Ольга Иванова
Опубликовано: 16:42, 08 июнь 2022
По материалам: federalcity
Другие новости

Нужен ли русской литературе писатель Дмитрий Глуховский?

ИА FederalCity продолжает рубрику «Тоска по Родине», посвященную уехавшим после начала спецоперации на Украине представителям российской «элиты», наш очередной «испуганный патриот» - писатель Дмитрий Глуховский.

На днях он был объявлен МВД РФ в розыск за распространение фейков о российской армии. По его собственным словам, поводом для возбуждения дела стал его пост в Интернете.

Нужен ли русской литературе писатель Дмитрий Глуховский?
Ориентировка МВД на Д. Глуховского

- Готов повторить все, что там сказано, - храбрится Глуховский.

Однако на самом деле его положение печально. После начала спецоперации России на Украине он уехал за границу, после чего опубликовал тот самый пост (интересно, что на английском языке). В нем на Россию возлагались вина за развязывание «войны», русские солдаты были названы «оккупантами», а поддерживающим СВО российским гражданам писатель пригрозил люстрациями.

Больше всего возмутило множество россиян, что он сравнил нацистов и убийц, засевших на «Азовстали», с защитниками Брестской крепости. Это было не просто оскорбительно по отношению к подвигу советских солдат, но и просто нелепо. Защитники крепости писали на стенах: «Умираю, но не сдаюсь», так и поступали, а мариупольские сидельцы писали видеообращения к Макрону, Эрдогану и Папе Римскому, умоляя спасти их, а после позорно сдались в плен.

В России реакция на высказывания Дмитрия Глуховского не замедлила последовать. Так, была приостановлена экранизация его романа «Метро 2033». Дальше, очевидно, будет хуже. И если уехавшие артисты еще смогут как-то заработать вне России, то русскоязычному писателю сделать это будет гораздо сложнее.

Тут можно возразить, что романы Глуховского довольно часто переводятся на иностранные языки. Но количество переводов говорит не о его популярности у западных читателей, а об интересе к нему тамошних издателей. А интересен этот автор вторичной по отношению к западной фантастике (впрочем, теперь уже не только фантастики) исключительно как «русский диссидент, выступающий против Путина». Однако, когда фигурант находится вне России, этот статус продается не очень хорошо.

Интервью с Д. Глуховским в немецком издании Ostsee Zeitung 

Он мог бы, конечно, переквалифицироваться из русскоязычного писателя в англоязычные, но для этого надо быть Владимиром Набоковым, а до него Дмитрий Глуховский, мягко говоря, не дотягивает. 

«Считаю Диму очень посредственным писателем, которому дважды очень крупно повезло: первый раз с попаданием в тренд со сменой фэнтези на постапокалипсис, второй – с рекламной кампанией по раскрутке «Метро 2033», - полагает, например, осведомленный автор телеграм-канала «Мекленбургский петербуржец».

Сказано, конечно, резковато, но в целом он прав. Секрет успеха Глуховского – действительно в очень вовремя написанном романе в жанре постапокалипсиса. Для российской литературы это тогда было непривычно, и наши весьма консервативные в этом отношении издательства рукопись ожидаемо отвергли. Тогда Дмитрий Алексеевич сделал еще один удачный шаг: разместил роман полностью и бесплатно в своем блоге, став, таким образом, едва ли не первым (во всяком случае, первым успешным) российским «сетератором».

Для российских читателей возможность напрямую общаться с автором через комментарии под текстом и даже влиять на содержание романа была потрясающей новинкой. Так что не удивительно, что в Сети роман получил определенную популярность. А уж после этого им заинтересовались влиятельные в этой сфере люди.

Д. Глуховский на встрече с читателями в Красноярске. Источник: "Википедия"

Ходят, например, слухи, что немалую роль в «раскрутке» романа сыграл близкий к Кремлю, а ныне весьма оппозиционный политтехнолог Кирилл Рогов. Так это или нет, но «Метро» стал бестселлером нулевых. Литературные достоинства романа роль, несомненно, сыграли, но не столь уж они велики – обычный крепкий «постап», в последующие годы такого было издано очень много, и зачастую качеством куда лучше.

И дело было не только в первенстве Глуховского. Просто он изначально имел хороший старт в виде правильно происхождения из семьи московского журналиста-международника. И сам Дмитрий Алексеевич начинал с работы на телеканале Russia Today, входил в кремлевский пул журналистов.

А еще он больше четырех лет жил и учился в Израиле, закончив факультет общественных наук Еврейского университета в Иерусалиме по специальностям «журналистика» и «международные отношения». 

- Я стал поклонником Израиля после того, как жил там, не то чтобы я начал чувствовать себя евреем, но я определенно начал чувствовать себя израильтянином, - говорит он теперь.

Слова с делом не расходятся: израильское гражданство он, разумеется, имеет – как и полагается всем «рукопожатным» российским творческим интеллигентам. А еще – виды на жительство в Германии, в качестве «контингентского беженца еврейского происхождения», а также Испании.

Уголовное дело на Д. Глуховского. Скриншот из Интернета

Ну и, конечно, после старта своего литературного успеха он сразу повел себя очень правильно – мгновенно изобразил из себя «обличителя авторитарного режима». Для успеха в богемной столичной литераторской «тусовочке» это есть непременное условие. И вот уже Глуховского нахваливают тамошние светила литкритики, вроде Галины Юзефович, не обращая внимания на «низкий жанр» и некоторую примитивность его романа. Когда надо поднять на щит «своего» человека, это у них грехом не считается…

Вскоре Глуховский уже обвешан престижными литпремиями, переводится на иностранные языки. Последующие его романы непременно становятся национальными бестселлерами, а «Метро» вырастает до трилогии. Естественно, много издается и переиздается. 

Доходит до того, что в прошлом году он становится автором текста для «Тотального диктанта», что, вообще-то, для писателя-фантаста крайне необычно. А когда Россотрудничество в лице его главы Евгения Примакова отказалось диктант поддерживать, тот был обвинен «прогрессивной общественностью» в насаждении цензуры.

Между тем политические высказывания Глуховского становились все резче: он выразил однозначную поддержку Алексею Навальному, заявлял, что сотрудничать с российскими властями невозможно, и так далее. Так что его позиция по поводу СВО ни для кого неожиданностью не стала.

Д. Глуховский (в центре слева) на вручении ему премии журнала GQ в категории "Автор года". Кадр из видео

Публицист Роман Антоновский так отозвался о нем:

«Это, конечно, очень смешно, когда на сцене стоит мордастый буржуазный писатель-миллионер в дорогом костюме, который не первый год поливает Россию и власть в своих соцсетях и интервью, и, отрыгивая черной икрой и французским шампанским, рассказывает толстым богатым мужикам и их любовникам и любовницам, чьи губы и грудь стоят, как годовой бюджет Уганды, что все они живут в концлагере, последнюю репку доедают под ударами кнута вертухая… Дима, дорогой, ну ты уже всех достал своим нытьем про ужасную Россию и ее ужасный темный народ. Может ты уже перестанешь себя мучить и уедешь куда-нибудь подальше?..»

Призыв этот был Дмитрием Алексеевичем услышан – уехал. Но, как и многих фигурантов нашей рубрики, его, похоже, подвела уверенность, что Россия осталась прежней. То есть, как уедет, так и приедет, и ничего ему за это не будет. Однако объявление писателя в розыск показывает, что он жестоко ошибся.

А тут еще подоспело высказывание о нем и прочих эмигрировавших из России литераторов, а также работающих с ними российских издателях и книготорговцев, от главы комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской:

- Непристойно, чуть что, бегать к государству с мольбами о помощи, при этом выделяя целые полки под Быкова, Глуховского, Парфенова. Тех, кто заодно с Акуниным в первые же дни спецоперации поспешил отчитаться перед Западом. Обещаю, что комитет Госдумы по культуре в ближайшее время задаст нелицеприятные вопросы учредителям и владельцам книжных магазинов. Разговор с издателями тоже впереди.

Мнение писателя-фантаста С. Лукьяненко о розыске Д. Глуховского. Скриншот из gazeta.ru

Что же, есть ощущение, что русская литература легко обойдется без писателя Глуховского. Вопрос в том, обойдется ли он без нее?.. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)