Нужен ли русской литературе писатель Дмитрий Глуховский?
ИА FederalCity продолжает рубрику «Тоска по Родине», посвященную уехавшим после начала спецоперации на Украине представителям российской «элиты», наш очередной «испуганный патриот» - писатель Дмитрий Глуховский.
На днях он был объявлен МВД РФ в розыск за распространение фейков о российской армии. По его собственным словам, поводом для возбуждения дела стал его пост в Интернете.
Ориентировка МВД на Д. Глуховского
- Готов повторить все, что там сказано, - храбрится Глуховский.
Однако на самом деле его положение печально. После начала спецоперации России на Украине он уехал за границу, после чего опубликовал тот самый пост (интересно, что на английском языке). В нем на Россию возлагались вина за развязывание «войны», русские солдаты были названы «оккупантами», а поддерживающим СВО российским гражданам писатель пригрозил люстрациями.
Больше всего возмутило множество россиян, что он сравнил нацистов и убийц, засевших на «Азовстали», с защитниками Брестской крепости. Это было не просто оскорбительно по отношению к подвигу советских солдат, но и просто нелепо. Защитники крепости писали на стенах: «Умираю, но не сдаюсь», так и поступали, а мариупольские сидельцы писали видеообращения к Макрону, Эрдогану и Папе Римскому, умоляя спасти их, а после позорно сдались в плен.
В России реакция на высказывания Дмитрия Глуховского не замедлила последовать. Так, была приостановлена экранизация его романа «Метро 2033». Дальше, очевидно, будет хуже. И если уехавшие артисты еще смогут как-то заработать вне России, то русскоязычному писателю сделать это будет гораздо сложнее.
Тут можно возразить, что романы Глуховского довольно часто переводятся на иностранные языки. Но количество переводов говорит не о его популярности у западных читателей, а об интересе к нему тамошних издателей. А интересен этот автор вторичной по отношению к западной фантастике (впрочем, теперь уже не только фантастики) исключительно как «русский диссидент, выступающий против Путина». Однако, когда фигурант находится вне России, этот статус продается не очень хорошо.
Интервью с Д. Глуховским в немецком издании Ostsee Zeitung
Он мог бы, конечно, переквалифицироваться из русскоязычного писателя в англоязычные, но для этого надо быть Владимиром Набоковым, а до него Дмитрий Глуховский, мягко говоря, не дотягивает.
«Считаю Диму очень посредственным писателем, которому дважды очень крупно повезло: первый раз с попаданием в тренд со сменой фэнтези на постапокалипсис, второй – с рекламной кампанией по раскрутке «Метро 2033», - полагает, например, осведомленный автор телеграм-канала «Мекленбургский петербуржец».
Сказано, конечно, резковато, но в целом он прав. Секрет успеха Глуховского – действительно в очень вовремя написанном романе в жанре постапокалипсиса. Для российской литературы это тогда было непривычно, и наши весьма консервативные в этом отношении издательства рукопись ожидаемо отвергли. Тогда Дмитрий Алексеевич сделал еще один удачный шаг: разместил роман полностью и бесплатно в своем блоге, став, таким образом, едва ли не первым (во всяком случае, первым успешным) российским «сетератором».
Для российских читателей возможность напрямую общаться с автором через комментарии под текстом и даже влиять на содержание романа была потрясающей новинкой. Так что не удивительно, что в Сети роман получил определенную популярность. А уж после этого им заинтересовались влиятельные в этой сфере люди.
Д. Глуховский на встрече с читателями в Красноярске. Источник: "Википедия"
Ходят, например, слухи, что немалую роль в «раскрутке» романа сыграл близкий к Кремлю, а ныне весьма оппозиционный политтехнолог Кирилл Рогов. Так это или нет, но «Метро» стал бестселлером нулевых. Литературные достоинства романа роль, несомненно, сыграли, но не столь уж они велики – обычный крепкий «постап», в последующие годы такого было издано очень много, и зачастую качеством куда лучше.
И дело было не только в первенстве Глуховского. Просто он изначально имел хороший старт в виде правильно происхождения из семьи московского журналиста-международника. И сам Дмитрий Алексеевич начинал с работы на телеканале Russia Today, входил в кремлевский пул журналистов.
А еще он больше четырех лет жил и учился в Израиле, закончив факультет общественных наук Еврейского университета в Иерусалиме по специальностям «журналистика» и «международные отношения».
- Я стал поклонником Израиля после того, как жил там, не то чтобы я начал чувствовать себя евреем, но я определенно начал чувствовать себя израильтянином, - говорит он теперь.
Слова с делом не расходятся: израильское гражданство он, разумеется, имеет – как и полагается всем «рукопожатным» российским творческим интеллигентам. А еще – виды на жительство в Германии, в качестве «контингентского беженца еврейского происхождения», а также Испании.
Уголовное дело на Д. Глуховского. Скриншот из Интернета
Ну и, конечно, после старта своего литературного успеха он сразу повел себя очень правильно – мгновенно изобразил из себя «обличителя авторитарного режима». Для успеха в богемной столичной литераторской «тусовочке» это есть непременное условие. И вот уже Глуховского нахваливают тамошние светила литкритики, вроде Галины Юзефович, не обращая внимания на «низкий жанр» и некоторую примитивность его романа. Когда надо поднять на щит «своего» человека, это у них грехом не считается…
Вскоре Глуховский уже обвешан престижными литпремиями, переводится на иностранные языки. Последующие его романы непременно становятся национальными бестселлерами, а «Метро» вырастает до трилогии. Естественно, много издается и переиздается.
Доходит до того, что в прошлом году он становится автором текста для «Тотального диктанта», что, вообще-то, для писателя-фантаста крайне необычно. А когда Россотрудничество в лице его главы Евгения Примакова отказалось диктант поддерживать, тот был обвинен «прогрессивной общественностью» в насаждении цензуры.
Между тем политические высказывания Глуховского становились все резче: он выразил однозначную поддержку Алексею Навальному, заявлял, что сотрудничать с российскими властями невозможно, и так далее. Так что его позиция по поводу СВО ни для кого неожиданностью не стала.
Д. Глуховский (в центре слева) на вручении ему премии журнала GQ в категории "Автор года". Кадр из видео
Публицист Роман Антоновский так отозвался о нем:
«Это, конечно, очень смешно, когда на сцене стоит мордастый буржуазный писатель-миллионер в дорогом костюме, который не первый год поливает Россию и власть в своих соцсетях и интервью, и, отрыгивая черной икрой и французским шампанским, рассказывает толстым богатым мужикам и их любовникам и любовницам, чьи губы и грудь стоят, как годовой бюджет Уганды, что все они живут в концлагере, последнюю репку доедают под ударами кнута вертухая… Дима, дорогой, ну ты уже всех достал своим нытьем про ужасную Россию и ее ужасный темный народ. Может ты уже перестанешь себя мучить и уедешь куда-нибудь подальше?..»
Призыв этот был Дмитрием Алексеевичем услышан – уехал. Но, как и многих фигурантов нашей рубрики, его, похоже, подвела уверенность, что Россия осталась прежней. То есть, как уедет, так и приедет, и ничего ему за это не будет. Однако объявление писателя в розыск показывает, что он жестоко ошибся.
А тут еще подоспело высказывание о нем и прочих эмигрировавших из России литераторов, а также работающих с ними российских издателях и книготорговцев, от главы комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской:
- Непристойно, чуть что, бегать к государству с мольбами о помощи, при этом выделяя целые полки под Быкова, Глуховского, Парфенова. Тех, кто заодно с Акуниным в первые же дни спецоперации поспешил отчитаться перед Западом. Обещаю, что комитет Госдумы по культуре в ближайшее время задаст нелицеприятные вопросы учредителям и владельцам книжных магазинов. Разговор с издателями тоже впереди.
Мнение писателя-фантаста С. Лукьяненко о розыске Д. Глуховского. Скриншот из gazeta.ru
Что же, есть ощущение, что русская литература легко обойдется без писателя Глуховского. Вопрос в том, обойдется ли он без нее?..