Сергей Иванов
Опубликовано: 04:14, 20 сентябрь 2020
По материалам: rusvesna
Другие новости

Донецк поразил нас чистотой, розами и велосипедными дорожками, — Светлана Пикта (ФОТО)

Донецк поразил нас чистотой, розами и велосипедными дорожками, — Светлана Пикта (ФОТО)

Журналист-политэмигрант поделилась с «Русской весной» своими впечатлениями от посещения родного Донецка, в котором не была 7 лет, во время проведения второго фестиваля литературной фантастики «Звезды над Донбассом»

— Светлана, какое впечатление на вас оказал родной вам Донецк, где вы не были с довоенного времени?

— Так получилось, что в Донецке я не была с 2013 года. Летом 2013 мы с сестрой, встретившись в городе, где провели детство, пошли во «Львовскую кофейню», за точность названия не ручаюсь, но кажется так она и называлась, находилась прямо возле драмтеатра на площади Ленина.

Обслуживание там было на украинском языке, и это было как экзотика в русскоязычном Донецке, на которой удавалось заработать, ведь никакого неприятия к украинскому языку тогда ещё не было.

Никто и не предполагал тогда, что первый закон, который примет постмайдановское правительство, будет ущемлять права русскоязычных, хотя все русскоязычные на востоке Украины к тому времени и так очень смиренно приняли необходимость применения чужеродного для них украинского — изучение в школе, ведение официальной документации и т. д.

Были, конечно, робкие и вялые попытки напомнить о своих правах — мы все помним предвыборную риторику Януковича, который обещал, наконец, сделать русский вторым государственным, но это всё помните, чем закончилось.

Мне тогда запомнился Донецк очень шумным, душным от количества людей, машин, роз, рекламы, зеркальных витрин, нагромождения магазинов больших и маленьких, активной ночной жизни и немного грязноватым.


Светлана Пикта и юная луганская писательница Фаина Савенкова

Не таким грязным, как это было в чудовищные 90-е, конечно, но и чистым я бы его не назвала. Запомнилось тогда ещё, что при всём внешнем лоске были ужасные дороги, впрочем, как и во всех областных центрах Украины…

И вот когда я ночью неделю назад въезжала в Донецк спустя семь лет разлуки — это было совсем другое лицо города.

Как будто разом исчез весь мусор и всё наносное. Мы ехали от границы России по ровной дороге с идеальной разметкой и въехали за 10 минут до комендантского часа в чистый, строгий и опустевший город.

Как так получилось, что уже семь лет люди живут в военных реалиях, дисциплинированно соблюдая комендантский час (ведь Донецк обожал ночные тусовки!), непостижимо. Как будто какой-то повеса вдруг оказывается идеальным отцом, такой примерно шок.

Утром, выйдя из гостиницы «Шахтар Плаза» на прогулку, я была потрясена окончательно: розы, всё вычищено, велосипедные дорожки! В Киеве в 2017-м найти велосипедную дорожку было тяжело, например. Не знаю, как сейчас.

— Как вам культурные и гастрономические объекты Донецка?

— Увы, я честно пыталась «достать билетик» хотя бы на один спектакль, но мне так и не удалось. Все билеты были распроданы! Так что имейте в виду: день в день билеты на спектакли или концерты в Донецке достать невозможно. Вот так! 

И это при том, что все культурные мероприятия начинаются в не слишком удобное время — днём (в связи с комендантским часом). Ну что же, мы приятно провели время на набережной Кальмиуса, рассматривая Чехова в исполнении знаменитого донецкого художника и скульптора Равиля Акмаева, наслаждаясь южным солнцем и, кстати, очень неплохой европейской кухней в одном из ресторанов на набережной.


Московский писатель-фантаст Сергей Чекмаев с донбасской молодежью

Свободного времени было совсем немного, я вспоминаю сейчас эти минуты, как большое счастье. Кстати, Равиль любезно пригласил нас на следующий день в свою мастерскую, кормил нас вкуснейшей гречкой по своему особому рецепту: гречка тушится с капустой и курицей. Конечно, я записала интервью с Равилем, и оно скоро выйдет.

— Вы, как я понял, приезжали, чтобы сделать несколько репортажей. Один из них — презентация книги «Черное солнце Украины» московского политолога Алексея Кочеткова, которая посвящена одиозному неонацистскому полку «Азов».

Понравилась ли презентация, которая прошла в Центре молодежной дипломатии «Legatus», которым руководит донецкий общественный деятель Карина Павлючкова?

— Презентация книги Алексея Кочеткова проходила в двух местах: как вы правильно сказали, в «Legatus» и в Донецком университете. В обоих случаях на встречу с автором пришли какие-то невероятные молодые люди, некоторые даже в костюмах с бабочкой и задавали очень глубокие и интересные вопросы.

Особую остроту презентации придавало то, что присутствовали пострадавшие от нацистского произвола люди. Так, одна из женщин, донецкая гречанка Ольга Федорова-Пандази, буквально праздновала в эти дни свой «второй день рождения» после неожиданной встречи в 2014 году с «Азовом» на подступах к одному из греческих поселений ДНР, которая чуть было не закончилась её и её родственников расстрелом.

Так что присутствующие знают о таком явлении, как нацбатальоны не понаслышке. Аудитории были заполнены под завязку. После презентации решено было встретиться с автором ещё раз через пару месяцев для обсуждения другой его книги. Предполагаю, что это будет ещё интереснее.

— Какое впечатление на вас произвел второй фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом», который проходил в эти дни в Донецке?

— Конечно, основной целью приезда было посещение небывалого по размаху для последних, наверное, лет десяти события в русской литературной жизни — фестиваля фантастики «Звёзды над Донбассом».

Такое количество знаменитых имён на «непризнанной территории» — это был настоящий вызов «всему цивилизованному миру». 


Московский политолог и писатель Алексей Кочетков на Саур-Могиле

Только писателей приехало около ста человек. Об уровне фестиваля можно было судить ещё по тому факту, что сборник «Живи, Донбасс» был премирован Московской Литературной премией, а организатор фестиваля — председатель общественной палаты ДНР Александр Кофман получил от Интернационального союза писателей России вице-гран-при в номинации «Общественная деятельность» за организацию фестиваля подобного масштаба.

Более 50 мероприятий — семинары, мастер-классы, лекции, посещение с гуманитарными целями других городов ДНР и мест боевой славы — всё это стало возможным благодаря совместным усилиям Общественной палаты ДНР, писателей, которые приехали на Донбасс без всяких гонораров, и волонтёров — молодёжи из различных учебных заведений, помогавшим гостям города.

Без преувеличения, последние ночевали на фестивале. Один из них провозился с моим материалом около трёх часов, причём уже глубокой ночью (мне нужно было скинуть файлы, чтобы освободить место на камере). Я невероятно тронута таким отношением и гостеприимством.

Надо ли говорить, что «Звёзды над Донбассом» своим светом растревожили сон разума соседнего западного государства, которое внесло всех гостей фестиваля буквально через день или два после приезда в список печально знаменитого «Миротворца».


Донецкий художник Равиль Акмаев в своей мастерской

Впрочем, писатели отреагировали на эту новость бурными аплодисментам, а те, кто туда не попал, всерьёз огорчились. Писатель-фантаст Святослав Логинов даже записал обращение к модераторам сайта: «Я очень огорчён, что меня забыли внести! Что я скажу родным?».

Эдуард Шаповалов

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: