Иван Филипов
Опубликовано: 06:32, 21 май 2019
По материалам: znak
Другие новости

Какую судьбу Челябинску предлагает новый генеральный план

Какую судьбу Челябинску предлагает новый генеральный планНаиль Фаттахов / Znak.com

В 2019 году Челябинск должен принять новый генеральный план — старая версия документа закончит действовать в следующем году. Сейчас проект находится на стадии согласования, но материалы генплана, который вряд ли изменится радикально, уже доступны. Znak.com изучил объемный документ, в котором делается попытка оцифровать город и определить направления его развития. Эксперты констатируют, что многое из того, что было запланировано на нулевые и десятые годы, выполнено не в полном объеме. Особенно это касается вопросов озеленения, экологии, доступности медицины, школ, детских садов и другой социальной инфраструктуры.

Средний по Уралу

В первую очередь эксперты оценили положение Челябинска среди городов УрФО. Здесь мы оказались в числе середнячков. Лидер с огромным отрывом — Тюмень. Затем — Екатеринбург. Челябинск в рейтинге муниципального развития среди шести крупнейших городов Урала — третий.

«Группу городов с близким рейтингом составляют Екатеринбург, Челябинск, Уфа, отрыв между которыми не очень значителен. Аутсайдерами рейтинга являются Пермь и Курган, которые заметно отстают от Уфы», — говорится в документе.

При этом по экологии Челябинск намного ниже своих конкурентов, причем по разным параметрам. Так, в Уфе больше всех из тройки городов тратят на экологию, а в Екатеринбурге из трех городов меньше всего выбросов.

Вынести заводы за черту города — невозможно

В структуре земель Челябинска земли промышленности занимают 23,8%, чуть меньше земли под водными объектами (20,7%) и сельскохозяйственного использования. На земли жилой и общественно-деловой застройки приходится всего 13,6%, лесничеств и лесопарков — 4,5%, общественно-деловой застройки — 3,5%.

«Пятая часть территории занята водой, что сокращает площадь городских земель, пригодных для градостроительного освоения, — говорится в материалах генплана. — Экстенсивное использование значительной части территории создало проблему упорядочения территории с максимально возможным улучшением среды обитания. Необходимо проводить политику „перезагрузки“ районов экстенсивной жилой застройки в сторону разумного повышения плотности застройки и формирования многофункциональных зон. Положительным моментом при необходимости изъятия земель под реконструкцию и размещение новой застройки является высокий процент территории, находящейся в муниципальной собственности (более 80%)».

Авторы генплана предлагают перевод находящихся в черте города садовых товариществ в жилые районы и насыщение этой территории жилой застройкой и социальной инфраструктурой. Еще одна возможность для развития — это упорядочение использования земель промышленности.

«Отмечается низкий процент территорий рекреационного назначения, что свидетельствует о дефиците озеленённых территорий. Учитывая специфику промышленности города и современную экологическую ситуацию, мероприятия по решению данного вопроса — в числе приоритетных при разработке проекта генерального плана, — указано в документе. — В целом крупные города России перестают быть промышленными центрами, а становятся центрами, которые специализируются на предоставлении широчайшего спектра услуг. Для Екатеринбурга и Челябинска, мегаполисов уральского региона, этот процесс сильно осложняется тем, что они долгое время росли как центры тяжелой промышленности, развиваясь вокруг крупнейших градообразующих предприятий металлургии и машиностроения. В Челябинске — как центре черной и цветной металлургии — это противоречие усугубляется тяжелой экологической обстановкой из-за выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнения водных ресурсов, причиной которой являются те же металлургические заводы».

Насколько реально вывезти из Челябинска промышленные предприятия

В материалах по обоснованию генплана отмечено, что нормальное развитие Челябинска сильно искажается наличием в черте города крупных экологически грязных металлургических производств.

«Поскольку их вынос за пределы города в ближайшие десятилетия выглядит маловероятным, единственным вариантом нормального развития является преобразование экологически грязных производств в современные высокоэффективные предприятия, за счет внедрения современных „чистых“ технологий», пишут авторы генплана.

Каждому жителю не хватает по 9 метров леса

Челябинск, несмотря на всю экологическую риторику последних лет, испытывает острый дефицит зеленых территорий. Действующим генеральным планом планировалось довести объем парков с 58 квадратных километров до 83 квадратных километров.

Но за почти 20 лет развития города общая площадь озелененных территорий только сократилась — до 44 квадратных километров. При этом действующий генплан предполагал, что к 2020 году промышленные территории сократятся почти на 3 тысячи гектаров. Но этого не произошло.

«Современная ситуация, при которой значительные территории в городе заняты объектами промышленности, порождает ряд проблем социального и экономического характера, таких как: высокий уровень загрязнений среды и, как следствие, заболеваемости населения, перегрузка транспортной инфраструктуры и других, — говорится в проекте нового генплана. — Доля территории всех производственных зон города Челябинска составляет пятую часть площади земель городского округа, что значительно превышает показатели по структуре земель во многих городах Европы (3-5%) и крупнейших городов России (порядка 10%)».

Эксперты отметили в Челябинске дефицит озелененных территорий, который составляет 9 квадратных метров на человека. Чтобы решить эту проблему, предлагается создать «зелёный каркас» города, которого пока нет.

«Следует отметить отсутствие связности озелененных территорий общего пользования, слабое развитие линейных элементов вдоль основных транспортных магистралей, в том числе Комсомольский проспект, проспект Победы, улицы Блюхера и Воровского, проспект Ленина, улица Комарова, — считают авторы генплана. — На всех перечисленных улицах бульвары имеют прерывистый характер, который целесообразно сделать единой системой озеленения. Также бульвары имеют прерывистый характер по Университетской Набережной, вдоль улиц Чайковского, Чичерина, на улицах Бажова, Завалишина, Братьев Кашириных».

Предложения по созданию зеленых зонматериалы нового генплана

Необходимо провести инвентаризацию зеленых насаждений, а также природных территорий, расположенных в черте города, считают специалисты.

Хрущевки станут головной болью

Серьёзной проблемой к 2040 году может стать состояние панельных жилых домов первых годов постройки. Сейчас, по данным управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Челябинска, порядка 7% граждан проживает в панельных пятиэтажных жилых домах.

Это 454 дома, которые будут массово выбывать из эксплуатации в ближайшие 15-20 лет.

«Варианты решения проблемы, которой нужно заниматься уже сегодня, должны строиться на изучении состояния зданий, дифференцированной оценке их конструктивных особенностей, с учетом возраста, степени износа. Необходимо составление единого реестра зданий данной категории с целью проведения технического аудита и выработки мероприятий по их дальнейшей эксплуатации», — отмечают в генплане.

Предлагается несколько вариантов решения проблем с хрущевками. Первый — снос морально и конструктивно устаревшего жилья и постройка на его месте современных домов.

Почему проблема уплотнительной застройки в Челябинске никогда не решится

«Поскольку значительная часть хрущевок находится в районах с высокой градостроительной ценностью территории, то вопросы расселения и строительства охотно возьмут на себя инвесторы, — считают авторы генплана. — Обновление территорий проводится „волновым“ методом: каждую конкретную хрущевку сначала расселяют, потом сносят и на ее месте строят современный дом».

Второй вариант — реконструкция. Она может быть проведена в предварительно расселенном доме. Основная проблема при этом в том, что людей нужно временно переселить в жилые помещения маневренного фонда. Такой опыт есть в Минске, где в нескольких домах произвели перепланировку, расширение комнат, надстройку этажей. Но проект оказался дорогой — затраты почти равны стоимости нового жилья. Третий вариант — реконструкция без расселения, при этом в ходе ремонта к дому, где продолжают жить люди, пристраиваются новые этажи. Затраты компенсируются за счет коммерческой продажи жилья в новых этажах.

У города появится два центра

Эксперты выделили в Челябинске несколько ядер, который имеют разный потенциал развития. По мнению авторов генплана, наиболее привлекательны две территории — центр города и северо-запад, которые и будут своеобразными точками роста. В центре развитие возможно за счет перепрофилирования первых этажей уже существующих зданий или за счет за счет территорий аварийного, ветхого фонда и все тех же хрущевок.

Вариант развития города на запад и на югматериалы нового генплана

«Кроме „Центрального городского ядра“ потенциалом обладают такие планировочные районы, как „Смолинский“, „Буферный“, „Северо-восточный“, „Першино“. Однако не во всех перечисленных районах можно воспользоваться таким преимуществом. Например, для „Северо-восточного“ района в части жилищного строительства имеются значительные ограничения, связанные с ограничением застройки из-за негативного влияния зоны повышенного шумового давления от аэродрома „Шагол“. Большую часть района покрывает контур зоны „Г“, в котором размещение объектов жилищно-гражданского назначения запрещено, за исключением административных и научно-исследовательских организаций при условии обеспечения необходимой звукоизоляции конструкций их наружного ограждения», — заключают эксперты.

Большой интерес представляют свободные территории, которые возможно осваивать комплексно. Такие участки есть только в планировочном районе «Северо-западный». Речь идет о порядка 380 гектарах.

Также такие зоны есть на юге Советского района рядом с жилым районом Новосинеглазово (80 гектаров) и в Ленинском районе (130 гектаров). Остальные территории, свободные от застройки, находятся в границах санитарно-защитных зон от предприятий и не являются перспективными для освоения. Еще один потенциальный источник земель — это территории гаражей, которые в городе занимают 530 гектаров, и садово-дачные и огородные территории.

Таким образом, потенциал для строительства в Челябинске составляет 1027,6 гектара свободной территории. При текущих темпах строительства они будут освоены за 5-8 лет, и город столкнется с острым дефицитом земли.

Авторы генплана предложили несколько вариантов дальнейшего развития Челябинска. Один из них предполагает завершать строительство жилых кварталов, в основном на западе, до городской границы. При этом эксперты понимают, что это приведет к перетягиванию функций из центра города на северо-запад. Но эту проблему можно решить за счет объединения двух центров — нового и исторического — общегородской зоной вдоль реки Миасс с историческим общегородским центром и лесопарковой пойменной зеленой зоной.

«Это дает возможность организовать единую общегородскую планировочную структуру, в основе которой лежит формирующийся общественно-транспортный каркас», — считают авторы генплана.

При этом, чтобы не потерять центр, нужно перестать строить в нем жилье и сосредоточиться на общественно-деловых функциях, что позволит создать внутригородской общественно-транспортный каркас, объединяющий западную и центрально-историческую части города.

Формирование Центрального городского каркасаматериалы нового генплана

«Проектное решение предполагает развитие Центрального, Калининского, Советского и частично Курчатовского районов на основе создания и усиления роли широтных магистральных транспортных направлений, интегрированных с внешним транспортным каркасом. Одна из важных решаемых задач — перенаправление автомобильных и железнодорожных грузовых потоков в обход города», говорится в документе.

Другой вариант предусматривает создание единой, вместе с Копейском, селитебной зоны с включением в нее пригородных озер. Но этот путь выглядит менее привлекательным, так как на востоке Челябинска располагаются неблагоприятные в экологическом отношении территории. И они могут вернуться в оборот только в перспективе 30-50 лет.

Больниц, школ, детсадов — не хватает

Отдельное место в исследовании заняла социальная инфраструктура. По данным сопроводительной документации к генплану, Челябинску не хватает абсолютно всех видов учреждений — от медицины до культуры.

Существует дефицит учебных мест, который ежегодно увеличивается. Фактически в школах учится на 14 тыс. человек больше, чем эти здания могут вместить. Самый большой дефицит — в Курчатовском районе (4483 места). Похожая ситуация с учреждениями дополнительного образования — город обеспечен ими на 63%. Во всех районах детсады переполнены, дефицит мест составляет 8,8 тыс. человек. Наблюдается диспропорция в обеспеченности спортивными сооружениями.

Пешеходная доступность школматериалы нового генплана

«Значительная часть существующих спортивных объектов находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует современным требованиям и нуждается в реконструкции и расширении видов спортивной направленности, — говорится в документе. — Недостаточное количество муниципальных спортивных объектов социально гарантированного уровня в районах нового строительства: спортивные площадки во дворах, ФОКи, бассейны, фитнес-центры».

Аналогичные проблемы и в медицине. Обеспеченность местами на 1000 населения составляет 78% от норматива. Остро стоит вопрос в новых микрорайонах, где строительство учреждений здравоохранения отстает от жилищного строительства.

Проектом генплана Челябинска предусмотрено строительство объектов дополнительного образования в Калининском районе (в настоящее время такие объекты здесь отсутствуют) — детского центра искусств (с музыкальной школой и библиотекой) по улице 40 лет Победы, 38; а также в Тракторозаводском районе — детской школы искусств по улице Конструктора Духова (Чурилово) и художественной галереи с выставочным залом и образовательным центром для детей по улице 1-й Пятилетки. Кроме того, размещение новых детских учреждений дополнительного образования предусматривается в пристроях к существующим объектам.

«Рост перспективной численности населения Челябинска, намечаемое генпланом освоение новых площадок предусматривают дополнительное строительство учреждений здравоохранения, особенно поликлиник для детского и взрослого населения, — отмечается в документе. — Предполагается открытие офисов врачей общей практики в поселке Каштак, на территории Центрального района предусматривается строительство диагностического центра, в Тракторозаводском районе — строительство поликлиники для взрослого населения. Проектом учтено предложение по строительству помещения под размещение протонной терапевтической установки; реконструкция хирургического корпуса № 4 — операционный блок № 1 „Челябинской областной клинической больницы“, строительство поликлиники для взрослого и детского населения»

Выделенные полосы и ТПУ

Еще один важный раздел — транспорт. Здесь предполагается создание магистральной дороги скоростного движения по второй меридиональной связи. При этом существующая меридиональная дорога должна «успокоиться» и стать городской улицей.

«Дополнительно планируется создание третьей меридиональной транспортной связи — „Западный обход“, в связи с планированием „Западного подцентра“ „Центрально-городского каркаса“. Также данная магистраль создаст условное препятствие и позволит разводить потоки в северном и южном направлениях», — указано в генплане.

Планируемый транспортный каркасматериалы нового генплана

Кроме того, планируются новые улицы и дороги, которые улучшат транспортную доступность таких крупных анклавов, как Першино и Новосинеглазово.

Авторы генплана предлагают обеспечить выделенными линиями для движения общественного транспорта на всех магистральных улицах общегородского значения. Маршрутная сеть автобусов должна увеличиться на 102,55 километра, общая протяжённость к 2039 году составит 669 километров. Троллейбусные маршруты увеличатся на 3,5 километра, трамвайные не изменятся, при этом авторы не исключают появления скоростного трамвая.

Развитие улично-дорожной сетиматериалы нового генплана

Также в проекте нового генплана предусмотрено появление полноценного транспортно-пересадочного узла «Новоградский» в районе «Паркового-2», который будет объединять различные виды транспорта.

Предполагается, что новый генеральный план Челябинска будет действовать до 2040 года.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)