Иван Филипов
Опубликовано: 04:42, 20 октябрь 2019
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: «Заточка» - «Как в американском фильме»

Рецензия: «Заточка» - «Как в американском фильме»


2019, Invisible Management

Оценка: 8 из 10.

По паре первых песен дебютного альбома «Грязное дельце» «Заточку» причислили к новому перспективному жанру «кантри-рэп», а участники дуэта ничуть не возражают. И хотя влияние кантри отнюдь не является главенствующим в их творчестве, а песня «Батя бьёт маму», пожалуй, сильнее «Нового шерифа», «Заточка» охотно пользуется подсказанным определением, эксплуатируя ковбойскую эстетику, кантри-оптимизм и отсылки к американским фильмам. При этом почти все «ковбойские» истории, рассказанные на диске «Как в американском фильме», происходят в родных российских декорациях.

В первой песне это смешение реальностей представлено в виде разницы интересов крошки-сына и бывалого отца. Отрок рассказывает, что мечтает стать супергероем Вселенной DC: «Я так хочу быть как Флэш, однажды в костюме красном нестись по планете», а у отца в тинейджерстве были совсем другие супергерои: «А я хотел быть, как Саша Белый, ходить в плаще и решать вопросы». Второй трек альбома ни про какие американские фильмы не напоминает и называется «Автозак»: это история юноши, встретившего свою любовь в автозаке после митинга. Подобный сюжет не так давно вдохновил Вадима Демидова на песню «Ну и зря боялась», но у «Хронопа» в композиции лирика и романтика, а у «Заточки» - жёсткий юмор: «За то, что почки болят, за то, что нос теперь сломан, и за то, что я встретил тебя, спасибо мусору злому».

Композиция «Сам девчонка» радует не только рокерским гитарным вступлением, но и замысловатым поворотом в тексте: сначала друзья начинают подозревать, что один из членов их мужской компании - гей. Но он оказывается убеждённым женоненавистником и веско отстаивает эту точку зрения: «Кто спит с девчонками, и кому это нужно? Ведь нельзя заменить мужскую крепкую дружбу. Сколько денег на ветер и душевных терзаний? Не будь женщин на свете, мы бы справились сами». К удивлению слушателей, пацаны легко соглашаются с этими доводами, начинают вспоминать примеры женского коварства и приходят к парадоксальному умозаключению «кто спит с девчонкой, тот сам девчонка». В «Петь блюз» лирический герой мечтает стать блюзменом, хотя жизнь подкидывает ему мало фактуру для блюзовых стихов: «Да, у меня все хорошо, даже слишком хорошо, а я на самом деле всегда хотел петь блюз про первую отсидку, про хлопковое поле, петь блюз о том, как Джон спалил сарай, как сдохла моя Молли, петь блюз, и пусть ничего дурного со мною не случалось, петь блюз мечтает белый парень, ну проявите жалость»; музыка при этом балансирует между рэпом, блюзом, роком и кантри.

Вообще в музыкальном отношении второй альбом «Заточки» не слишком затейлив, но дуэт часто повторяет излюбленные мелодические ходы, которые оказываются вполне органичными - однако погоду всё же делают тексты и темы. Так, «Санта» повествует про вора, попадающего в дома под маской рождественского деда, а «Нет карманов» - про полковника, который был так бережлив, что скопил девять миллиардов: это умение группы посмотреть на резонансные новости под другим углом зрения очень подкупает. Гангстерские будни «Заточка» в треках «Человечек» или «Верни бабло» тоже описывает весело и небанально, и лишь в «Кандидате от народа» воплощение оказалось слабее задумки: идею выбрать Джона Макклейна президентом США можно было обыграть и поинтереснее.

Алексей Мажаев, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)