Дистанционное обучение – выбор из двух зол
В связи с ростом заболеваемости детей из-за распространения нового штамма коронавируса вновь возникает вопрос о введении в школах дистанционного режима учебы. Между тем, за два года пандемии вред онлайн-обучения для детского здоровья был доказан исследованиями, и теперь введение дистанта превращается для властей в сложную дилемму.
Напомним, в Москве дистанционное обучение в школах вводилось из-за острой эпидемической ситуации для всех школьников весной 2020 года, с 19 октября и почти до конца 2020 года – для учеников 6–11-х классов. В 2021 году тотального введения онлайн-формата в столице сумели избежать, хотя многие классы и школы уходили на карантин.
За два года пандемии дистанционное обучение из-за нагрузки на здоровье детей стало предметом острых дискуссий общественности Москвы и страны в целом. Как новый массовый способ обучения оно не могло не стать и предметом изучения специалистов в сфере гигиены учебной деятельности как в России, так и за рубежом.
В апреле–мае 2020 года Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава РФ провел исследование "Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Сотрудники НИИ опросили около 30 тыс. школьников с пятого по девятый класс из 79 регионов России. Вопросы оценивали уровень физической и психической нагрузки, влияние гаджетов на здоровье ребёнка во время самоизоляции.
Исследование показало, что безопасных для здоровья технологий онлайн-обучения сейчас нет. На самоизоляции у школьников значительно возросла продолжительность учебных занятий и выполнения домашних заданий (29,8% и 59,7% соответственно), у 46,7% увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами 4 часа и более, отметили 77,2% респондента; снижение продолжительности прогулок – 68,3% и физической активности – 55,2% детей.
Дистанционная учеба часто делается "на коленке". Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Основным гаджетом для ежедневного использования у детей на самоизоляции был смартфон; 73,1% указали, что смартфон использовался для дистанционного обучения. У 30,7% опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2% – карпально-туннельного синдрома, характерных для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и дистанционного обучения сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4% школьников адаптировались к условиям самоизоляции и дистанционного обучения.
В период эпидемии COVID-19 отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, что указывает на необходимость гигиенического регламентирования дистанционного обучения и разработки программы снижения риска для здоровья всех участников образовательного процесса в условиях самоизоляции и дистанта.
Дистанционное обучение. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
За рубежом также изучали влияние дистанционного обучения на здоровье детей.
Так, исследование в Канаде, о котором рассказал МК, установило, что дети в возрасте от 5 до 17 лет должны проводить у экранов компьютеров не более 2 часов в день. Третий час добавляется на то, чтобы сделать домашнюю работу. Это все, что может позволить себе школьник без ущерба для своего здоровья.
Однако указанную норму, по подсчетам канадских исследователей, после перехода на дистанционку выдерживают лишь 2,5% детей, а 90% выходят за эти рамки уже при внеучебном использовании интернета, к чему потом добавляется и учеба. Столь долгое пребывание перед компьютером не может не сказываться на здоровье школьников.
Прежде всего страдает зрение детей. Постоянное вглядывание в монитор приводит к миопии (близорукости): глаза, постоянно сфокусированные на чем-то близком, теряют практику фокусирования на отдаленных предметах. Чтобы предотвратить такое пагубное воздействие, необходимо не реже, чем раз в 20 минут переводить взгляд на отдаленные предметы, что сделать во время онлайн-урока невозможно.
Наряду со зрением возникают нарушения осанки, сложности с чтением и даже говорением, другие проблемы физического и умственного здоровья. Неподвижное сидение перед компьютером приводит к проблемам с обменом веществ – метаболическому синдрому, который повышает вероятность избыточного веса, диабета, сердечных и других заболеваний.
Дистанционное обучение. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
В феврале 2021 года информационное агентство Reuters провело опрос школьных округов по всем Соединенным Штатам Америки, чтобы оценить влияние полного или частичного закрытия школ на психическое здоровье детей.
В опросе приняли участие 74 округа. 74% опрошенных официальных лиц сообщили о росте показателей повышенного стресса психического здоровья среди учащихся. Более половины сообщили об увеличении числа обращений к специалистам по психическому здоровью и за психологической консультацией.
Почти 90% опрошенных указали более высокий уровень пропусков занятий или отсутствие включенности в урок – косвенный показатель, обычно используемый для оценки эмоционального здоровья учащихся.
В апреле 2021 года свое социсследование провело движение "Родители Москвы". Более половины из 2306 опрошенных в телеграм-канале родителей Москвы и Московской области сообщили о негативном влиянии удаленки на психическое и соматическое здоровье своих детей, а также о снижении успеваемости и ухудшении отношения к школе в целом. 81,8% наблюдали ухудшение зрения, 88,9% – проблемы с осанкой у своих детей во время и после дистанционного обучения.
Хронические заболевания во время и после обучения с применением дистанционных технологий обострились у 46,9% детей.
Родители также заявили о появлении у детей подавленности, плаксивости, агрессивности, резкой и частой смены настроения в течение дня (90,2%), нарушении сна (77,5%). Головные боли во время дистанционного обучения и сразу после него были у 81,5% детей, боли в спине – у 68,6%.
Кроме того, по свидетельству родителей, у детей появлялись аллергия, апатия, проявления остеохондроза, сколиоза, обострения диабета, кровотечение из носа, головокружение, участились случаи ОРВИ, боль в суставах, боли в ногах, проблемы с ЖКТ, мимические тики, ухудшение памяти, повышение артериального давления.
При этом, как отмечают 91,4% опрошенных родителей, уровень знаний их детей после и/или во время дистанционного обучения снизился, 90% считают, что упал и уровень мотивации к учёбе.
96,9% родителей высказались против обучения их детей с помощью дистанционных технологий.
Дистанционное обучение. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Родители, учителя, сами школьники и практикующие медики с первых дней самоизоляции также увидели, что дистанционное обучение несет огромный вред физическому здоровью и психическому состоянию детей.
Так, Наталья Ткаченко, специалист по детскому и медицинскому массажу, руководитель Центра семейного здоровья "ЧудОсанка", имеющая более 20 лет практики работы с пациентами, в интервью ИА FederalCity рассказала, что введение дистанционного обучения привело к колоссальным негативным изменениям в состоянии детей.
"Здесь патологии всех систем. Начиная с опорно-двигательной, заканчивая системой пищеварения. И самое важное, просто "убиты" спины детей. Огромное количество обращений к специалистам с остеохондрозами и сколиозами у школьников", – сообщила специалист.
Дистанционное обучение. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
"Ни для кого не секрет, что компьютер – это вредное облучение и травма для зрительной системы. Никакого "свободного движения" в квартире нет. Дети ограничены стенами комнаты и зачастую постоянно что-нибудь жуют во время занятий. По моим наблюдениям, урок они прослушивают лёжа на диване, не вставая с него часами. На диване делают огромное количество домашних заданий.
Привыкнув жить с телефоном в руках, дети не выходят на улицу, так как единственное развлечение и "отдых" для мозга они находят в играх на этих же гаджетах. А кислородное голодание не способствует усвоению пройденного материала", – отметила медик.
В январе 2022 года о вреде дистанционного обучения заявил руководитель отделения патологии позвоночника Центрального института травматологии и ортопедии имени Приорова, доктор медицинских наук, профессор Сергей Колесов. В беседе с РИА «Новости» он сказал, что в период пандемии из-за дистанционного обучения количество детей с мышечными болями увеличилось, так как при обучении из дома ребенок меньше двигается, у него появляется мышечный дисбаланс.
Хор противников дистанционного обучения, получивший поддержку со стороны специалистов, ко второму году пандемии был услышан властями.
В апреле 2021 года в Москве чиновники перешли к заверениям, что дистанционное обучение – вынужденная и временная мера в условиях пандемии, о чем сообщало ИА FederalCity. А еще чуть ранее, в марте 2021 года, глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что из-за нахождения на удаленке у детей начинаются серьезные проблемы со зрением, и специалисты, по ее словам, занялись изучением данной проблемы.
"Сегодня наши коллеги в разных странах публикуют данные – а мы занимаемся изучением этой проблемы – о растущей близорукости у детей, которые долгое время учатся дистанционно", – сообщила Попова, отметив также, что наблюдаются и другие нарушения здоровья (цит. по ТАСС).
Дистанционное обучение. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Однако сегодня очередная волна коронавируса снова заставляет власти думать о введении дистанционного обучения.
26 января в столичном Департаменте образования и науки заявили, что эпидемиологическая обстановка в московских школах находится под особым вниманием управленческих команд, которые делают все возможное для продолжения обучения, в том числе с применением дистанционных технологий.
"Обучение с применением дистанционных технологий организовано только в классах, которые находятся на карантине", – сообщили в департаменте.
В Москве и в стране в целом предприятиям и компаниям власти уже рекомендовали перейти на удаленку, в столице также ограничены массовые мероприятия. И черта, за которой возможно такое непопулярное решение, как введение дистанционного обучения, все ближе.
По оценкам специалистов, именно в конце января – начале февраля возможен пик заболеваемости, и многие ждут перевода школьников на онлайн обучение.
30 января министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что полностью переводить школы на дистанционное обучение не планируется, но регионы имеют право принимать решения в связи с эпидемиологической обстановкой.