Иван Филипов
Опубликовано: 00:20, 14 декабрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

Челябинская гордума провела слушания по вопросу о рутении на Урале

Александр ДыбинСоветник генерального директора ПО «Маяк» по науке и экологии Юрий Мокров

Постоянная депутатская комиссия по безопасности Челябинской городской думы в среду провела слушанья по ситуации с обнаружением высокой концентрации рутения, который фиксировался в сентябре–октябре в Европе и Европейской части России. В ноябре стало известно, что в Челябинской области Гидрометцентр зафиксировал превышение концентрации рутения почти 1000 раз выше фоновых показателей. Самые высокие концентрации были отмечены в поселках Аргаяш и Новогорный, в непосредственной близости от печально известного ПО «Маяк». Так что неудивительно, что эта информация сразу наделала много шума и породила различные версии, от которых само предприятие и власти теперь предпринимают попытки отбиться. Сегодня свои вопросы представителю «Маяка» задавали депутаты.

В гордуму также были приглашены специалисты областного министерства общественной безопасности и гидромета. Докладчики напомнили, что специальная межведомственная комиссия, которая работала на предприятии и на прошлой неделе отчиталась об итогах этой работы, назвала наиболее вероятной причиной появления рутения над европейской частью континента падение спутника.

— 11 октября, когда появились первые сообщения о рутении сначала в европейских СМИ, а потом и в российских, мы направили запросы в гидромет и ПО «Маяк», — сообщил замминистра общественной безопасности региона Игорь Вдовин. — 12-го получили информацию о скачке фоновых значений. Прогнозных данных об угрозе населению не было. Позже в пробах обнаружили рутений-106 в концентрации в 200 раз меньше нормы. 13 октября «Маяк» сообщил нам о внеплановой проверке на источниках. Превышения выбросов по всем веществам и рутению, в частности, не фиксировали.

Челябинская гордума провела слушания по вопросу о рутении на Урале

Депутата Илью Мительмана сразу интересовал вопрос, сколько в Челябинске постов контроля радиоактивной обстановки. А точнее — способна ли власть оперативно реагировать на вероятные выбросы.

— Насколько я понял, произошла большая пауза между тем, как появились новости в СМИ, и тем, когда службы, отреагировали на эту информацию. Где нам взять объективную картину? Сейчас есть много приложений в телефонах, где дают данные по экологии. Но какой источник объективный? Это касается не только радиации, но и вредных веществ в атмосфере, — сказал Мительман.

— В плане мониторинга радиационной обстановки у нас нет упора на Челябинск, но мы наблюдаем за всем регионом, — ответил руководитель гидрометцентра Челябинской области Валерий Кочегоров. — У нас работают три фильтрующие установки, которые анализируют воздух, и 17 планшетных установок, которые фиксируют выпадения активных веществ. Все это сосредоточено вокруг «Маяка». Но по одному планшету есть также в Челябинске и Магнитогорске. Коме того, на всех обычных постах, где собираются данные о погоде, есть дозиметры. Как пояснил Кочегоров, данные не публиковались, так как не было превышения радиационного фона. Если бы оно было, то сразу же все органы были бы проинформированы.

— Почему возникла шумиха? Гидромет все случаи высокого и экстремально высокого превышения публикует открыто. Но он пользуется внутренними терминами. Так сложилось, что ситуацию назвали «загрязнением», но надо было назвать «высоким значением». За это и зацепились СМИ, — повторил уже знакомую журналистам трактовку ситуации глава ведомства. — Анализ проб выявил, что они ниже опасных значений на 2-4 порядка. С 21 сентября по 1 октября рутений фиксировался в Аргаяше и Новогорном, после этого прибор уже просто не мог фиксировать это вещество из-за низкой концентрации.

По словам Валерия Кочегорова, в Челябинске рутений не фиксировался вообще.

Советник генерального директора ПО «Маяк» по науке и экологии Юрий Мокров сообщил депутатам то, что за несколько часов до этого он уже сообщил журналистам. А именно то, что влияние рутения, который находился в воздухе Челябинской области за 10 дней так называемого «рутениевого инцидента», можно сравнить с влиянием природной фоновой радиации в течение 10 минут.

— За наше заседание мы уже получили природного облучения больше, чем от рутения, настолько его концентрация была ничтожна, — сказал Юрий Мокров. — На нашем предприятии есть три завода, где может быть рутений. Но на реакторе его быть не могло. Так как в случае выбросов рутений бы сопровождался другими веществами, этот довод подтвердило МАГАТЭ. Второй источник — изотопный завод, но мы уже более 30 лет не производим там рутений. На радиохимическом заводе есть выбросы рутения, но они в 100-200 раз меньше нормы. И в эти дни никаких отклонений от работы предприятия не установлено.

По словам Мокрова, чтобы подтвердить это, на «Маяке» провели целый комплекс мероприятий. Сразу, как только появилась информация о рутении в Европе и России, началась проверка всех систем предприятия: проверили газоочистки, клапаны, трубы. Не найдя ничего там, проверили систему контроля выбросов, систему ядерной безопасности. Никаких превышений также не было. Далее выездные бригады обследовали всю территорию ПО «Маяк», и тоже не нашли никаких отклонений от обычного фона.

— У нас есть счетчик импульса человека, где измеряется активность нуклидов в организме. Были проверены 400 человек, ни у кого даже следов рутения не нашли. Кроме того, внепланово сменили оборудование на системах контроля. В них мы нашли следовые количества рутения. Так на 1 млн кубометров воздуха нашли десятки беккерелей рутения, — сообщил советник гендиректора.

По словам Юрия Мокрова, «Маяк» располагает 32 пунктами контроля радиации. Главной аномалией в этой ситуации она снова назвал тот факт, что следы рутения примерно одинаково выражены на огромной площади континента — от Западной Европы до Урала. При этом повышенный уровень этого вещества одновременно фиксировался в Германии, Румынии, на Кавказе и в самой Челябинской области. А позже рутений нашли даже в Казахстане и Новосибирске.


— Для примера: в Чернобыле, на месте катастрофы, дозы были в миллион раз больше, чем даже в сотне километров, а тут по всей Европе одинаковые значения рутения. И это необычно. Думаю, что ученые будут годами анализировать эту ситуацию, чтобы разгадать эту аномалию. Мы провели математический анализ: чтобы такие концентрации рутения были на гигантской площади, надо, чтобы в атмосферу поступили тысячи кюри рутения. Если бы такой выброс и был, то в месте выброса уровень загрязнения был бы более 100 000 беккерелей. Мощность дозы была бы запредельной и требовала бы отселения жителей. Это подтверждает, что «Маяк» не имеет отношения к данной ситуации, — озвучил главный для себя вывод представитель предприятия.

Депутатов после этого стал интересовать другой вопрос: о причинах информационного шума, который в отдельные дни граничил с панической истерикой.

— Глава города мог бы выступить и успокоить людей, — резонно заметил депутат гордумы Константин Нациевский. — И делать это надо не через три месяца, а моментально, чтобы пресечь слухи. Нам судьба дала два шанса: метеорит и сейчас рутений, чтобы отработать эту систему на случай реальной опасности. Каждый должен знать, что делать. На мой взгляд опоздали с доведением информации до населения.

На ПО «Маяк» рассказали, какую дозу рутения получили уральцы

Вспомнил про метеорит и спикер гордумы Станислав Мошаров. По его словам, после падения метеорита уже через час было понятно, что происходит. И город начали работу по закрытию нарушенного теплового контура больниц, школ и соцучреждений. Через полтора часа уже выступили в СМИ и объяснили людям, что конкретно происходит и что ждать.

— На метеорите сработали четко. А сейчас не нашлось человека, который выйдет и скажет: все спокойно, все в порядке. Хотя настроения у людей были такие, что были готовы забирать детей и уезжать из города, — заметил Мошаров.

Кроме того, у депутатов встал вопрос о том, почему в Европе СМИ сообщили о рутении едва ли не в момент его обнаружения, а в России об этом узнали спустя лишь месяц, когда гидромет опубликовал скандальный отчет.

— Гидромет отреагировал образцово, как только пришла информация о рутении в Европе. В тот же день замерили и подтвердили, передали данные, но мы проиграли информационную войну, вовремя не прокомментировали. Это да.

На самом деле эти данные были известны в тот же день, но поскольку инцидент ничтожный, реагировать на него не требовалось ни по одному регламенту.

Мы понимали, что безопасность обеспечена и специальных мер не требуется. Все, кто делал к нам запросы мы всем об этом сообщи. Это действительно необычная ситуация. Это транзитный рутений, он одновременно появился на колоссальной территории площадью десятки миллионов квадратных километров. Взяли и тонким слоем размазали рутений, и его зафиксировали только те организации, которые имеют специальную аппаратуру, и наш Гидромет это сделал оперативно. Первые данные от гидромета были 25–26 сентября. Одна из самых реалистичных версий — это спутник, при всей невероятности, она объясняет все особенности, которые связаны с этим инцидентом: одновременно на большой площади и каждому по чуть-чуть, — ответил Юрий Мокров.

Он не смог ничего ответить на вопрос, почему рутений не «поймали» в США или Канаде, хотя, если вспомнить историю с падением метеорита, с которой созвучно крушение некоего спутника теперь, то след от падения небесного тела дважды обогнул Землю, прежде чем развеялся. «Ничего не могу об этом сказать, либо они тоже зафиксировали и молчат, либо он настолько развеялся, пока дошел до туда, что его уже нельзя было выявить», — сказал советник гендиректора ПО «Маяк».

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: