласования с местными коллегами (что, кстати, позволяло российским революционерам чувствовать себя в Финляндии вполне вольготно).

После отречения Николая II, являвшегося не только русским, но и финляндским монархом (как Великий Князь Финляндский), престол страны стал вакантным. Финны терпели до ноября, признавая Временное правительство и назначаемых им генерал-губернаторов, но спустя неделю после новой – уже большевицкой – революции взяли, да и провозгласили республику. Но вот незадача: новую страну не торопились признавать прочие государства, ведь она, формально говоря, по-прежнему являлась частью России. 

Выход был найден в том, чтобы обратиться к правительству большевиков. Последнее было радо проявить международную субъектность и одновременно снять одну из угроз своему политическому положению внутри страны: уже 31 декабря 1917 года, спустя всего три дня по получении обращения финского Сената, государственная независимость Финляндской Республики была признана Совнаркомом Советской России, возглавляемым тов. Лениным. Ожидавшая исхода заседания СНК финская делегация получила текст постановления прямо из рук советского лидера…

Потом, конечно, в истории советско-финских отношений было всякое. Начать с того, что практически сразу после предоставления независимости «буржуазной» Финляндии тот же самый тов. Ленин поддержал альтернативную, «пролетарскую» Финляндию в разгоравшейся там гражданской войне. Ну а после между Финляндией и СССР были две тяжелых и кровопролитных войны.

Однако память о роли Ленина в обретении страной независимости в Финляндии осталась. Что и было обыграно в годы балансирования Хельсинки между советским и западным блоками, которое во многом позволило нейтральной скандинавской стране обеспечить свое благополучие, – в городах Турку (1977) и Котка (1979) появились памятники Ленину. Места были выбраны не случайно – оба города связаны с революционной деятельностью Ленина и РСДРП, сполна пользовавшимися преимуществами финской автономии.

Ну а теперь, стало быть, Финляндия собирается пойти по пути Украины – и в военно-политическом, и в символическом смысле. Где начинается атлантическая интеграция, там происходит и неминуемый «ленинопад»».

До своего демонтажа памятник Ленину в Котке неоднократно подвергался попыткам "десоветизации". Источник: Kirsi Lönnblad / Yle

Станут ли демонтированные скульптуры музейными экспонатами, неизвестно. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)