Иван Филипов
Опубликовано: 17:58, 26 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

2018-й — год серьезных разломов в российском обществе

2018-й — год серьезных разломов в российском обществеАнатолий Жданов / Коммерсантъ

Если оставить в стороне выборы, партии и политиков, 2018-й продолжил быть годом серьезных общественных разломов по самым разным позициям.

«Свои» и «чужие», смерти реальные и инсценированные

Часть общества хочет жить, ориентируясь на более модернизированный стандарт поведения, часть защищает ультраконсервативные взгляды. Довольно яркое столкновение этих двух миров случилось в феврале 2018 года, когда главу международного комитета Госдумы Леонида Слуцкого обвинили в домогательствах сразу три журналистки: Фарида Рустамова из русской службы «БиБиСи», продюсер телеканала «Дождь» Дарья Жук и редактор телеканала RTVI Екатерина Котрикадзе.

Рустамова опубликовала расшифровку аудиозаписи, которая была сделана во время того, как, по словам журналистки, Слуцкий начал приставать к ней прямо во время интервью в думском кабинете. Слуцкий факт домогательств отрицал, хотя в соцсетях, поздравляя женщин с 8 Марта, извинился «перед теми, кого невольно обидел».

Затем произошло официальное разбирательство жалоб журналисток в думской комиссии по этике, где, впрочем, заявительниц больше расспрашивали о том, чей политический заказ они выполняют, нежели о сути инцидента. Депутаты все как один бросились защищать коллегу, а лучше всего ценности депутатского мира выразила глава комитета по делам женщин, семьи и детей Тамара Плетнева, заявившая журналистам буквально следующее: «Ко мне никто не домагивался. Была в триста раз красивее, чем они. И не глупее их! Не давала повода и не давала!».

Леонид СлуцкийГригорий Сысоев / РИА Новости

Остальные депутаты обоих полов комментировали ситуацию в том же ключе: или девушек обвиняли, что они просто дали повод, или же говорили о политическом заказе на Слуцкого для расшатывания международной обстановки. В результате РБК, «Дождь», «Коммерсантъ» и еще несколько десятков как федеральных, так и региональных СМИ объявили или о прекращении работы с Госдумой в целом, или о прекращении отношений с отдельными спикерами. К концу года ситуация утихла, но никакого разрешения так и не получила. К сожалению, сама аудиозапись разговора до сих пор не опубликована, а без нее финальной точки в истории поставить не получится.

При этом история с домогательствами и журналистами получила неожиданное продолжение осенью, когда та же русская служба «Би-Би-Си» опубликовала материал о том, что главред «Медузы» Иван Колпаков отстранен от работы ввиду обвинения в домогательствах к жене сотрудника редакции во время вечеринки. Теперь уже сами журналисты оказались под огнем критики недавних оппонентов, так как им заметили, что, декларируя определенные жесткие стандарты поведения, нужно и самим им следовать. Сперва Совет директоров «Медузы» принял решение восстановить Колпакова в должности с принесением извинений, однако под давлением общественного мнения он все же был вынужден уйти в отставку.

Таким образом, стало понятно: несмотря на наличие прогрессивной прослойки, к полномасштабной дискуссии о домогательствах российское общество еще не готово. Старшее поколение считает тему домогательств враждебным трендом с Запада, не понимая, как сентенции про борщ и «сама повод дала» нелепо смотрятся в глазах поколения людей помоложе. Более юное поколение же столкнулось с жуткой дилеммой: если твой друг или просто любимый медийный персонаж, главред любимого издания явно совершил поступок против декларируемой его же изданием этики, стоит ли публично осудить его или же не нужно давать лишний повод для радости «врагам»? Так как Колпаков все же ушел в отставку, а все депутаты Госдумы сидят на своих местах, то, наверное, молодое поколение справилось со своим этическим кейсом успешнее.

Помимо истории с домогательствам в этой истории есть, конечно же, и тема защиты «не своих» и необходимости осудить «своего». К решению этой задачи по обе «стороны фронта» пока оказались способны только единицы фронта (среди депутатов Госдумы, справедливости ради, нашлась Оксана Пушкина, резко осудившая любые домогательства).

