Иван Филипов
Опубликовано: 03:14, 23 май 2019
По материалам: znak
Другие новости

Сергей Полунин и Юка Ойши создали балет «Распутин» без опоры на факты

Артист балета Сергей ПолунинStephanie Pistel/Instagram Сергея Полунина

23 мая в подмосковной Барвихе пройдет предпремьерный показ драматического балета «Распутин», мировая премьера которого намечена на конец мая в Лондоне. Накануне хореограф и основные артисты балета представили постановку прессе, где и выяснилось, что «Распутин» зиждется на убеждениях его создателей.

Пресс-конференция началась с опоздания спикеров и перепалки фотографов с организаторами — первые два ряда конференц-зала были зарезервированы для гостей, прессе оставалось довольствоваться остальными местами. «Сейчас придут чинуши, а ведь это пресс-конференция. Могли бы междусобойчик и в Барвихе сделать», — ворчали фотокоры, пересаживаясь на другие места.

Когда все микрофоны и таблички с именами наконец были установлены, в зал вошли участники пресс-конференции. Это была интернациональная команда — русские, японка, датчанин, чех, серб, а также сам Сергей Полунин, имеющий гражданства Украины, России и Сербии. Позднее, отвечая на вопрос о критериях подбора соратников, хореограф Юка Ойши сказала, что это дело наития: «Мне кажется, что не существует никакого гражданства, никаких национальностей. Я верю, что наше тело создано из пикселей света; мы выглядим по-разному и родились в разных странах, но разницы между нами нет. Я очень верю в свое шестое чувство и работаю с теми, о ком подумала в тот момент».

На подобных убеждениях строилась, судя по всему, и вся постановка.

Исполнительница роли императрицы Александры Федоровны (весьма истеричной и склонной к болезненному мистицизму особы), олимпийская чемпионка по фигурному катанию Елена Ильиных сказала, что не читала биографий жены последнего русского царя, но Александра Федоровна ей «сейчас очень близка».

Консультациями историков Ильиных тоже не пользовалась: «Я всегда чувствую образы, которые танцую, и самый лучший консультант — это Юка». Сама Юка Ойши заявила: «Я читала и не верила, что Распутин был монстром и чудовищем. В нем сочетались противоположности, и я верю, что он мог исцелять людей. Это произведение и о человеке, и о священнике». (В этом постановщик балета явно ошибается — Распутин не был священником, более того, многие современники подозревали и обвиняли его в членстве в секте хлыстов.)

Подобных взглядов на «святого черта» придерживается и Сергей Полунин: «У всех есть две стороны, светлая и черная. Я верю, что у Распутина были добрые намерения, он хотел, чтобы все было хорошо, но у него была и темная сторона, и в личной жизни он двигался в ином направлении». Танцовщик признался, что мало знает о своем персонаже: «Я не думаю во время танца, если на сцене все готово. Музыка подскажет мне ощущения, а те, кто вокруг меня — отреагируют на мои эмоции, а я на их. Нужно просто быть в этом моменте, и тогда можно почувствовать себя Распутиным или Нижинским, а если я подготовлюсь и буду думать, это может стать преградой». «Я жду этого момента, чтобы почувствовать Распутина, понять, какой он был», — добавил Полунин.

Сергей Полунин и Юка Ойши создали балет «Распутин» без опоры на фактыСо страницы Сергея Полунина в Facebook

Исполняющий партию императора Николая II Алексей Любимов убежден, что его персонаж очень почитается в народе: «Не секрет, что русский народ любит Николая II, поэтому для меня такая роль — большая ответственность, ведь нужно транслировать своим телом, танцем образ такого любимого русским народом царя». Композитор Кирилл Рихтер заявил, что «некоторые приближенные пророчили, что смерть Распутина, простого мужика, станет смертью монархии, и они оказались правы» — на самом деле, Николай и Александра оказались в добровольной изоляции, так как вся Романовская семья, императорский двор, аристократия, парламент, интеллигенция и военные были настроены против Распутина и его влияния на высочайшие образ мыслей и принятие решений. Пророчества же о гибели монархии после своей смерти делал не только Григорий Распутин, но и один из его предшественников при дворе — оккультист Папюс (к слову, оба умерли за несколько месяцев до Февральской революции, вот только случилась она по другим причинам).

Иван Слободенюк/Znak.com

Но если сюжет балета сомнителен в плане достоверности, то его подготовка весьма любопытна.

По словам Кирилла Рихтера, идея возникла четыре месяца назад, а работа над постановкой и утверждение музыки заняли два месяца. Сценограф Отто Бубеничек заявил, что работал над проектом три недели «и это безумие, потому что обычно полгода».

Он рассказал, что у Ойши возникла идея сделать балет подобием игры в шахматы, оттого каждый образ связан с определенной фигурой. Сыграют свою роль и музыкальные инструменты, добавил Рихтер, в особенности большая ударная группа и арфа, которую он рассматривал в двух ипостасях — как «атрибут королевского двора» и отсылку к гуслям. Балет разделен на два акта, первый посвящен восхождению Распутина, его знакомству с царской семьей, второй — закату и самого 50-летнего «старца», и его венценосных почитателей, которых композитор отчего-то называл королевской семьей. Юный Джордже Каленич, танцующий партию цесаревича Алексея, почти всю пресс-конференцию думал о чем-то своем, а когда ему задавали вопросы, очень смущался, но рассказал, что ему выпала сложная роль: «Очень трудно играть с эмоциональной точки зрения, потому что цесаревич умирает от гемофилии — постоянные кровотечения и их не остановить, но он верит в Распутина». Когда юношу спросили, дают ли мэтры ему советы, Елена Ильиных шепотом прокомментировала этот вопрос Сергею Полунину, и они тихонько посмеялись.

Вслух фигуристка сказала, что не готова продолжать карьеру в балете: «Он как-нибудь без меня обойдется». Алексей Любимов отметил, что «все уже устали от балетной классики, хотя от нее невозможно устать, но нужно искать новые пути». Сергей Полунин добавил, что для него этот балет больше драма, очень эмоциональный, и он бы хотел, чтобы танцовщики, уходя в 40-45 лет со сцены, продолжали карьеру в театральном танце.

Иван Слободенюк/Znak.com

На вопрос, готовы ли артисты к возможным протестам православных активистов, как это было с фильмом «Матильда», исполнители ролей царственных страстотерпцев ответили, что опасаться им нечего. «Как православный верующий я не боюсь преследований от Церкви, да и нет с моей стороны никаких возможных показов моего героя в нелицеприятной форме, — уверен Алексей Любимов. — Мы, конечно, не хотим открывать секреты до премьеры, но могу сказать, что характеры наших героев хореографически и драматически построены максимально идеальными, никакой пошлости».

После Барвихи и Лондона «Распутина» покажут миру, сообщил Полунин. «Чем больше стран мы объездим, я буду только рад», — сказал он. Остается лишь надеяться, что в реальности драматический балет не станет столь же лубочной развесистой клюквой, как и одноименная песня Boney M.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)