Иван Филипов
Опубликовано: 08:10, 13 декабрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

«Трансперенси» нашла многомиллиардные нарушения в закупках на ремонт дорог к ЧМ-2018

Ольга Балюк«Трансперенси» нашла многомиллиардные нарушения в закупках на ремонт дорог к ЧМ-2018Наиль Фаттахов

Екатеринбургский центр «Трансперенси Интернешнл-Россия» (ТИ-Р) проанализировал госзакупки в дорожной отрасли в тех городах, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу, а также в Удмуртии. Как выяснили специалисты, общая сумму госзакупок составила более 201 млрд рублей, при этом общественники подозревают нарушения в закупках почти на половину этой суммы — 97 млрд рублей. Самые большие суммы закупок и, соответственно, нарушений ТИ-Р нашли в Свердловской области: из контрактов на 55,4 млрд рублей нарушения они увидели в закупках на 28,3 млрд рублей. Результаты своих исследований представители организации направили в ФАС, откуда уже поступили первые реакции.

Всего специалисты ТИ-Р исследовали 1535 закупок в 12 регионах. Признаки нарушений они нашли в 435 закупках (28%). В ТИ-Р обратили внимание, что фактическая цена по контрактам, которые прошли с нарушениями, составила 96 млрд рублей, то есть на закупках удалось сэкономить всего 1,1 млрд рублей. При этом на закупках, которые прошли без нарушений, экономия составила почти 4 млрд рублей.

Как утверждают авторы доклада, если бы все эти закупки прошли без нарушений, то бюджеты разных уровней могли бы дополнительно сэкономить 2,5 млрд рублей. На эти средства, по подсчетам организации, можно было бы отремонтировать еще 91 км федеральных трасс.Из доклада ТИ-Р

Все нарушения, обнаруженные организацией на закупках, делятся на несколько типов. 66% нарушений — это установление чиновниками дополнительных требований к участникам закупок. По мнению ТИ-Р, это нарушает закон «О контрактной системе» и противоречит позиции ФАС и Минэкономразвития. Подобное нарушение приводит к ограничению конкуренции, и начальная цена контракта снижается не так значительно, как могла бы, если бы закупка была конкурентной. По подсчетам ТИ-Р, экономия может составлять до 20%.

Еще 16% нарушений — необоснованное укрупнение лотов. По словам руководителя екатеринбургского отделения организации «Трансперенси Интернешнл — Россия» и соавтора доклада Екатерины Петровой, в одной закупке могут присутствовать дороги, которые находятся на разных концах города, то есть никакой логики в объединении их в один лот нет. Такие лоты дороже, поэтому от участия в закупках отсекаются небольшие компании, которые могли бы отремонтировать один участок за раз.

В 10% случаев нарушения были найдены, когда заказчик решал проводить открытый конкурс или делать закупки у единственного поставщика. В докладе говорится, что организация обнаружила 27 контрактов, когда заказчики не проводили обычный электронный аукцион из-за «чрезвычайной ситуации», при этом чрезвычайность заключалась в сжатых сроках, которые сами заказчики и устанавливают.

В 8% случаев представители «Трансперенси» нашли другие нарушения, в том числе завышение цен.

Отдельно в организации проанализировали картельные сговоры. Например, в Татарстане из 133 изученных закупок в 126 участвовали всего по два подрядчика. Обычно участники сговоров выдают себя поведением во время аукциона Сообща участники повышают или понижают цену на торгах, поддерживают определенные цены, отстраняют от закупок определенные компании и позволяют выиграть конкретным подрядчикам. Например, одна из распространенных схем называется «таран»: участники сговора долго торгуются и так сильно снижают цену, что добросовестные фирмы вынуждены прекратить игру на понижение. В результате заявки игроков, которые предлагали наименьшие цены, отклоняются в связи с непредоставлением каких-нибудь документов, а победителем признается компания, которая последней предложила адекватную стоимость объекта. И это та компания, которая участвовала в сговоре.

Из доклада ТИ-Р

В Свердловской области ТИ-Р проанализировали 175 региональных и муниципальных закупок за 2016 и частично за 2017 год. Здесь специалисты проанализировали самые большие суммы закупок и, соответственно, нашли больше всего нарушений:

из контрактов на 55,4 млрд рублей на Среднем Урале сомнения есть в закупках на 28,3 млрд рублей.

Как рассказала Znak.com руководитель екатеринбургского отделения ТИ-Р Екатерина Петрова, в 48 закупках они нашли признаки нарушений. Чаще всего, по словам Петровой, на Среднем Урале устанавливают дополнительные требования к исполнителям закупки, например в 2016 году свердловские власти часто требовали от компаний дополнительный опыт. «В 2017 году этих требований уже не было, нюанс убрали, видимо, тоже посчитали его сомнительным», — говорит руководитель отделения. Кроме того, на муниципальном уровне в Екатеринбурге были случаи укрупнения лотов — когда в закупку включали объекты на противоположных концах города.

Среди екатеринбургских дорог, в контрактах на ремонт которых были обнаружены нарушения, — улица 8 Марта от Ленина до Малышева, улица Восточная от Малышева до Декабристов, проспект Космонавтов и даже часть Объездной дороги.

По итогам расследования представители «Трансперенси Интернешнл — Россия» подали в региональные прокуратуры и управления ФАС 48 заявлений. Пока реакция поступила только на 7 из них, официально признаны 3 нарушения, по одному случаю картеля в Удмуртии возбуждено уголовное дело. В Екатеринбурге свердловское УФАС рассмотрит заявления организации завтра, 13 декабря.

В организации утверждают, что все найденные ими нарушения — это «система». «Как показало наше исследование, нарушения в сфере дорожного строительства как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей) носят системный характер, а значит, для их устранения недостаточно только принимать меры в отношении конкретных лиц по факту конкретных злоупотреблений», — говорится в докладе.

В качестве рекомендации по борьбе с нарушениями в дорожной сфере в ТИ-Р предложили ввести персональную ответственность руководителей компании; внести поправки в закон «О контрактной системе», предложенные Минэкономразвития, которые позволят правительству устанавливать критерии для лотов, что не даст укрупнять их. В «Трансперенси» также предлагают совершенствовать работу сайта госзакупок и повышать квалификацию сотрудников. Все поправки ТИ-Р направит руководителям фракций в Госдуме, в Минэкономразивтия и ФАС.


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: