Иван Филипов
Опубликовано: 20:28, 18 апрель 2019
По материалам: znak
Другие новости

Учителя заявили о готовности добиваться возвращения школьных учебников в федеральный перечень

Учителя заявили о готовности добиваться возвращения школьных учебников в федеральный переченьИлья Питалев / РИА Новости

Учителя из разных регионов России заявили о готовности начать сбор подписей с требованием вернуть им право преподавать в школах по учебникам, часть которых была исключена из федерального списка в конце 2018 года по требованию Министерства просвещения. Учителя считают, чиновники ведомства слишком отдалились от реального положения дел в школах, между жителями и министерством есть «огромная пропасть», из-за чего страдает качество преподавания и образования. Об этом свидетельствуют данные всероссийского опроса учителей, который проводили специалисты Центра общественно-политических проектов. Данные исследования есть в распоряжении Znak.com.

«Изменение перечня — это бизнес, однозначно»

Резкое сокращение федерального перечня учебников (сразу на 30% — с 1318 до 863 наименований) в конце 2018 года, по мнению учителей, в скором времени приведет к ухудшению качества преподаваемого материала. «Наша гимназия вынуждена выполнять эти требования — выбирать те учебники, которые рекомендованы. Но они не всегда качественные. Это, по крайней мере, касается учебников по биологии. Это же уровень биологии 60-х годов прошлого века, и с подходами биологическими в современной науке эти учебники не имеют ничего общего. Но вариантов у нас нет. Мы должны подчиниться», — заявила в ходе опроса Екатерина Михайловна (Санкт-Петербург; в результатах исследования не указаны фамилии респондентов).

Сейчас, по словам педагогов, и так существует стандарт того, что должен знать учащийся, проверка знаний ребенка происходит регулярно: на срезовых контрольных, ОГЭ и ЕГЭ. А выбор учебника должен оставаться за учителем, считают педагоги. «У меня в кабинете стоят учебники издательств „Академкнига“, и „Русское слово“, и „Российский учебник“, и „Просвещение“. И по какому учебнику я даю учащимся этот „стандарт“, должно быть моим личным делом», — приводятся слова Марины Николаевны (Кабардино-Балкария).

Учителя также высказывают предположения, что исключение из федерального списка ряда учебников едва ли вызвано заботой Министерства просвещения о качестве контента в учебниках. По мнению педагогов, Минпросвещения действует в интересах конкретного издательства. «Из списка были исключены учебники, которые были проверены временем, а им на замену приходят те, что не прошли апробации. Я думаю, что все это искусственно сделано, и Министерство просвещения почему-то допустило, что хорошие учебники у нас куда-то исчезли из списка, а новые учебники издательства „Просвещение“ появились. Изменения перечня — это бизнес, однозначно. Элемент коррупции в этой системе [обновления списка учебников] есть, и монополизация тоже», — говорит Нина Викторовна (Московская область).

Напомним, при проведении масштабной чистки федерального списка учебников эксперты в образовательной отрасли и некоторые авторы учебников также отмечали, что в обновленном перечне ощутимо изменилось соотношение в пользу учебников издательства «Просвещение», чья доля на рынке школьной литературы, по некоторым данным, уже сейчас достигает 70%. А после завершения обновления федерального списка учебников доля «Просвещения» может увеличиться и вовсе до 90%, говорят эксперты.

Учителя говорят, что не понимаю причин, почему произошло сокращение тех или иных учебников, если та школьная литература, что была изъята в конце прошлого года, ранее получала положительные заключения экспертов. Педагоги говорят, что обновление школьных учебников привело к неоправданным, с их точки зрения, затратам.

В издательстве «Просвещения» Znak.com ранее поясняли, что «наработанный опыт позволил сформировать системный подход к образовательному процессу и, в частности, к подготовке учебников». В издательстве говорят, что находятся в «постоянном диалоге с педагогами», поэтому готовы учитывать их комментарии, предложения, чтобы вносить корректировки в учебники.

Действия миинистерства постепенно ведут к монополизации рынка в пользу одного издательства. От этого страдает качество образования, уверены педагогиАлександр Гальперин / РИА Новости

«Это прямая монополия»

Учителя также выступили против нового порядка проведения экспертизы, по результатам которой школьные учебники будут попадать в федеральным список. По замыслу Минпросвещения, экспертиза будет выполняться строго по госзаданию, где заказчиком выступит само министерство, а исполнителем будет подведомственная ему организация. О чем ранее заявляла замминистра просвещения Татьяна Синюгина. «Подход, когда экспертизу будет выполнять одна организация в составе министерства, — это прямая монополия. Объективной оценки здесь не будет, потому что экспертизу должны проводить специалисты из нескольких компетентных организаций. А если министерство и заказчик, и исполнитель, то ничего хорошо здесь не выйдет», — говорит Сергей Александрович (Иркутская область).

Педагоги также считают, что доступ к проведению этой экспертизы должен быть в том числе у учителей. «Лучше тех людей, кто работает на местах, напрямую с детьми, никто не может дать оценку качества учебников. Отдавать министерству и какой-то структуре в министерстве право на проведение экспертизы будет ошибкой», — считает Алина Александровна (Приморский край).

Ранее о вреде монополизации процесса экспертизы в разговоре с корреспондентом Znak.com говорил и председатель комиссии по науке и образованию Совета по правам человека при президенте России Александр Асмолов. По его мнению, проведение «моноэкспертизы в одном моноведомстве» негативно скажется на качестве контента учебников. Чтобы этого не произошло, уверен эксперт, необходимо привлекать к проведению экспертизы «специалистов из разных систем».

В ходе опроса учителя также рассказали, что между ними и Министерством просвещения есть «огромная пропасть». По мнению педагогов, чиновники ведомства «слишком отдалились» от реальной жизни учителей, и поэтому своими нововведениями, в том числе, чисткой федерального перечня учебников, только усложняют работу педагогов. «Президент же правильно все говорит, но он не знает, что творится на местах вообще, что происходит в реальности между школой и Министерством [просвещения], а между ними огромная пропасть, а мостика нет. Чиновникам кажется, что им сверху все лучше видно, но на самом деле они только лишь усложняют нашу работу», — говорит Ольга Николаевна (Мурманская область). Педагоги говорят, что недоверие к работе Минпросвещения вызывает и недоверие в целом к работе правительства.

ФАС потребовала вернуть учебники, исключенные из федерального списка

На этой неделе Федеральная антимонопольная служба выдала Минпросвещения России предписание устранить нарушение закона «О защите конкуренции» и вернуть в федеральный перечень учебников исключенные из него издания. В предупреждении ФАС сказано, «указанные действия необходимо совершить в срок до 31 мая».

Эксперты раскритиковали Минпросвещения за новый порядок экспертизы для школьных учебников

Представители антимонопольного ведомства сочли, что проведение в 2018 году дополнительной экспертизы, по результатам которой 30% учебников убрали из федерального списка, нарушает закон о конкуренции.

В Минпросвещения заявили, что готовы предоставить в ФАС необходимую информацию по каждому обозначенному учебнику и соответствующему решению. В ведомстве подчеркнули, что ведут совместную работу с ФАС, «во главе которой стоят как интересы прозрачности и правовых основ всех оценочных процедур, так и интересы качества школьных учебников», писал РБК.

Жалобу в антимонопольное ведомство направили издательства «Дрофа», «Вентана-Граф» и «Астрель» (входят в корпорацию «Российский учебник» — прим. ред). «Учителя массово жалуются, что есть большие сложности после изменения перечня. По нашим подсчетам, это изменение затронуло больше 220 тыс. учителей. Например, около тысячи учителей обратилось к Сергею Шойгу, который возглавляет „Русское географическое общество“. По словам учителей географии, из прежнего перечня было изъято почти 90% учебников, которыми они пользовались. Учителя остались без привычных инструментов. Львиная доля учебников, которая была исключена из федерального перечня учебников, — это учебники наших издательств. Наша учебная литература проходила все экспертизы в соответствии с установленным порядком, в частности экспертизы в Российской академии наук», — заявил Znak.com генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: