Иван Филипов
Опубликовано: 20:04, 06 октябрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

В России снимают мораторий на продажу «Боярышника». Как это понимать?

Александр ПолозовВ России снимают мораторий на продажу «Боярышника». Как это понимать?сайт Главного управления МВД России по Сибирскому федеральному округу

С 9 октября в России снова будет легальна розничная торговля ранее запрещенных к реализации спиртосодержащих жидкостей. В их числе — концентрат для ванн «Боярышник», который получил печальную известность в связи с массовым отравлением алкогольным суррогатом в Иркутске в декабре 2016 года. Собственно, после этого случая государство ввело соответствующий запрет, а теперь решило его не продлевать. С чем это связано и стоит ли ждать камбэк опасных «фунфыриков»?

Что именно было запрещено?

В России была приостановлена розничная торговля спиртосодержащей непищевой продукцией, а также пищевыми добавками и ароматизаторами. Постановление об этом главный санитарный врач России Анна Попова подписала 6 июля 2017 года. Мораторий ввели на 90 дней, и как раз 9 октября истекает его срок.

Минздрав предложил писать допустимую дневную дозу алкоголя на этикетках бутылок

Первый такой запрет Роспотребнадзор ввел еще 26 декабря 2016 года, реагируя на массовое отравление в Иркутске. Тогда в считаные дни скончались 76 человек, а органы возбудили дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ — «Производство, хранение, сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц». Сначала мораторий касался непищевой продукции с содержанием спирта более 25%, потому что именно к этой группе товаров относился пресловутый «Боярышник». Запрет действовал 30 дней, и в январе его продлили еще на 60. И так было несколько раз.

В январе крепость продукции, подлежащей мораторию на реализацию, поднялась до 28%. Но главным критерием стала цена. Она не может быть ниже, чем установленная Минпромторгом минимальная цена 0,5 литра водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции с содержанием спирта от 28%.

Говоря проще, нельзя продавать спиртсодержащие жидкости дешевле 60 рублей за 100 граммов.

Исключением, не подпадающим под запрет, с самого начала остаются стеклоомывающие составы и парфюмерия, которую просто физически нельзя выпить. В самом позднем постановлении запрет был распространен уже и на пищевые жидкости, которые в документе названы добавками и ароматизаторами. Сделано это было потому, что производители «фунфыриков» сориентировались и стали именно таким образом маркировать свою продукцию.

Сетевой Хомяк / YouTube

Почему отменяют запрет?

Хороший вопрос, на который у нас на самом деле нет ответа. На днях главный санитарный врач Анна Попова выходила к прессе, но комментариев на этот счет не последовало. В неофициальных разговорах представители Роспотребнадзора на местах предположили, что в руководстве ведомства сочли задачу выполненной. Собственно, об этом еще летом говорила и сама Попова, сообщившая журналистам, что толк от запрета есть: число погибших от отравлений алкогольными суррогатами по стране снизилось на 20–25%, в зависимости от региона.

Но можно ли считать это снижение достаточным, а главное, зачем отменять запрет, если он показывает свою эффективность, не очень понятно.

Иван Алексеев, специалист отделения профилактики рисков здоровья Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ, считает, что мораторий, истекающий 9 октября, должен быть продлен. И более того, должен стать бессрочным запретом. Оправдаются ли за предстоящие дни эти надежды, неизвестно. Запрос Znak.com, направленный в пятницу в пресс-службу Роспотребнадзора, остался без ответа. А официальное издание правительства РФ «Российская газета» отнесла отмену моратория на продажу «фунфыриков» к главным законодательным новшествам октября, из чего можно сделать вывод, что это уже дело решенное.

А какие есть основания продлевать мораторий?

Во-первых, как уже было сказано, запрет показал свою эффективность. Иван Алексеев говорит, что постановление о моратории смогло обеспечить сохранение тренда последних лет: падает общее число острых отравлений с летальным исходом. Если в 2015 году в России было 14250 таких случаев, то в 2016 году — уже 13004. Статистика улучшается, несмотря на трагедии, подобные иркутской. Здесь, конечно, положительную роль сыграла не только борьба с «фунфыриками», но и другие меры. Например, введение ЕГАИС, которая поставила на учет розничную торговлю алкоголем.

сайт Следственного комитета РФ

Вторая причина — остается неурегулированным вопрос с оборотом метанола, а именно им отравились в Иркутске. Это сильнейший яд: 10 мл вызывают слепоту, а от 30 мл уже верная смерть. Удельный вес отравлений метанолом относительно невелик — около 6–7% в общей статистике летальных случаев. Но у этого вещества почти стопроцентная «кучность боя»: если метанол попал в партию «Боярышника» и она разошлась, практически гарантированно все ее потребители уже нежильцы. Коварство метанола в том, что его не отличить от обычного пищевого спирта: тот же цвет, запах, вкус.

Даже те, кто используют метанол для производства суррогатного алкоголя, вполне вероятно, сами не догадываются, какую отраву предлагают.

Их и самих могут обманывать: установлено, что, как правило, к подпольным производителям «фунфыриков» метанол попадает из таких же подпольных производств стекломоя. И горькая ирония в том, что на упаковках с «сырьем» может написано: «Не содержит метанола».

По словам Ивана Алексеева, оборот этого вещества в настоящее время регулируется архаичным постановлением Совмина РСФСР от 1965 года. Оно фактически не действует, а значит, оборот метанола остается в правовом вакууме. Новое регулирование все еще в стадии разработки, и как минимум до тех пор, пока его не утвердят и не введут в действие, постановление о запрете реализации спиртсодержащей продукции необходимо оставить в силе, считает эксперт.

Пресс-служба УМВД по Тюменской области

Получается, что потребитель такой продукции по-прежнему рискует?

Опасный рынок «фунфыриков»: кто за ним стоит и как его остановить

Получается, да. «Страховка здесь может быть только одна — не употреблять алкоголь либо употреблять продукции легальных производителей. Но, к сожалению, у той части продукции, о которой мы говорим, есть и будет свой потребитель. И он останется в зоне риска», — уверен Иван Алексеев, напоминая, что, несмотря на все усилия, государству так и не удается окончательно победить черный рынок алкоголя.

Впрочем, по этому поводу пришлось услышать и другое мнение. Нам удалось связаться с человеком, который имеет отношение к продаже «фунфыриков». В разговоре, который состоялся на условиях анонимности, наш собеседник признал: меры, предпринятые государством после иркутской потравы, оказали более чем серьезное влияние на рынок. Он практически уничтожен интенсивными проверками и суровостью последовавших за ними наказаний. И даже если мораторий 9 октября действительно будет снят, мало кто рискнет вернуться к продажам в ближайшее время. У тех, кто торгует «фунфыриками», есть устойчивое убеждение: перед Новым годом государство снова захочет собрать побольше налогов, сборов, штрафов, а значит, не стоит давать даже повода для новых проверок.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: