Рецензия: «Буерак» - «Скромные апартаменты» *** (Слушать)
2017, «Свет и тени»
За год с момента выхода альбома «Танцы по расчёту» группа «Буерак» набрала неплохие обороты - и презентация «Скромных апартаментов» пройдёт уже во вместительном «Главклубе». В принципе, мы обращали внимание на светлые перспективы проекта: «Буерак» оказался довольно нахальным и слишком экстравертным для инди-группы. Было заметно, что темперамент музыкантов не позволит им удовлетвориться вялым пением для себя и своих друзей. Они знали толк в сочинении мелодий и придумывании интересных текстов. Наличие в них сквозного персонажа, уроженца вымышленного сибирского городка Усть-Чилима, позволяло «Буераку» добавлять в жизненные зарисовки изрядную порцию абсурда. Плюс подача: витальности у группы оказалось, возможно, побольше, чем во всей местной инди-музыке - соответственно, слушатели оценили, что музыканты, в принципе, стараются для них, а не только для себя, - и начали включать записи, подпевать, подтягиваться на концерты...
- Это, наверное, самое крутое и длинное из того, что мы когда-либо делали, - рассказал «Афише» солист «Буерака» Артём Черепанов про альбом «Скромные апартаменты». - Он лучше предыдущего во всем — более яркие мелодии и более глубокие тексты. Где нужен абсурд, они более абсурдные, а где надо серьезно — там все более серьезно и вдумчиво. Я никогда не бываю доволен конечными результатами наших релизов более чем на процентов 60, но сейчас доволен почти на все 100. Я думаю, этим альбомом мы покажем, что мы совсем отдельный пласт в русской музыке, и зададим для нас самих более высокую планку.
Спорить с творцом мы не будем, но скромно заметим, что со стороны предмет смотрится иначе. Вполне возможно, что «Скромные апартаменты» придутся по вкусу тем, кто пропустил «Танцы по расчёту»: эффект новизны («наконец-то появилась группа, которая делает всё по-своему, и получается круто») тут играет важную роль. Для тех, кто имел счастье оценить (я бы даже сказал, заценить) предыдущую пластинку, «Скромные апартаменты» покажутся если не повторением пройденного, то сиквелом, пытающимся старательно повторить прошлогоднюю успешную работу. А публика уже включила режим завышенных ожиданий и хочет каких-то новых фишек и ходов.
Хотя даже не обязательно новых. Вполне реально было, оставаясь в привычной парадигме, придумать что-то цепляющее. Но «Буерак» пошёл по пути наименьшего сопротивления, справедливо (хотя кто знает) решив, что однажды найденная и оцененная манера сама по себе продолжит провоцировать интерес аудитории. На мой взгляд, если уж группа согласилась работать на более-менее массовую аудиторию, нужно эту аудиторию постоянно чем-то завлекать. Здесь же единственным «юзер-френдли»-ходом становится сам факт выхода нового альбома группы «Буерак». А есть ли там хитовые мелодии и небанальные тексты, вопрос будто бы второстепенный. Любопытные песни здесь, конечно, есть: это и «С пустым карманом ты всегда один», и «Кафе для дураков», и «Усталость от безделья». Но все остальные хуки и крючочки «Буерак» прячет за нарочито равнодушной подачей, таким образом сильно переоценивая степень вовлечённости, которую может себе позволить массовая аудитория. Да не будет большинство зрителей ничего копать, лучше послушает другую группу.
Алексей Мажаев, InterMedia