Игорь Ласточкин
Опубликовано: 13:07, 17 ноябрь 2019
По материалам: intermedia
Культура

Новые формы взаимодействия человека с культурой, искусством и обществом оказались в центре внимания экспертов проекта «Культура 2.0»

Новые формы взаимодействия человека с культурой, искусством и обществом оказались в центре внимания экспертов проекта «Культура 2.0»

Завершающий день работы Санкт-Петербургского международного культурного форума 16 ноября 2019 года стал насыщенным для Открытого лектория «Культура 2.0» — в рамках специального проекта форума в «Манеже» состоялось несколько встреч, посвященных новым технологиям в культуре. Участники дискуссии «Куда катится этот мир?» представили широкой публике свое видение настоящего и будущего в свете технологических идей и обсудили, как искусственный интеллект, нейронные сети, виртуальная реальность и роботизированные механизмы меняют нашу жизнь и заново определяют творческие возможности.

О будущем культуры и искусства дискутировали международные эксперты: основательница и управляющий директор Patternmakers Танди Палмер Вилльямс, стратегический дизайнер и старший партнер консалтингового бутика VISSCH+STAM Джаспер Виссер, управляющий партнер компании MTM Ричард Эллис, старший вице-президент Orange Business Services в России Ричард ван Вагенинген и заместитель Генерального секретаря Совета Европы Габриелла Баттаини-Драгони. Модератором встречи выступила международный корреспондент Svenska Dagbladet Гунилла фон Халль.

За последние десять лет технологии коренным образом изменили взаимодействие человека со сферой культуры и искусства: музейные коллекции со всего мира можно просмотреть онлайн, а билеты в театр купить с помощью смартфона. Как технический прогресс изменит мир еще через десять лет, предположил Ричард Эллис — управляющий партнер компании MTM, один из ведущих европейских консультантов по исследованиям и стратегиям.

- Не так давно в Economist был представлен отчет о том, как технологии будут способствовать доступности культуры и культурной жизни. 2/3 респондентов в России, 40% респондентов в Китае и 50% в Великобритании сказали, что за последние полгода цифровые технологии позволили им увидеть то, чего они раньше увидеть не могли. Это совершенно удивительные цифры, и они будут очень важны для следующих 10 лет. Я работал на Google — компанию, которую часто воспринимают как «плохого парня». Не все, что Google делает, принимается хорошо, но у них есть YouTube. Это уникальная платформа! YouTube доступен для всех, это самая крупная образовательная платформа в Африке. Вообще по всему миру. В любой стране, где есть YouTube, у вас есть доступ к образованию. То же касается области культуры и искусства: YouTube — это крупнейшая в Европе платформа для публикации лекций, выступлений в области литературы, театра, танца и не только. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкивается Google, он делает удивительные вещи. Мне кажется, в следующие 10 лет одним из самых важных сдвигов будет именно изменение образа взаимодействия людей с данными, — рассказал Ричард Эллис.

Культурные учреждения тоже идут в ногу со временем. Музеи и творческие площадки активно внедряют новые технологии и изучают своих посетителей. Своим опытом работы с музеями поделилась управляющий директор Patternmakers Танди Палмер Вилльямс — консультант по исследованиям в области культуры, творчества и социальной сферы.

- Я работала в инновационном фонде Nesta и занималась научно-исследовательскими и конструкторскими разработками. Мы провели 52 проекта как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях культуры и каждый раз смотрели, как реализуются эти проекты. Успешные проекты ставили четкие цели и меняли их в случае необходимости. Когда проекты запускались, все хотели писать приложения — тогда активно развивались мобильные устройства. Но никто не скачивал эти предложения. Многие учреждения культуры создавали их просто потому, что это было модно, но не всем они были нужны на самом деле. Порой музеям достаточно сделать хороший вебсайт вместо этого. А один музей у нас проносил свои картины по университету — физически, чтобы студенты видели, что там выставляется. То есть, вместо того чтобы делать приложение, они подошли к делу креативно. Очень важно, чтобы учреждения культуры понимали, какова их цель. Какие проблемы они хотят решить? Что волнует людей вокруг? Как можно помочь этим людям? — рассказала Танди Палмер Вилльямс.

О том, как технологии будут преобразовывать наши города, поразмышлял старший вице-президент Orange Business Services в России Ричард ван Вагенинген.

- Такой проект как «умные города» — тоже не про технологии. Он про сообщества, про то, как люди взаимодействуют с друг другом, а технологии помогают им взаимодействовать. «Умный город» помогает вам создать сообщество: вы приехали в какой-то город впервые в жизни, купили путеводитель или скачали приложение, но ведь лучше встретиться с людьми, которым интересно то же, что и вам? Есть российское приложение Artefact, в котором вы наводите телефон на картину и видите информацию о ней. То же самое можно сделать и про людей: вы сидите в кафе, рядом сидит Петр или Джейн, а приложение знает, что у вас общие интересы и предлагает вам вместе выпить кофе. Так вы сможете познакомиться с новыми людьми, с единомышленниками. Технологии помогают нам создать новые способы общения, — рассказал Ричард ван Вагенинген.

Позицию европейских политиков относительно новых технологий выразила заместитель Генерального секретаря Совета Европы Габриелла Баттаини-Драгони.

- У искусственного интеллекта есть потенциал влияния на наши жизни, но поднимаются так же важные этические вопросы, которые касаются его воздействия на верховенство права, на права человека и демократию. Я рада, что в ходе последней встречи Комитета министров Совета Европы в Хельсинки рассматривались вопросы создания нормативно-правовой структуры, которая позволит регулировать разработку и применение искусственного интеллекта. Это позволит убедиться в том, что использование искусственного интеллекта не нарушает права человека, а поддерживает и укрепляет их.

Мы работаем по ряду направлений в этой области, в том числе и в направлении культуры. Предсказывать будущее сложно. Особенно, если вы пытаетесь предсказать креативные, творческие и культурные тенденции в областях, которые подвержены технологическим изменениям. Но мы должны быть уверены, что подобные изменения происходят в определенных рамках. Европа не хочет ограничивать или направлять культуру, даже если это было бы возможно. Мы хотим, чтобы культура процветала в контексте прав человека, демократии и верховенства права, — отметила Габриелла Баттаини-Драгони.

На главный вопрос дискуссии попробовал ответить старший партнер VISSCH+STAM Джаспер Виссер, международный консультант и координатор из Нидерландов, специализирующийся на проектах цифровой трансформации и управления местными культурными сообществами.

- Последние несколько лет мы плотно работаем с библиотеками по всему миру и пытаемся ответить на вопрос «Куда катится этот мир?». 16 тысяч мнений были предоставлены нам через виртуальные встречи. Технологии помогли нам создать последовательную систему работы над проблемой. Мы смогли определить специфические проблемы в регионах и городах. 15 тысяч человек по всему миру, более чем из 150 стран — вот сколько людей участвуют в этой программе.

Если мы задумаемся, куда нас двигают технологии, то поймем, что они дают нам новые возможности и свободу выбора. Сегодня благодаря интернету культурный взаимообмен стал проще. Не все технологии служат этой цели, но некоторые идеально подходят для открытого диалога между людьми и культурами, — отметил Джаспер Виссер.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)