Иван Филипов
Опубликовано: 03:24, 03 ноябрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

Из проекта магистрали Челябинск — Екатеринбург предложили исключить Касли

Александр ДыбинИз проекта магистрали Челябинск — Екатеринбург предложили исключить КаслиНаталья Ханина

Власти сделали очередной шаг на пути к возведению высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург. На днях в федеральной информационной системе территориального планирования появились документы, связанные с изменением транспортной схемы Российской Федерации. В частности, в схему территориального планирования предложено внести уральскую ВСМ, здесь же обозначена трассировка будущей магистрали между Челябинском и Екатеринбургом; а также дать обоснование, почему дорога должна быть проложена именно так. Пока у документа значится статус «проект» и в него можно внести изменения, но эксперты полагают, что это маловероятно.

«Включение ВСМ в схему территориального планирования, по большому счету, ничего не значит и ни к чему не обязывает, — говорит источник Znak.com, знакомый с процедурой прохождения подобных документов. — Но это необходимая формальность, после которой можно вносить изменения в региональные и муниципальные схемы. Как правило, такие проекты рассматриваются до трех месяцев. За это время с мест могут поступить замечания и предложения. Но опыт говорит о том, что регионы и не пытаются что-то поменять в проектах, а молча принимаю то, что предлагает Москва».

Разработчиком проекта значится ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», головной офис которого расположен в Санкт-Петербурге. Согласно материалам, выложенным в информационной системе, магистраль Екатеринбург — Челябинск, получившая название Уральская высокоскоростная магистраль (УВСМ), должна быть частью двух более глобальных маршрутов: Екатеринбург — Астана и Москва — Челябинск.

Новый вариант трассировки

«На УВСМ предусматриваются следующие типы раздельных пунктов с путевым развитием: пассажирские начальные и конечные станции: Екатеринбург-Пассажирский Свердловской железной дороги и Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги, — говорится в документации. — Пассажирские промежуточные станции: Кольцово, Сысерть, Сулейманово, Баландино. Также запланированы опорная станция Снежинск и техническая станция Тракторострой, которая будет основным депо».

Ранее власти Челябинской области сообщали, что ВСМ может дать дополнительный импульс одной из депрессивных территорий, а именно Каслям. Предполагалось, что появление в этом городе новой инфраструктуры даст территории рабочие места и привлечет инвестиции.

Кроме того, Касли расположены рядом с двумя относительно обеспеченными «запретками» — Озерском и Снежинском, жителям которых могла бы быть интересна магистраль. Однако в проекте о станции в Каслях нет ни слова.

Первый сценарий трассировки, предложенный пару лет назад Борису Дубровскому

«Прохождение трассы в районе Снежинска планировалась изначально. В соответствии с разработками проектировщиков ХП "УСМ", трасса высокоскоростной железнодорожной магистрали проходит между Челябинском и Екатеринбургом максимально прямо и учитывает при этом существующие земельно-правовые, градостроительные и иные ограничения.

Снежинск расположен между Челябинском и Екатеринбургом и попадает в зону тяготения трассы. Станция Снежинск-УВСМ предусматривается за пределами ЗАТО, и зона между станцией и городом становится перспективной территорией развития.

На данный момент ведутся работы по включению трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург в Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, — сообщил Znak.com директор хозяйственного партнерства „УВСМ“ Сергей Бревнов. — Для этого ранее были подготовлены и отправлены в Минтранс России документы, которые основывается на принятой трассировке, на проведенных изысканиях, в том числе на результатах аэрофотосъемки. Проект изменений в Схему территориального планирования согласован внутри Минтранса России и отправлен на согласование в профильные федеральные органы исполнительной власти, а также в Челябинскую и Свердловскую области».

При этом пассажирская станция появляется в Сулейманово — небольшой деревне недалеко от федеральной автомобильной трассы М-5.

«В границах 30-минутной автомобильной доступности будут станции УВСМ от таких населенных пунктов, как Полевской (62 тыс. чел.), Снежинск (50 тыс. чел.), Сысерть (21 тыс. чел.), Касли (17 тыс. чел.), Кольцово (15 тыс. чел.) и некоторых менее крупных. В зоне тяготения УВСМ оказывается также и население, проживающее на территории, прилегающей к названным поселениям, — говорится в сопроводительной документации. — В зоне тяготения УВСМ проживает население почти 3,5 млн чел., больше половины от этого числа приходится на Свердловскую область (1,8 млн чел), на Челябинскую — 1,6 млн. человек».

Согласно документам, именно такой вариант трассировки был выбран из 8 вариантов, при этом любая другая конфигурация УВСМ повлечет за собой существенное удорожание проекта. Ранее власти Челябинской области обозначали стоимость строительства магистрали в 200 млрд рублей.

В первом варианте Касли были в схеме

«Проект планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства в рамках концессионного соглашения, — отметил Сергей Бревнов. — Для его воплощения создано хозяйственное партнерство, в которое вошли Челябинская и Свердловская области, Группа ЧТПЗ и Инвестиционная группа РВМ-Капитал. ОАО „РЖД“ выступает стратегическим партнером проекта, заключено трехстороннее соглашение. На данный момент ХП „УСМ“ ведутся переговоры с потенциальными отечественными и зарубежными инвесторами. Так, в этом году на площадке „Евразийский мост“ в Харбине был подписан Меморандум о сотрудничестве с китайскими коллегами из China Railway Group Ltd. Летом состоялась презентация проекта на Российско-Итальянской рабочей группе по транспорту. В настоящий момент ведутся переговоры о сотрудничестве с Немецкой инициативой по развитию ВСМ, с производителем подвижного состава Talgo. Помимо этого, ведутся переговоры с рядом банков».

Отмечается, что при выборе положения трассы исключено прохождение путей через особо охраняемые природные территории.

«Выбор трассы УВСМ произведен в полигоне, ограниченном с запада железнодорожной линией Екатеринбург — Верхний Уфалей — Кыштым — Шагол — Челябинск, а с восточной стороны — железнодорожной линией Екатеринбург — Каменск-Уральский — Баландино — Челябинск. Всего рассмотрено восемь вариантов трассы, — говорится в материалах. — Рекомендуемый вариант прохождения трассы подтвержден проведенными в рамках обоснования инвестиций инженерными изысканиями. Изменение варианта прохождения трассы с учетом заданной скорости движения и нормируемого времени хода между конечными пунктами повлечет за собой существенное увеличение затрат на реализацию проекта».

По прогнозу, на второй год эксплуатации магистрали пассажиропоток должен составить порядка 3 млн человек в год. На шестой год эксплуатации, согласно планам, должны появиться новые высокоскоростные ветки.
Владислав Иноземцев: почему Россия вряд ли сможет построить высокоскоростные магистрали

«УВСМ будет интегрирована в общероссийскую сеть высокоскоростного и скоростного транспорта и будет связана с такими проектами, как железнодорожные магистрали Москва — Казань — Екатеринбург (ВСМ-2), Екатеринбург — Тюмень и Екатеринбург — Нижний Тагил. УВСМ позволит создать высокоскоростную железнодорожную связь Челябинска с множеством крупных городов, в том числе с Москвой (к 2030 году), а также будет являться одним из элементов транспортного коридора Европа — Казахстан — Китай, — говорится в проекте. — Произойдет фактическое объединение рынков труда Свердловской и Челябинской агломераций, формирование единой Уральской конурбации. Административные центры, в районе которых пройдет УВСМ, будут притягивать трудовые ресурсы, что стабилизирует, в частности, демографические тенденции и в целом приведет к постепенному выравниванию социально-экономического развития субъектов зоны тяготения УВСМ. Реализация проекта позволит расширить географию маятниковых миграций в Екатеринбургской и Челябинской агломерациях, также позволит решить многие экономические и демографические проблемы монопрофильных населенных пунктов, располагающихся в зоне тяготения УВСМ. Жители данных городов получат возможность найти себе место приложения труда в региональных центрах, не меняя место своего жительства».

Согласно расчетам, работа магистрали даст бюджетам Челябинской и Свердловской областей дополнительные доходы более 90 млрд рублей. При этом строительство УВСМ возможно осуществить за четыре года.

Однако эксперты отнеслись к проекту скептически, назвав многие пункты проекта «фантазией».

«Из документов видно, что от ВСМ отрезано 60% населения Челябинска, — говорит гендиректор ООО „КЭМП“, уральский эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Запланированы станции на вокзале и в аэропорту. При такой конфигурации жителям северо-запада и Металлургического района Челябинска магистраль неинтересна, так как им до вокзала придется добираться час, а то и больше. А если планировать станции по Челябинску, то в заявленное время пути уложиться будет невозможно. Но главное, откуда взяли, что магистраль будет кому-то нужна? Да, как быстрый транспорт до аэропорта Кольцово, которому Баландино давно проиграло конкуренцию, это интересно. Но это явно не 3 млн пассажиров в год. В документах говорится о 49 поездах в сутки. Но между Челябинском и Екатеринбургом нет такого грузопотока».

Яков Гуревич: «Проект ВСМ Челябинск - Екатеринбург нереален и никому не нужен»

Кроме того, в обосновании указано, что проект согласуется с прогнозами долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года. Однако, по мнению эксперта, в прогнозе сказано, что все ВСМ будут реализовываться, только если страна будет развиваться по инновационному сценарию. Сейчас же страна идет по консервативному. Кроме того, планы на высокоскоростные магистрали утверждены научно-техническим советом ОАО «РЖД», есть на этот счет и программа развития высокоскоростного движения. Правда, совет — это совещательный орган, программа же должна финансироваться правительством страны, а средств на это не выделялось.

«Челябинская область уже теряет инвестиции из-за проекта ВСМ, — говорит Яков Гуревич. — РЖД на фоне разговоров о новой высокоскоростной магистрали перестало вкладывать средства в развитие ветки через Каменск-Уральский в Челябинск. Раньше здесь планомерно шли работы, направленные на то, чтобы магистраль была двухпутной. Сейчас они остановлены. Но в целом развивать ВСМ — это тупиковый путь. За Китаем, который годами и поэтапно развивал эту тему, нам уже просто не угнаться. При этом весь мир ждет, когда будут разработаны новые варианты скоростных передвижений. Речь идет о Hyperloop (проект Илона Маска. — Прим.ред.) или подобном проекте. Да, сейчас они только разрабатываются, и там много сложностей, но когда-то все это будет преодолено. Эта технология быстрее и выгоднее. Но главное, на этом поле еще нет игроков, и там можно занять лидирующие позиции, а не пытаться догнать Китай, что в принципе невозможно. При этом в России идут активные разработки своего условного „гибперлуп“. Но челябинские вузы в них не участвуют, хотя определенные компетенции есть».

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: