Ольга Иванова
Опубликовано: 20:42, 22 июнь 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

"Флоту открыть огонь на поражение" – хроника первого дня войны в Севастополе

Как начиналась Великая Отечественная для главной базы Черноморского флота в фактах и цифрах –   рассказывает эксперт FederalCity, историк Константин Мензелинцев

- Принято считать, что первая бомба ВОВ разорвалась именно в Севастополе в 3 часа 12 минут утра. Насколько верно с исторической точки зрения утверждение, что Севастополь первый вступил в бой с фашистами?

-  Все архивные документы и мемуары свидетелей и участников событий 22 июня 1941 года подтверждают – в Севастополе упала первая бомба Великой Отечественной войны, здесь же прозвучал первый боевой приказ и впервые был открыт огонь по нацистам.

Несмотря на то, что как минимум три разных источника высокой степени осведомленности сообщали руководству СССР точную дату наступления Германии и ее союзников на Советский Союз, а накануне атаки это рассказал перебежчик, в Кремле до последнего не верили, что готовится война, а не провокация.

Тем не менее, не учитывать донесения агентуры в Москве не могли. Поэтому 22 июня в 0.30 по всем приграничным округам была разослана Директива №1 Наркомата обороны, в котором указывалось на возможность нападения и одновременно требовали не поддаваться на провокации.

В 0.55 в штабе Черноморского флота приняли приказ штаба ВМФ за подписью наркома Николая Кузнецова – оперативная готовность № 1. Это означало прекращение всех увольнений, сбор экипажей и частей, получение боекомплекта, затемнение кораблей, готовность в любой момент открыть огонь и выйти в море. 

Несмотря на то, что сухопутные войска и НКВД получили директиву на 25 минут раньше, флот успел подготовиться к внезапному нападению, в отличие от большинства западных военных округов.

"Флоту открыть огонь на поражение" – хроника первого дня войны в Севастополе

    Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 под Севастополем. Источник: nationalgeographic.com.

В 2 часа 35 минут посты систем наблюдения и связи вместе с постами воздушного наблюдения и оповещения засекли множественные звуки моторов неустановленных самолетов, которые приближались к Севастополю со стороны мыса Фиолент и с западного направления. ПВО ЧФ запросила приказ на открытие огня. Командующий флотом Октябрьский связался с Генштабом, время шло, самолеты врага приближались.

К этому времени решением командования флота Севастополь был обесточен, поэтому гитлеровские летчики вместо освещенного побережья увидели полную темноту.

В 3 часа 06 минут начальник штаба ЧФ контр-адмирал Иван Елисеев отдал первый боевой приказ Великой Отечественной – ПВО флота открыть огонь на поражение по нарушившим госграницу СССР самолетам.

Через очень короткое время звенья "Ю-88" и "Хе-111" под командованием командира 27-й эскадрильи люфтваффе Бельке появились у входа в Севастопольскую бухту. Их встретил плотный огонь 44-х 76-мм зенитных пушек ПВО ЧФ и корабельных зениток, что не позволило вражеским летчикам атаковать корабли и военные объекты. Они сбросили на внешнем рейде неконтактные магнитные мины, а два фугаса (в 3.48 и 3.52) упали на мирные дома в районе Артбухты.

Три двухэтажных дома на улице Подгорной были полностью разрушены, на месте погибли 18 человек, более 200 были ранены. Это были первые жертвы этой страшной войны.

     Разрушенные в первые дни войны севастопольские дома. Источник: russiainphoto.ru.

- Как сложился первый день войны для Севастополя, флота и жителей города дальше, после воздушного налета и бомбардировки?

- Как я уже говорил, примерно в 0.40 пушечный выстрел над городом объявил "Большой сбор", затем по городской радиосети продублировали приказ всем военнослужащим немедленно прибыть в части и на корабли. За старшими офицерами и командирами высылались машины.

В 1.07 по трансляции объявили боевую воздушную тревогу. Так как был сделан акцент, что тревога не учебная, в боевая, многие в Севастополе уже не спали. К тому же в школах накануне были выпускные вечера, и родители ждали загулявших школьников.

Затем, около 3.10 послышался гул самолетов в районе Херсонеса, а затем небо над Севастополем озарили залпы десятков зенитных орудий, врубили прожектора. По воспоминаниям очевидцев, удалось сбить два вражеских бомбардировщика, однако официального подтверждения этого нет ни в советских, ни в гитлеровских архивах.

Утро 22 июня в Севастополе началось обращением Левитана о начале войны и началом мобилизации в военкоматах. Личный состав ЧФ и севастопольского гарнизона перешел на военное положение, райкомы комсомола объявили набор в отряды помощи РККА и НКВД, окна заклеивали бумагой и готовили маскировочные шторы.

      Морские пехотинцы ЧФ в первые дни обороны Севастополя. Источник: hc.east-site.ru.

В начале седьмого утра из Стрелецкой бухты вышел первый корабль ЧФ, который ушел в море в условиях войны. Это был тральщик "Трал" из состава бригады ОВРа.

В 12 часов по городской радиотрансляции передали обращение Вячеслава Молотова о вступлении в войну. Затем последовал призыв городского комитета партии и горисполкома: "Соблюдать порядок и спокойствие – всем организованно выйти на работу".

Ближе к 14.00 стали поступать известия о первых судах, которые подорвались на сброшенных утром фашистских донных минах – рыболовная шхуна "Днепр" и буксир СП-12.

На улице Подгорной начали разбирать завалы на месте падения фашистской мины, извлекать из-под обломков погибших и раненых. 

В школах Севастополя стали составлять списки детей и педагогов на эвакуацию, начали разъяснительную работу о поведении населения во время тревог. Охрана все военных объектов была усилена, удвоены гарнизонные караулы и патрули.

Ближе к вечеру сумятица в Севастополе улеглась, стало понятно, что это настоящая война, никакой провокацией тут не пахнет, и город перестраивается на военные рельсы.

      Краснофлотцы проходят у памятника Ленину на площади Нахимова в Севастополе. Источник: 9may.russiainphoto.ru.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)