Анатолий Плющай
Опубликовано: 14:00, 21 декабрь 2019
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия на фильм Клима Шипенко «Холоп»: Ты чьих будешь?

Рецензия на фильм Клима Шипенко «Холоп»: Ты чьих будешь?

Оценка: 7 из 10

Комедия «Холоп» выйдет в российский прокат 26 декабря 2019 года. Режиссёр: Клим Шипенко. В ролях: Милош Бикович, Александра Бортич, Иван Охлобыстин, Александр Самойлено, Мария Миронова и др.

Сын влиятельного олигарха Гриша (Милош Бикович) откровенно «попутал берега». За одну ночь он разгромил мини-бар в ночном клубе, очень некрасиво обошёлся с гламурной девушкой и покалечил принципиального сотрудника ГИБДД. Теперь проштрафившемуся мажору грозит реальный срок.

Отчаявшись, Павел (Александр Самойленко), отец Григория, решил пойти на крайние меры. При помощи чудаковатого организатора массовых исторических реконструкций (Иван Охлобыстин), он «перенес» сына в середину XIX века, где все без особых церемоний обращаются с ним как с бесправным конюхом. Чтобы вырваться из этого дурного сна, Грише предстоит совершить какой-нибудь из ряда вон выходящий поступок.

Ещё немного – и Клим Шипенко станет одним из самых влиятельных российских режиссёров. Его продуктивность и всеядность поражает. В арсенале режиссера психологический детектив, романтическая комедия, историческая драма и остросюжетный триллер. Только за последние три месяца на его счету две резонансные премьеры – «Текст» и «Холоп».

В «Холопе» Клим Шипенко сразу в нескольких плоскостях балансирует на лезвии бритвы, но ни разу не переходит грань. Исторические интерьеры воссозданы в фильме любовно, однако придраться к их достоверности, при желании, можно. Например, «крестьяне» удалённой от современной цивилизации деревни предстают вовсе не набожными людьми, но проницательный в других ситуациях Гриша этого в упор не замечает – наверняка потому, что является «жертвой ЕГЭ».

Методы, которыми действует герой Охлобыстина, попахивают психологическим (а даже местами и домашним) насилием. После «Холопа» критики наверняка продолжат жаркую дискуссию о допустимости подобных воспитательных моментов, начатую ещё после выхода ленты «Временные трудности», где перед актером поставлена схожая задача. С одной стороны, в фильме имеет место откровенная манипуляция людьми. С другой – разрыва шаблона ещё никто не отменял…

Клим Шипенко старается не злоупотреблять пустым зубоскальством, поэтому даже бесхитростные, на первый взгляд, шутки в «Холопе» имеют очень глубокий подтекст. Например, сцена, где Гриша допытывается у «селянина», кто организовал постановку, явно отсылает к бессмертной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Только вместо прославленных режиссёров герой перечисляет: «Сбербанк, Газпром?» И в этом есть свой резон, ведь если в советское время режиссеры были самостоятельными творческими единицами, то сейчас нередко масштабные проекты оплачиваются крупными финансовыми структурами, а потому лоббируют чьи-то интересы. Впрочем, к Климу Шипенко последнее всё-таки не относится…

Денис Ступников, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)