Рецензия: «Йорш» - «Сквозь тьму» ***
2017, «Союз Мьюзик»
Группа «Йорш» отважно начинает альбом с пары ничем не примечательных песен, вобравших в себя, кажется, все штампы жанра панк-альтернативы. И музыка, и тексты, и игра на инструментах напоминают здесь десятки, если не сотни, подобных композиций и заставляют пожалеть поклонников данного стиля, которым из раза в раз приходится всё это слышать. Особенно этим грешит преувеличенно энергичная «Мы с тобой», да и «Светлячки» от неё недалеко ушли: текст проповедует идеалы гуманизма, но на каком-то слишком наивном уровне. Причём это, видимо, важная для группы песня - название альбома тоже фактически к ней отсылает. В общем, к этому моменту не слишком вовлечённые в панк-культуру слушатели серьёзно задумаются, а стоит ли продолжать знакомство с альбомом. Спойлер: да, стоит. Отпугнув с помощью набора музыкальных банальностей сомневающихся, с третьей песни «Йорш» демонстрирует завидное остроумие и разнообразие подходов.
«Белый снег, серый лёд», записанный с участием Кэша из «Слота», представляет собой очередную «сатирическую песню о том, как сочинить хит для радио». «Йорш» далеко не первым высказывается на эту тему, но им удалось ловко прожонглировать цитатами их классиков русского рока, причём сделать это не злобно, а весело. Трек «Фонтаны», в котором подпела Людмила Махова из «Дайте два», поначалу вообще кажется песней другой группы, по ошибке попавшей в альбом «Йорша»; на самом деле он демонстрирует неожиданно серьёзные возможности коллектива в деле сочинения лирических любовных баллад.
Песня «На хайпе» оказалась предсказуемой, но смешной зарисовкой из жизни хипстеров и прочих модных ребят. «Любовь и панк-зардкор», несмотря на название, скорее отдаёт должное мелодичному и бодрому поп-панку. А вот затем «Йорш» наносит внезапный и сокрушительный удар с «Моей программой». В этой песне группа сосредоточенно и без обиняков посылает очень далеко все политические силы страны, в том числе несистемные. Даже если вы не согласны и этой политической доктриной, нельзя не признать, что «Йорш» в своих речёвках крайне убедителен, а рубящая шашкой музыка вполне соответствует тексту. Даже странно, что эти резкие парни три песни назад нежно пели в «Фонтанах» что-то вроде «без тебя, мой нежный ангел, жизнь теряет всякий смысл». В композиции «В рамках закона» они глубину резкости только усиливают, причём направляют свой праведный гнев на разгоняющих мирные демонстрации правоохранителей. «Тёмный легион» тоже звучит достаточно злобно, но отсылает к фэнтези-реалиям. На этом песни протеста у «Йорша» пока заканчиваются, и они завершают альбом радостной композицией на тему порноиндустрии, рассматриваемой под необычным углом - трек «Лысый из Brazzers» посвящен условиям труда заглавного персонажа: «И буду я, как лысый из Brazzers, можно даже без соцпакета, я готов пахать сверхурочно, в офисе торчать хоть всё лето. Я тогда построю карьеру и в неё уйду с головою». Таким образом, группа демонстрирует на альбоме большую широту интересов, довольно убедительно про них рассказывает, да и резкую смену тем и жанров можно отнести к плюсам пластинки.
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: в этом альбоме музыканты ругаются на политиков матом.