Опубликовано: 12:09, 18 апрель 2019
По материалам: hotgeo
Общество

Рыба эпохи динозавров раскрывает секреты эволюции древнего черепа

Новое исследование одного из старейших в мире видов рыб, целакант, дает новые знания о развитии черепа и мозга позвоночных и эволюции лопастеперых рыб и наземных животных.

Рыба эпохи динозавров раскрывает секреты эволюции древнего черепа

Целакант (Latimeria chalumnae) настолько редок, что считалось, что он вымер с динозаврами более 65 миллионов лет назад. Но открытие живого экземпляра у берегов Южной Африки в 1938 году вызвало споры о том, соответствует ли эта рыба нашим представлениям об эволюции наземных животных.

Череп этой рыбы оказывается полностью расколот пополам специальным внутричерепным суставом, ее мозг настолько мал, что остается только один процент размера полости, в которой он находится, что делает выживание целаканта уникальным среди всех живых позвоночных.

Как растет череп целаканта и почему мозг остается таким маленьким, оставалось тайной в течение тысяч лет. Команда исследователей изучала полость мозга на разных стадиях развития, чтобы понять, когда череп разделяется, чтобы сформировать шарнирный корпус мозга.

Процесс роста мозга необычен, особенно по сравнению с приматами, такими как мы, у которых мозг резко расширяется. Несоответствие между мозгом и его полостью существует у некоторых других живых и ископаемых рыб, но то, что наблюдается здесь, совершенно несравнимо с позвоночными.

По словам ученых, целаканты являются знаковыми животными, которые, как считается, находятся на линии с первыми наземными животными из-за их странной шарнирной головы.

Это исследование показывает, что специфический шарнир в черепе был вызван сохранением большого хрящевого стержня предотвращая окостенение черепа как одного твердого блока.

По мнению ученых, вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Latimeria все еще содержит много ключей для понимания эволюции позвоночных, важно защитить этот вид и его окружающую среду.