Иван Филипов
Опубликовано: 15:07, 02 ноябрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

В суде по делу Сандакова рассказали о неофициальных тратах на выборах Путина в 2012 году

В суде по делу Сандакова рассказали о неофициальных тратах на выборах Путина в 2012 году

Второй политтехнолог выступил в качестве свидетеля защиты в суде по делу бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова, обвиняемого в мошенничестве, неправомерном доступе к компьютерной информации и получении взятки в виде охраны дома. На этот раз речь шла не только о выборах в Госдуму в 2011 году, но и о президентской кампании января-марта 2012 года. Сколько денег уходило на сельские «чаепития» в поддержу Владимира Путина? Спал ли на совещаниях глава челябинского исполкома «ЕР» Александр Мотовилов? Почему, если бы все расходы проводились через официальный избирательный фонд, кампанию можно было закрывать через сутки? Обо всех этих моментах рассказал, отвечая на вопросы участников процесса, политтехнолог из Челябинска Виктор Новичихин, в 2013–2015 годах занимавший пост заместителя руководителя управления по внутренней политике правительства Челябинской области.

Победа «ЕР» — как лакмус успеха всей кампании

Виктор Новичихин, по его словам, начал участвовать в выборных кампаниях еще в 1996 году, когда переизбирали Бориса Ельцина, с работы обычным агитатором. В 2000 году получил профессиональное образование политтехнолога и сделал работу на выборах своим основным занятием. Как признается сам, всегда работает в связке с младшим братом Владимиром.

С Сандаковым познакомился весной 2011 года, когда по чьей-то рекомендации был приглашен к участию в думской кампании на территории Челябинской области.

Виктор Новичихин

«Первый раз встретились в большом зале исполкома «Единой России», где Николай Дмитриевич собрал всех политтехнологов, чтобы закрепить за каждым территории, — рассказал свидетель. — Такие совещания проводились Сандаковым регулярно, так как он фактически руководил предвыборной кампанией на территории всей Челябинской области. От функционеров «Единой России» практически всегда присутствовали Мотовилов (Александр Мотовилов — руководитель исполкома «ЕР) и его зам Василий Зорин».

При этом, чем конкретно занимался на совещаниях Мотовилов, политтехнолог ответить затруднился, в связи с чем адвокат Сергей Колосовский поинтересовался, уж не спал ли там политик.

— Нет, не спал точно. Он очень активный человек. Но проводил совещания Сандаков.

— А кто был главнее: Сандаков или Мотовилов, — спросил адвокат.

Николай Сандаков

— Сандаков Николай Дмитриевич, однозначно… Главы (муниципалитетов) фактически, не юридически, так как это невозможно, были начальниками избирательных штабов «Единой России»… Главы были очень заинтересованы в исходе выборов, все делали, чтобы у них была «победа». «Победа» — это два критерия: высокая явка и качественная хорошая явка за «Единую Россию».

По словам свидетеля, именно победа «ЕР» была лакмусовой бумажкой успешности кампании.

«Все могли заработать прилично»

Виктор Новичихин на выборах 2011 года работал на участке Троицк-Троицкий район-Чесма-Октябрьский район. Общее число избирателей здесь около 100 тысяч человек. Общее количество прошедших через Новичихина денег, по его словам, полученных наличными от Сандакова или его помощников, составило за полгода около 7,5 млн рублей.

«Как правило, на федеральных кампаниях через официальный фонд проводятся только агитматериалы, остальные расходы — вне фонда. Я получал все деньги наличными… откуда Сандаков их формировал — не знаю. Первую зарплату, 100 тысяч рублей, получил в кабинете лично из рук Николая Дмитриевича, — заявил технолог. — … Если бы оплата гонораров технологов проводилась через избирательный фонд, кампанию можно было бы закрывать сразу после начала, так как фонды очень ограничены».

Во время президентских выборов Новичихин отвечал за город Сим в Ашинском районе. Не без гордости на протяжении трехчасового допроса он пытался рассказать, о том, как на исторически проблемной территории обеспечил «запутинскую» явку в 85% — беспрецедентный, по его мнению, успех.

Организационные вопросы — связь, питание, проживание — лежали во время всех выборов на главах муниципалитетов.

Сеть агитаторов, а это 1 человек на 300-500 избирателей в городской местности и на 150-200 человек — в сельской, работали по договору о деятельности на безвозмездной основе. Однако на самом деле, по словам Новичихина, могли прилично заработать.

Сергей Колосовский

«Пришла как-то ко мне женщина, обычная учительница в Троицке и конкретно сказала: я хочу заработать на холодильник. В ходе кампании еще до ее окончания она купила себе холодильник. И это был просто счастливый человек», — привел пример свидетель.

«Чаепития» для сельчан

Именно чаепития — то есть общение с кандидатом или лидером общественного мнения (ЛОМ — формируется политтехнологами из представителей электората, которым будет верить и доверять конкретный круг избирателей) в неформальной обстановке Виктор Новичихин называет одной из самых эффективных и часто используемых политических технологий. Причем это вполне законно, и не считается подкупом избирателей, уверен технолог.

И в думскую кампанию, и во время выборов Путина в 2012 году на эти цели тратились за каждую волну (период активизации агитации) сотни тысяч рублей. В неделю в одном небольшом муниципалитете могло проводиться до десятка таких посиделок. Средний чек «чая, тортиков и печенья» на один стол — 3000 рублей.

Александр Зимин

Правда, президентская кампания 2012 года была гораздо короче думской, поэтому траты регионов на предвыборные расходы были в разы меньше. Так, за обеспечение «победы» в маленьком Симе Новичихин получил от Сандакова наличными всего лишь 60 тысяч рублей. Против — 500-600 тысяч 2011 года.

«Вообще, во все федеральные кампании стараются, чтобы все было чисто, без нарушений, во всяком случае парламентские партии», — заключил свидетель.

Напомним, ранее аналогичные показания дал технолог из Свердловской области Александр Георгиев, подробно рассказав о теневых фондах во время подготовки к выборам.

Екатерина Голубенкова
В суде по делу Сандакова рассказали о «теневых» затратах на предвыборные кампании

Сейчас защита предоставляет доказательства в рамках обвинения Николая Сандакова в мошенничестве с деньгами бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова. По версии следствия, Сандаков в 2011–2012 годах похитил у Тарасова 1,5 млн рублей, обещав содействовать в назначении последнего главой Магнитогорска. Именно по показаниям Тарасова и было в 2014 году возбуждено дело Сандакова, из-за чего он больше года провел в СИЗО.

Защита в суде доказывает, что речь идет не о мошенничестве, а о тратах на неофициальный избирательный фонд в 2011 году во время выборов в Госдуму и на президентских выборах в 2012 году.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: