Иван Филипов
Опубликовано: 01:36, 21 ноябрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

Артём Артемьев о проблемах предпринимателей, отмене налоговых льгот и «охоте на ведьм»

Артём Артемьев о проблемах предпринимателей, отмене налоговых льгот и «охоте на ведьм»

Нынешний 2017 год малый и средний бизнес завершает без особо радостных настроений: десяткам тысяч предпринимателей пришлось покупать кассовые онлайн-аппараты, выросла фискальная нагрузка, надзорные и контролирующие органы продолжают свои внеплановые проверки. В интервью Znak.com председатель Челябинского областного отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», президент НПП «Титан» Артём Артемьев рассказывает о том, помогает ли государство бизнесу, или бесконечно «доит», манипулируют ли чиновники с отчетностью и как бизнес переживает кризис кадров.

— Артём Александрович, начну со структуры, открытой полгода назад в Челябинске, — «Территории бизнеса». На днях «Опора России» подписала с многофункциональным центром для предпринимателей соглашение. Но бизнес постоянно декларирует, что административные барьеры растут. Так помогают власти или мешают? Или это политика кнута и пряника?

— Начну с самой структуры. Она создана, скорее, чтобы уточнить картину мира предпринимателям. Есть разные методы господдержки, различные программы, и начинающему бизнесмену порой сложно разобраться в этих, вроде и благих, но отчасти бюрократических вещах, механизмах. Я бы назвал «Территорию бизнеса» экосистемой, где при концентрации различных ведомств на одной площадке возникает синергия.

— Как быть тогда с административными барьерами?

— Подключиться к электросетям стало проще, но много времени, сил и средств уходит на подключение к газу. Прошлой осенью возникли проблемы с тарифами на тепло. Тогда первый шаг был сделан оперативно. Повышающий коэффициент 1,5 при расчете платы за отопление в многоквартирном доме, где нет общедомовых счетчиков и индивидуальных приборов учета, был отменен. Понятно, что на такие вопросы требуется время, но мы уверены, что если взялись за проблему, то доведём её решение до конца.

— А пока всё же нет. Яркий пример — предприниматель из Магнитогорска, у которого плата за тепло выросла в три раза.

— У него другая беда — он много денег вложил в теплоизоляцию, расход отопления небольшой, но торговая галерея находится в девятиэтажном жилом доме. Приборы учета есть не у всех, поэтому счета ему выставляют не по факту, а по нормативам. Проблема не в тарифах, а в методах начисления.

— А как дела обстоят с проверками со стороны госструктур, на частоту которых жалуются предприниматели, утверждая, что на нормальную работу при этом времени не остаётся?

— Здесь, с одной стороны, проделана большая работа. «Опора России» добилась того, что, если на предприятии найдены нарушения в первый раз, то дело ограничится лишь предупреждением, так что можно говорить уже о кульминации процесса с бесконечными проверками. Но есть плохая тенденция — плановые проверки заменяются внеплановыми. Заводится административное дело, и на его основе пошёл «чёс». Проверять нужно тех, кто представляет наибольший риск.

Мы говорим о том, что должна быть чёткая норма проведения проверок. И должен быть рискоориентированный подход.

— Формально ведомства отчитываются, что количество плановых проверок в норме и законы соблюдены, а по факту происходит подмена понятий и бизнес продолжают «кошмарить»?

— Не совсем. Я бы не стал все ведомства под одну гребёнку подводить. На злоупотребления со стороны МЧС, например, сигналов нам не поступает. С трудовой инспекцией отношения в рабочей плоскости.

— А на кого жалуются?

— На Роспотребнадзор. В основном все претензии сводятся к нему. Вот вам свежий пример. Представители структуры пришли к одному из членов «Опоры», у которого установлена газовая котельная. Сотрудники ведомства начали высказывать претензии, что в журнале не отображены мероприятия на случай неблагоприятных метеоусловий.

— Дурно пахнущая во всех смыслах этого слова история…

— Да, попахивает «охотой на ведьм». Какой смысл апеллировать к НМУ, когда от газовой котельной выхлоп невеликий?

— Особенно когда чиновники под прицелом телекамер показательно перерезают ленточки на запуске газовых котельных, рассказывая об «экономичности, улучшении экологии»…

— Мы видим, что здесь надо отделять зёрна от плевел и разбираться в причинах. Известны же основные загрязнители, что они выбрасывают в воздух, методики понятны… В данном конкретном случае, конечно, не водородом, как в Японии, помещение отапливается. Но то, что уделяют столь пристальное внимание небольшой газовой котельной, наводит на размышление.

— Поговорим про введение онлайн-касс. Сенатор от Челябинской области Ирина Гехт предложила освободить от обязанности покупать ККМ в киоски, торгующие хлебом. По её мнению, прибыль у владельцев ларьков 50-100 тысяч рублей в год, терминалы дорогие, что может привести бизнес к закрытию.

— «Опора России» изначально выступала против замены кассовых аппаратов на онлайн-версии. Летом, как и прогнозировалось, возник дефицит этой техники. Нам удалось добиться того, чтобы предпринимателей, которые онлайн-аппараты не установили, налоговая инспекция не штрафовала, запустили совместный мониторинг цен на онлайн-кассы. К тому же в отдалённых сельских местностях зачастую нет интернета вовсе…

— …Законодательное собрание области освободило от необходимости внедрять там продвинутые кассы.

— Да, это сработало.

— В ФНС утверждают, что ежемесячно в масштабах страны к ним стекаются данные о двух триллионах выручки, прирост по сравнению с показателями прошлого года в полтора раза. Вряд ли за год обороты бизнеса столь стремительно выросли. Значит ли это, что предприниматели скрывали свои доходы и кампанию нельзя назвать кампанейщиной?

— Государство может заниматься двумя вещами: распределением и контролем. По первому пункту нужны условия для выгодного занятия малым бизнесом, чтобы были доступны кредитные ресурсы, чтобы нормы не менялись с такой частотой — под предыдущую не успеешь подстроиться, уже новая.

Контроль безусловно нужен, но предприниматели, которые хотят выйти из тени, жалуются на несправедливость и отсутствие стимулов.
Челябинский бизнес предлагает заменить онлайн-кассы приложением для смартфона

Допустим, есть два предприятия по соседству. Одно работает легально: перечисляет все налоги, платит «белую» зарплату, проводит ежегодные медосмотры. Второе действует «в чёрную», может демпинговать, и к нему проверка элементарно не придёт. Контроль можно увеличивать, но в ответ необходимы какие-то бонусы. Да, с введением онлайн-касс процесс автоматизируется, но на обратной чаше весов издержки. Предприниматели говорят: «Давайте сделаем единый для всех платёж 5 % с оборотных средств, он проходит по безналу, картина как на ладони, не надо тратить дополнительные средства на технику». Очень много точек зрения. Государству необходимо не просто контролировать, а понимать, насколько его решения соотносятся с целью развития бизнеса, которая декларируется. Если государство говорит, что малое и среднее предпринимательство должно формировать 40 % ВВП, тогда в срочном порядке должны создаваться какие-то меры и стимулы, чтобы люди занимались бизнесом. А излишний контроль здесь может навредить.

Мы за то, чтобы жёстче пресекалась нелегальная деятельность, а не вводился дополнительный контроль за добросовестными предпринимателями. Это мешает бизнесу заниматься ключевыми функциями.

— Как-то мы стороной обошли непосредственно производителей кассовых аппаратов. Приобрести технику — это одно дело, но в ней обновляется программное обеспечение. Сделать это самому на существующем аппарате нельзя, опять покупать новый. Поневоле закрадывается мысль, что идею об обновлении касс пролоббировали их же производители.

— Любой производитель заинтересован в том, чтобы его продукцию больше покупали… Но бизнесу нужно снижать издержки. В идеале те 18 тыс. рублей, которые государство компенсирует предпринимателям при внедрении онлайн-касс, должны составлять предельную стоимость этих аппаратов. А на деле происходит следующее: сначала был один производитель, сейчас их три–четыре, а должно быть больше, нужна конкуренция. Ну и цена на фискальные накопители (устройства, передающее данные онлайн — прим. ред.) вызывает вопросы. Обслуживание на 13 месяцев стоит 7,2 тыс. рублей, на 36 месяцев — 9,2 тыс. рублей. На наш взгляд, было бы правильно, если бы появился «пакет» на 5 лет за 10,5 тыс. рублей. Это же обычная флэшка, которая стоит копейки! Надо рынок раскрывать!

Если цель — минимизация издержек бизнеса и облегчение условий перехода на онлайн-кассы, то с рынка кассовых аппаратов и надо начать контроль.

— Но декларируемая федералами цель о сокращении издержек бизнеса расходится с недавним решением правительства Челябинской области отменить льготы на налог на движимое имущество, чтобы привлечь в бюджет порядка 3 млрд рублей, а также изменить параметры льготы на налог на недвижимое имущество юрлиц. Это вызвало бурную дискуссию среди предпринимателей.

— Мы добились отсрочки…

— Ради наполнения регионального бюджета идёт курс на извлечение любыми способами прибыли с предпринимателей? Вспоминается анекдот про то, как алкоголик выжимает кошку, упавшую в ведро с водкой, приговаривая «Киса, ну ещё капельку».

— У бизнеса, я об этом говорил на заседании Союза промышленников и предпринимателей, настроения никакого. Реальное же идет увеличение фискальной нагрузки! Эхо челябинских дискуссий докатилось до Москвы. Президент «Опоры России» обратился к правительству РФ, и введена отсрочка на отмену льгот. Мы придерживаемся простого правила: всё, что ухудшает условия ведения бизнеса, плохо.

Нужно понимать, кто за это заплатит. Это мы с вами, потребители. Все издержки в итоге лягут на плечи клиента. А бизнес либо меньше налогов заплатит, уйдя в тень, либо загнётся.

В долгосрочной перспективе, на наш взгляд, это приведёт к уменьшению налогооблагаемой базы. А нужно идти по другому пути — не стричь одну овечку бесконечное количество раз, а увеличивать поголовье.

— А как вам лично живётся?

— Да как и всем остальным.

— И вас душат?

— Вообще, я бы не говорил о проверках, как об основной проблеме бизнеса на данный момент. В рейтинге предпринимательских проблем лидируют падающая платежеспособность населения и блокирование банками счетов индивидуальных предпринимателей. Отдельный вопрос — квалификация кадров и эффективность работы персонала.

— Если неэффективен человек, свято место пусто не бывает.

— Недавно на заседании «Опоры России» был Игорь Шувалов (первый заместитель председателя правительства России — прим. ред.), и зашла речь о том, что мешает малому бизнесу превращаться в средний.

— Сейчас всё чаще уже слышу термин «микробизнес». В обратную сторону процесс движется?

— Среди предпринимательского сообщества сейчас актуальна такая шутка: «Как создать малый бизнес? Надо взять крупный и немного подождать». Предприниматели моментально реагируют. Осложняет жизнь тот факт, что условия ведения бизнеса меняются постоянно. Из качества законы переходят в количество. В России в XX веке ни одно поколение не жило хорошо: то революция, то война, то перестройка. Сейчас мы живём вроде бы с наибольшим уровнем благосостояния. Это факт.

— И кадры расслабились?

— Это философский вопрос, думаю, стоит говорить о причинах другого порядка. Почему предприниматель становится предпринимателем? Он открывает бизнес, порой живёт на съёмной квартире ради потенциального результата. Рабочий зарабатывает больше, потому что бизнесмен первые два года прибыли вообще не видит, а вкладывает средства ради перспективы, ради идеи. Ну и кто в выигрыше? Вопрос в престижности профессии. Предприниматели не чувствуют себя «героями дня». В советское время было уважение к милиционерам, заводчанам. Доски почёта стояли на улицах. Сейчас поддержка предпринимателей на идеологическом уровне не помешала бы.

Ситуация, при которой предприниматель платит налоги, содержит бизнес, но живёт не лучше наёмного работника, стимулирует не работать.

— И всё-таки. Вы — владелец бизнеса. Есть же институты повышения квалификации. Или, как только начинаете требовать от человека большего, тот тут же увольняется?

— Мы опросили более 350 предпринимателей по всей России. Проблема везде. Проведу параллели с экологией. Россия же — страна огромная. Тут намусорили, перейдём на другую территорию вместо того, чтобы тут убрать. Это проблема каждого предпринимателя. Как собственник бизнеса я же и являюсь его самым большим ограничителем. Система поощрения на производствах не способствует тому, чтобы люди стремились больше работать.

Общество — это мы с вами. И инспектор ГИБДД, который остановил якобы по надуманному поводу, и вроде нахамивший продавец в магазине, и «алчный» эвакуаторщик, который забрал машину. Но давайте искать изъяны в нас самих. Эвакуировали ведь потому, что изначально поставили автомобиль не там, где положено.

Очень редко сотрудники задают вопрос: «Что я могу сделать для того, чтобы больше зарабатывать?» Чаще задумываются над тем, как за те же деньги делать меньше. Это человеческая природа. Задача предпринимателя — создать такой стимул, при котором хотелось бы не только зарабатывать, но и развиваться. Для повышения зарплаты необходимо повышать производительность, эффективность.

— В том числе и государству.

— Нельзя отрывать государство от предпринимателя. Или от врача. Или от педагога. Не будет хорошей доходности у бизнеса, если не будет хорошей зарплаты у учителя. Система вынуждена отбирать людей со сверхмотивацией, поэтому «Опора России» разработала методику учета производительности труда, которую Минэкономразвития включило в программу «Повышения производительности труда и роста экономики». Это один из самых больших вызовов, который стоит перед нами и тянет за собой и культурные сдвиги, и общую систему ценностей.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)