Александр Расторгуев, Кирилл Радченко, Орхан ДжемальЕкатерина Чеснокова / РИА Новости

Другая история 2018 года, касавшаяся российских журналистов, была куда страшнее. 31 июля в Центральноафриканской Республике погибли трое российских журналистов: Орхан Джемаль, Александр Расторгуев, Кирилл Радченко. Вскоре стало известно, что все трое снимали в ЦАР фильм о российских наемниках на территории этой страны. В частности о деятельности так называемой ЧВК «Вагнер» («Новая газета» сообщала, что бойцы из России составляют личную охрану президента страны, также они охраняют золотые прииски и выступают инструкторами для местных бойцов). Организацией и обеспечением командировки занимался проект Михаила Ходорковского ЦУР («Центр управления расследованиями»), после гибели журналистов проект был закрыт. Расследование гибели группы продолжается до сих пор.

Лето и осень 2018 года раскололи журналистское сообщество России по этическому признаку. Так, ранее малоизвестное издание The Insider и издание «МБХ Медиа» активно занимались темой работы российского ГРУ в контексте попытки отравления российского перебежчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в английском городе Солсбери. The Insider в партнерстве с проектом Bellingcat установили личности подозреваемых англичанами мужчин, предположительно, сотрудников ГРУ, фигурировавших в расследовании изначально под фамилиями Петров и Боширов. Те запомнились всей стране по интервью телеканалу Russia Today, где отрицали причастность к отравлению Скрипаля, говоря, что продают спортивное питание, а в Солсбери поехали, чтобы посмотреть «знаменитый солсберецкий шпиль». На вопрос главного редактора RT Маргариты Симоньян «Вы работаете в ГРУ?» Петров и Боширов ответили вопросом «А вы?», после чего начали отрицать всякую связь со спецслужбами.

«Боширов» и «Петров»Russia Today

В расследовании упомянутых изданий, выполненном по неким закрытым базам, а также по фотографиям выпускников военных вузов был сделан иной вывод о причастности Боширова и Петрова к ГРУ и о том, что их настоящие фамилии — Чепига и Мишкин. Далее The Insider и «МБХ-Медиа» продолжили публиковать расследования, посвященные установлению личностей различных людей, которых в разное время обвиняли в причастности к ГРУ, а журналист Сергей Канев даже опубликовал часть списка слушателей Академии ГРУ, сделав ремарку, что у него на руках есть полный список из 200 фамилий. После этой публикации Канев уехал из России. Оппонентом в публичном пространстве Каневу выступил журналист Олег Кашин, написавший для The Republic колонку о том, что публикация случайных имен и фамилий сотрудников ГРУ граничит со статьей УК РФ «Государственная измена» и что, выбирая между иностранными и отечественными спецслужбами, нет ни одной причины помогать иностранцам, если при этом не хочешь помогать и отечественным. Как всегда, ни к какому однозначному выводу никто не пришел.

Вершиной историй про журналистскую этику стали смерть и последующее воскрешение бывшего российского, а ныне украинского журналиста Аркадия Бабченко. В конце мая однажды вечером ленты мировых агентств новостей облетела новость: в Киеве убит журналист Аркадий Бабченко. В последние годы Бабченко занимал резкую проукраинскую позицию примерно по всем вопросам, Россию сравнивал разве что с Мордором из книг Толкина или с Третьим рейхом, обещал въехать однажды в Москву на танке НАТО, однако сообщение о его смерти, причем явно по причине его профессиональной деятельности, поразило сотни его коллег по профессии. К утру были готовы проникновенные некрологи о солдате, который так и не смог вернуться с войны, а к обеду прямо на пресс-конференции СБУ всем был предъявлен живой и невредимый Бабченко.

Цветы в память об «убитом» российском журналисте Аркадии Бабченко у здания посольства РФ в КиевеРИА Новости

Покушение оказалось инсценировкой, организованной, чтобы выследить заказчика реального покушения (в СБУ изначально обратился будущий исполнитель). Сейчас СБУ уже объявила, что считает, что планировалось убийство нескольких десятков украинских журналистов, и, разумеется, видит в этом четкий российский след. Бабченко же получил паспорт гражданина Украины и продолжает повышать градус непримиримости своей позиции в соцсетях, к примеру, споря даже с очень оппозиционно настроенным писателем Виктором Шендеровичем, можно ли собирать деньги на лечение больным детям из России, «если это только увеличит количество будущих солдат».

История Бабченко — это квинтэссенция истории и про fake news, и про границы допустимого сотрудничества журналиста со спецслужбами, и, наконец, про то, что человек, который еще недавно писал спорные, но неплохие тексты, с которым можно было столкнуться что на улицах Москвы, что где-то в Европе, о котором ты всю ночь искренне сожалел и ждал объявления сбора на помощь семье, уже в следующей своей итерации оказывается персонажем, с которым дела иметь не то чтобы невозможно — не хочется. Потому что нельзя иметь дел с человеком, который не испытывает жалости к больным детям любой страны.

Кемерово, Роскомнадзор, Telegram

Говоря о трагедиях 2018 года, нельзя не вспомнить жертв пожара в Кемерово в торговом центре «Зимняя вишня». Пожар произошел 25–26 марта на площади 1600 квадратных метров, в его результате погибло 60 человек, в том числе 41 ребенок. Расследование трагедии показало нарушение правил пожарной безопасности, ошибки в проектной документации, недобросовестные проверки МЧС и многое другое. Под давлением общественности 28 марта было объявлено днем национального траура.

Сразу после трагедии по соцсетям стала распространяться информация, что якобы власти региона скрывают число жертв, которое на самом деле превышает сотни. Обезумевшие от горя кемеровчане на следующий день собрались у здания областной администрации, требуя от властей правды. Позже выяснилось, что вброс ложной информации организовал украинский пранкер Никита Кувиков (псевдоним Евгений Вольнов). При этом накал страстей на митинге был такой, что вице-губернатор Сергей Цивилев встал перед жителями на колени и извинился за халатность власти, приведшую к трагедии. В результате был отправлен в отставку бессменный руководитель региона Аман Тулеев. Новым губернатором стал Цивилев.

Сергей Цивилев на митинге в КемеровоАлександр Кряжев / РИА Новости

Кемеровская история с пранкером и митингом под конец года вылилась в очередной «запретительный» законопроект, соавторами которого стали сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова. Авторы предлагают блокировать сайты, где размещается информация, «предназначенная для неограниченного круга лиц, выражающая в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

К сожалению, даже самая страшная трагедия не смогла научить представителей партии власти и чиновников человечности и пониманию того, что слепое доверие к пранкерам в соцсетях рождается именно из ситуации, когда власть пытается не решать проблемы людей, не идти с ними на диалог, а просто блокировать неудобную для себя информацию.

Одной из самых нелепых историй 2018 года про блокировки стала бессмысленная и безнадежная борьба Роскомнадзора против мессенджера Telegram. Ведомство заявило еще весной, что ему нужны ключи шифрования от мессенджера для борьбы с терроризмом, на что разработчики приложения ответили, что никаких единых ключей просто не существует, что при этом спецслужбам предоставляются данные о пользователях по точечным запросам, связанным именно с борьбой с терроризмом. Далее Роскомнадзор начал пытаться блокировать серверы, Telegram же — изобретать пути обхода блокировок. В итоге начали рушиться сайты самых разных компаний, а мессенджер продолжал работать. Через несколько недель позора Роскомнадзор заявил, что мессенджер «деградировал», серверы потихоньку разблокировали, а Telegram спокойно продолжил работать, только увеличив количество пользователей.

Так технологии и настоящая любовь пользователей в который раз победили чиновничью глупость. Бизнесменам, понесшим убытки от ковровых бомбардировок, то есть блокировок серверов, Роскомнадзор убытки так и не возместил.

Мы все больны футболом

Самым позитивным событием 2018 года в России стал, конечно же, чемпионат мира по футболу. В июне и июле улицы российских городов заполонили болельщики из разных стран. Практически все они отмечали, что Россия оказалась страной удивительно радушных людей, готовых прийти иностранцу на помощь — от помощи в ориентировании в московском метро до поиска бесплатного ночлега болельщикам из Нигерии, обманутым соотечественниками и оказавшимся на улице. Сами россияне даже недоумевали, как они могли оказаться такими хорошими, в итоге соцсети полнились шутками «Когда уже все уедут и можно будет всех ненавидеть?», «Наши медведи соскучились по прогулкам по улицам, но приходится ждать» и даже «А можно закрыть границы, чтобы болельщики никогда от нас не уехали?».

В стороне от праздника жизни осталась чуть ли не одна депутат Тамара Плетнева, посоветовавшая россиянкам не вступать в сексуальные отношения с иностранцами. «Хорошо, если еще одной расы, а если другой расы, то вовсе. Мы своих детей должны рожать. Я не националист, но тем не менее…» — заявила Плетнева радиостанции «Говорит Москва». Со стороны радикалов была попытка подхватить этот тренд и запустить травлю болельщиц, общающихся с иностранцами, это попробовал сделать создатель паблика «Мужское государство», однако абсолютное большинство россиян предпочли просто наслаждаться праздником жизни и болеть за сборную. Благо теперь это была та сборная, за которую хотелось болеть. Начав с триумфальной победы над Саудовской Аравией, впервые в истории России сборная России вышла в 14 финала и только там уступила Хорватии по пенальти. Сборная России и ее тренер Станислав Черчесов стали национальными героями, благодарности в соцсетях исчислялись миллионами, и к концу ЧМ уже шла речь чуть ли не об установке памятника и присвоении всем званий Героев России. Хочется надеяться, что наша сборная и на предстоящем Евро выступит как минимум не хуже. Потому что теперь ее есть за что любить.

Znak.com

Осенью случилась еще одна околофутбольная история, но уже негативная. Полузащитник «Краснодара» Павел Мамаев и нападающий «Зенита» Александр Кокорин, а также его брат Кирилл были задержаны за драку в центре Москвы. Их обвиняют в нанесении побоев чиновнику Минпромторга Дмитрию Паку, а также водителю ведущей «Первого канала» Ольги Ушаковой Виталию Соловчуку. В настоящее время футболисты находятся в СИЗО. Впрочем, кампании народного гнева против них не вышло, особенно на фоне людоедских высказываний федеральных чиновников в адрес простых людей. Честно скажем, пьяные драки в России происходят регулярно, поэтому если футболистов посадят на большие сроки, едва ли это вызовет единодушное общественное одобрение: если бы Кокорин и Мамаев были бы чиновниками и избили футболиста, вероятно, общественная негативная реакция была бы жестче.

Новости культуры и авиации

Из общественных кампаний надо отметить трагикомическую историю с инициативой Общественной палаты дать российским аэропортам имена знаменитых россиян. Неожиданно в стандартный набор из Пушкина, Достоевского, Королева, Гагарина и других деятелей «первого эшелона» признанных классиков, советских полководцев ворвалась инициатива дать аэропорту Омска имя лидера «Гражданской обороны» Егора Летова. Организаторы отказались включить имя Летова в тройку финалистов, в результате чего появилась петиция на РОИ, набравшая несколько десятков тысяч голосов. В любви к Летову стали признаваться люди самых разных политических взглядов — от Маргариты Симоньян и Тины Канделаки до Олега Кашина. Чиновники явно не ожидали такой кампании и реагировали на нее негативно, а министр культуры Владимир Мединский и вовсе отметился высказыванием, что Егор Летов еще жив (он умер в 2008 году). В итоге аэропорт Омска получит все же имя Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева, а вот именем Летова все же назовут аэропорт малой авиации в Омской области.

Николай Хижняк / РИА Новости

Странное противостояние «несистемного», неправильного, но популярного с «полицией нравов и духовных скреп» случилось и в последние месяцы 2018 года, когда во многих городах стали последовательно отменять концерты известных рэп-исполнителей под предлогом, что в их текстах есть упоминания наркотиков, алкоголя и добрачных сексуальных связей. В результате с отменой концертов поручил разобраться президент Владимир Путин. Вся эта история, безусловно, только «добавила» молодежи уважения к власти и осознания вероятности наличия у чиновников нормального интеллекта. В конце концов, возможно, чиновникам стоит перестать просто судить население по себе. Если они поют песню Лепса «Рюмка водки на столе» с рюмкой водки на столе, это не значит, что так делают все остальные.

Наконец, в 2018 году случилось еще одно очень важное событие, которое, впрочем, уже позабылось за другими успехами и трагедиями. Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», вышедший в 2017 году, принес в этом году режиссеру вторую в жизни номинацию на «Оскар». Фильм рассказывает историю внешне благополучной семьи, в которой есть все, что нужно для жизни, но нет любви. Взрослые заняты своими проблемами, выяснением отношений, упреками, постоянными разборками, но совершенно забывают о собственном ребенке, Алеше. Они вспоминают о нет только, когда Алеша бесследно исчезает. К сожалению, думать о том, где именно взрослые потеряли способность любить и обретать эту способность заново, оказывается поздно. Алешу найти не удается, а взрослые проходят круг и возвращаются к сытой и обеспеченной нелюбви, пусть уже и не друг с другом.

К сожалению, «Оскар» получил другой фильм, но эта номинация — хороший повод на пару часов вырваться из череды громких, но бессмысленных медиаскандалов, на самом деле интересных только узкой прослойке общества, из чтения новостей про очередные дикие высказывания динозавров из Госдумы, ненадолго закрыть Telegram и подумать о том, что является на самом деле важным, а какие события забудутся уже через пару месяцев.

Ну, а музыкальный трек года понятен. «Гражданская оборона», «Все идет по плану», хотя, конечно, на самом деле идет совсем не по плану, а летит, и совсем не туда.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: