Иван Филипов
Опубликовано: 04:56, 15 ноябрь 2017
По материалам: newsnn
Экономика

В Сибири не хватает мощностей для хранения рекордного урожая

В Сибири не хватает мощностей для хранения рекордного урожая
В России в этом году собрали рекордный урожай зерна. По оценкам минсельхоза страны выращено 130 млн тонн. Однако из-за большого урожая в ряде регионов не хватает мощностей для хранения.

Для большинства крестьян этот сезон может стать одним из самых удачных, пишет «КП».

При себестоимости на юге в 4-5 тысяч рублей за тонну, им удается отгружать на экспорт по цене 8-9 рублей за тонну. Объемы экспорта Краснодарского края и Ставропольского края, которые примыкают к портовым областям, на 1 ноября составили около 14 млн тонн.

Но в Сибирском федеральном округе (СФО) другая ситуация: производителям зерна некуда деть излишки, хотя прирост урожая в разы скромнее (прогноз 2017 года к 2016 году для Юга – 3,1%, для Центра – 12,9%, для Приволжья – 24,9%, а для Сибири - всего 0,7%).

Как пишут «Новые известия», хозяйства Новосибирской области по просьбе властей увеличили посевы пшеницы, но когда урожай был собран, оказалось, что продать его невозможно, а хранить негде, и власти с этим помочь якобы не в состоянии. Многие фермеры Новосибирской области оказались на грани банкротства из-за высокого урожая пшеницы.

Как разъясняет «КП», предложение зерна на рынке в начале сезона формируется не только из поступающего зерна нового урожая, но и переходящих запасов. По данным Росстата на 1 августа 2017 года совокупные запасы зерна в СФО составляли 2,97 млн тонн, а на 1 августа 2016 года – 1,99 млн тонн зерна. То есть с началом уборочной кампании инфраструктура хранения зерна в Сибири изначально была готова принять на 1 млн тонн меньше, чем год назад.

Более половины переходящих запасов – 1,7 млн тонн - пришлось на интервенционное зерно, мертвым грузом хранящееся в Сибири уже не первый год. Если все текущие запасы интервенционного фонда (около 3,9 млн тонн) относительно равномерно распределены по регионам страны, то в сибирских регионах, хранящих до 44% всего интервенционного фонда, искусственно создана неподъемная нагрузка на инфраструктуру хранения.

Проблема излишних интервенционных запасов, мешающих сибирскому рынку, возникала и осенью прошлого года. Из довольно сложной прошлогодней ситуации департамент регулирования рынков АПК минсельхоза России, координирующий интервенционную кампанию, не сделал никаких выводов и провел новые закупочные интервенции, которые продолжались с 19 сентября по 14 декабря 2016 года. Только в Сибири тогда было закуплено 237 тысяч тонн зерна.

Однако на новый сезон перешло меньше рыночного зерна (на начало сезона ощущался даже дефицит), а поступающий новый урожай и переходящие интервенционные запасы были меньше. Первый фактор является рыночным, второй – производственным. Влиять на них в условиях рыночной экономики в коротком периоде трудно. Но третий фактор является сугубо административным, он полностью зависит от государства, точнее регулятора, отвечающего за проведение интервенций.

Экономической выгоды прошлогодние интервенции не принесли. Зерно закупалось по очень высоким ценам. Средневзвешенная цена закупок пшеницы 3 класса составляла 10 521 рублей, 4 класса – 9788 рублей, 5 класса – 8248 рублей за тонну. Подобных цен сегодня нет в одном регионе, а средние цены по Сибири составляют ровно половину от этих значений. Продавать интервенционное зерно по низким ценам все равно придется, что помимо вреда просевшему рынку принесет убыток для госбюджета.

Проблема сельхозпроизводителей сибирского региона осложняется также тем, что по заложенному на хранение государственному зерну, вовремя не происходит оплата, и долг по ней постоянно растет. Проблема эта обострилась еще весной-летом, когда хранителям потребовались средства для проведения сезонных работ. Заложив зерно в интервенционный фонд и не обеспечив это хранение оплатой, они обрекли элеваторы на заведомо плохую готовность к приемке нового урожая. В результате пострадали все звенья производственно-сбытовой цепи.

К концу первой декады ноября 2017 года уборка зерновых в Сибири уже практически завершена: обмолочено 98% площадей. По данным минсельхоза России основные зернопроизводящие регионы демонстрируют рост намолотов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Особенно он значителен в Новосибирской области (на 18,5%).

Однако сельхозпроизводители сейчас не могут поставить убранное зерно на элеваторы, а хранители не способны его принять и разместить. При этом трейдеры не имеют возможности реализовать зерно, и оно лежит в полях и на току. Из-за накапливающихся токсинов это зерно нельзя будет использовать даже в качестве фуража.

При текущих ценах EXW на пшеницу 3 класса в Новосибирской и Омской областях в размере 5500-6000 рублей за тонну без НДС и 4 класса 4500-5000 рублей за тонну хозяйства не имеют стимулов и возможностей для завершения уборки. А элеваторы, заполненные неоплаченным интервенционным зерном, не могут принять на хранение новые партии, вывозимые с полей. В свою очередь, трейдеры в условиях избытка зерна практически во всех регионах бессильны в вопросах налаживания поставок в другие регионы.

Перспективы экспорта у сибирского зерна в этом сезоне также неясны. Регион находится достаточно далеко от основных экспортных каналов юга и северо-западе России. Основные станции отгрузки Омкой и Новосибирской областей на железной дороге удалены от портов Азовско-Черноморского бассейна на 3500-4000 км. Остальные регионы с избытками зерна имеют существенные преимущества перед Сибирью.

Выходом из ситуации мог бы стать дальневосточный коридор и прямые поставки в соседние азиатские страны, но эти направления не развиты. И в текущем сезоне переход от нерегулярных и малых по объему сделок к полномасштабной экспансии на восточном направлении маловероятен.

Вопрос развития экспорта из регионов с наиболее низкой рентабельностью реализации зерна должен являться приоритетом государственной политики, которая в этой сфере либо не реализуется, либо обращена к значительно более благополучным с точки зрения маржинальности зернового производства регионам.

В качестве принципиально новой меры поддержки экспорта минсельхоз России планирует в текущем сезоне субсидировать экспортные перевозки зерна. Однако механизм распределения субсидий не проработан, а воздействие на ценовую конъюнктуру экспортного рынка может быть негативным. Стагнирующая второй месяц подряд экспортная цена FOB на российское зерно может пойти вниз, когда субсидия возникнет на одном из этапов экспортной цепочки.

У государства есть все необходимые механизмы для решения проблемы. Так, в госсобственности сегодня 1500 вагонов зерновозов, которые могут вывозить до 100 000 тонн зерна ежемесячно. Они сейчас работают в Ставропольском и Краснодарском крае: на Юге они могут принести вдвое больше денег своим оператором за счет высокой оборачиваемости (20 дней на юге против 40 в Сибири).

Есть у государства и доли в портах и зерновых терминалах. Государственный интервенционный фонд способен продать на экспорт зерно прошлого урожая по рыночной цене и закупить зерно этого урожая у крестьян Сибири. Но, к сожалению, нет главного - желания выстроить в единую цепочку государственные возможности.

Ведь чтобы спасти производителей Сибири, надо отказаться от высокорентабельный операций, а это неизбежно приведет к потере бонусов и премий. Но в ближайшее время, скорее всего, это и произойдет, или государству придется признать, что потеряло рычаги управления госимуществом. Все полторы тысячи вагонов управляются частниками, элеваторы забиты зерном, которое никогда и никто не купит, квоты в портах распроданы, денег на хранение нет. В итоге сибирским аграриям остается рассчитывать только на собственные силы.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)