Иван Филипов
Опубликовано: 05:12, 07 октябрь 2017
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: «Салют-7». Семья, футбол, коммунизм ***

Рецензия: «Салют-7». Семья, футбол, коммунизм ***

Исторический блокбастер «Салют-7» выйдет в российский прокат 12 октября 2017 года. Режиссер: Клим Шипенко. В ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко и другие.

1985 год. Во время выхода советского экипажа в открытый космос у космонавта Светланы Лазаревой (Оксана Фандера) происходит разгерметизация скафандра. Благодаря точным и хладнокровным действиям напарника Владимира Фёдорова её удаётся спасти. При этом сам Фёдоров в результате пережитого стресса начинает после возвращения на Землю доверительно делиться с медкомиссией впечатлениями о своей встрече с ангелами. Бдительные врачи моментально отстраняют проштрафившегося астронавта от дальнейших экспедиций.

Пока Фёдоров тщетно пытается приспособиться к рутинной жизни на Земле, до руководства страны доходит информация о поломке орбитальной станции «Салют-7». Теперь многотонная махина летает без руля и без ветрил, рискуя в любой момент рухнуть на Землю или стать лёгкой добычей вездесущих американцев. Назревает международный скандал, поэтому СССР в срочном порядке готовит экипаж, который должен пришвартоваться к станции, обнаружить в ней неполадки, устранить их и вернуть «Салют-7» на Землю. Сложнейшую стыковку в условиях непрерывного вращения станции теоретически способен осуществить лишь опытный Федоров. И светила космической отрасли скрепя сердце отправляют его в роковой полет, снарядив ему в помощники инженера Виктора Алёхина (Павел Деревянко).

Уникальная история спасения «Салюта-7» вновь на гребне волны. ВГТРК представила документальный фильм «Салют-7. История одного подвига», взяв интервью у непосредственных участников того полета Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Переиздана автобиографическая книга Савиных о событиях 32-хлетней давности. На этом фоне работа режиссера Клима Шипенко и продюсера Сергея Сельянова выглядит своеобразным «паровозом», хоть на её производство было потрачено всего 580 млн рублей – в 15 раз меньше, чем на «Гравитацию», служившую создателям «Салюта-7» своего рода ролевой моделью.

Клим Шипенко – один из самых перспективных российских режиссеров последнего десятилетия. Его дебютная полнометражка «Кто я?» (2010) с Жанной Фриске, Сергеем Галаниным и Александром Яценко была настоящим лакомством для киногурманов. Следующая лента – романтическая комедия - «Любит не любит» (2014) оказалась жанровым продуктом, рассчитанным на более широкую аудиторию, но не лишенным определенного шарма. Приглашение в продюсерский проект Сергея Сельянова «Салют-7» стало для Шипенко воплощением давнишней юношеской мечты. Режиссер рьяно взялся за дело, придумывая по три варианта для каждой сцены, но слишком уж узкими оказались предложенные ему рамки.

Если верить Джанибекову и Савиных, в ситуации возвращения «Салюта-7» не было ничего героического и стратегически важного. Трудно сказать, является ли это утверждение следствием их врожденной скромности или нежеланием разглашать некоторые государственные тайны, но отсутствие серьезных внештатных ситуаций во время того полёта рисковало превратить экранизацию подвига в скучноватую производственную драму. Конечно, Шипенко и Ко попытались расцветить повествование дополнительными душераздирающими сценами и придуманными катаклизмами, но в конечном счете эти эпизоды выглядят несколько инородными. Вдовиченков и Деревянко играют безупречно, между ними есть «химия», однако в заданных обстоятельствах им особо негде ее проявить. Разрядить ситуацию призваны шутки космонавтов, но неплохо вписываясь в контекст того времени, в фильме они нередко торчат, как уши мертвого осла, которого герой Владимира Вдовиченкова грозится пронести на борт космического корабля.

Бросается в глаза недостаточная проработанность характеров Фёдорова и Алёхина, а также их жён. В Фёдорове ощутима некая фатальная тайна, которая оказывается зрителю абсолютно не по зубам. По сути, перед нами – обескрыленный лермонтовский Демон, который вместо проникновения в тайны мироздания вынужден довольствуется позднесоветской обывательской триадой «семья, футбол, коммунизм». В одном из промежуточных вариантов фильма многое проясняли платонические отношения между Фёдоровым и Лазаревой (прототипом которой, разумеется, стала Светлана Савицкая). Однако ориентация создателей «Салюта-7» на сугубо коммерческую стратегию вынудила их отказаться от многих оригинальных находок.

Денис Ступников,InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)