Иван Филипов
Опубликовано: 10:22, 23 март 2019
По материалам: intermedia
Культура

Опасные гастроли. Евгений Сафронов — о культурном обмене между Россией и Украиной

Опасные гастроли. Евгений Сафронов — о культурном обмене между Россией и Украиной

(сокращенная версия материала опубликована в газете “Коммерсантъ” 21.03.19)

Шоу-бизнес пострадал в результате событий 2014 года больше других культурных индустрий – в первую очередь в силу того, что его основой является гастрольная деятельность. Театры, цирки и музеи работают сезонами на своей базе, а известного музыканта-исполнителя работа в своем городе не прокормит – она по определению нацелена на максимально широкую географию выступлений. Построенное в СССР единое культурное пространство показало серьёзную устойчивость – после распада страны шоу-бизнес оставался практически единым целым, российские артисты, как и прежде, отводили Украине до 30-40% своих афишных и закрытых концертов, а украинские артисты высоко ценились и всегда находили благодарную аудиторию на российских просторах. В творческом составе и менеджменте российского шоу-бизнеса и сейчас не менее трети – выходцы с Украины.

С 2014 года гастрольный обмен резко усложнился – началось с официального закрытия въезда на Украину артистам, выступающим в Крыму, далее ряд громких политизированных инцидентов снизил привлекательность украинских гастролей для российских артистов, а ограничения русскоязычного вещания на украинском радио усложнило продвижение концертов. К украинским артистам, выступающим в России, также были применены официальные санкции со стороны Украины. В итоге гастрольный обмен сократился в десятки раз, сейчас найти российского артиста на украинских афишах сложно – уверенно прокладывать маршруты по украинским городам могут позволить себе лишь некоторые тяжеловесы, включенные в “белый список” украинского Минкульта, такие, как Андрей Макаревич или Михаил Жванецкий. “Машина времени” планирует посетить Украину в ноябре, а группа Matrixx Глеба Самойлова на украинских площадках выступает в наполовину усеченном составе, так как некоторые участники засветились в Крыму.

Потеря огромной потенциальной аудитории привела к заметному кризису в шоу-бизнесе, однако в ситуации практически полного отсутствия официальной отраслевой статистики оценки масштабов проблемы сильно расходятся. Депутат Верховной Рады Украины Борислав Береза опубликовал в фейсбуке свои расчеты на эту тему – он уверяет, к примеру, что Кристина Орбакайте потеряла за 3 года около 540 000 евро. Концертный директор певицы Александр Качан отнесся к этим данным с нескрываемым удивлением – потери нулевые, часть выступлений действительно была отменена по понятным причинам, но все даты были сразу зарезервированы другими заказчиками. “Огромная очередь на выступления Кристины из-за создавшейся ситуации просто немного уменьшилась” – заявил г-н Качан корреспонденту InterMedia. Исполнители среднего уровня известности, ориентированные больше не на сольные, а на клубные и корпоративные выступления, считают, что потеря украинского рынка первоначально серьёзно повлияла на их доходы, однако при этом заставила быстро переориентироваться на российские миллионники, европейскую диаспору, страны бывшего СССР.

Эксперты InterMedia считают, что намного серьёзнее на шоу-бизнес повлияло сокращение реальных расходов населения на культуру и развлечения, вызванное резким снижением доходов жителей обеих стран в 2013-2015 гг. – российского – с 15 200 до 11 760, украинского – с 3 800 до 2 650 (за год в долларах США, данные World Bank). Это привело к сокращению количества концертов, снижению цен на билеты и гонораров исполнителей. В итоге общий оборот зрелищных индустрий в РФ сократился в долларовом эквиваленте практически вдвое – ориентировочно с 2 млрд до 1 млрд (оценка InterMedia). Несмотря на заметное восстановление отрасли в 2015-2018 гг., докризисных значений достичь не удалось до сих пор.

Украинские сцены тем временем заполнили украинские исполнители, количество концертов которых кратно увеличилось. “Теперь наши группы собирают дворцы и стадионы. До этого такого не было”, – сообщил Deutsche Welle глава Коалиции исполнителей и продюсеров Украины Дмитрий Прикордонный. Украинская публика также в значительной степени переориентировалась на местных артистов – в топах не только хорошо известные российской публике Тина Кароль, Настя Каменских и “Грибы”, но и Олег Винник, Onuka и Dzidzio, о которых в России знают лишь посвященные. Сыграли свою роль и весьма жесткие ограничения для русскоязычных артистов на радио. Сервис TopHit оценивает распределение украинского радиоэфира в 2018 г. так: украиноязычные треки – 51%, русскоязычные – 11%, на английском и других европейских языках – 38%. При этом на YouTube - ведущем источнике музыки в интернете - пропорции за этот же период были иными – 7/53/40.

В то же время в клубах продолжают звучать и проходят на ура классические каверы золотого века советской эстрады. Интересен и резкий взлет ранее неприметной ниши украинского билетного рынка – трансграничной продажи билетов в рамках специально организованного тура. К примеру, только одним одесским билетным агентством на концерт группы «Ленинград» в Молдавии было продано более 400 билетов, а на концерт «Би-2» – более 300. Привлекли многих жителей Украины и выступления Григория Лепса и Филиппа Киркорова в Минске, не говоря уж о концертах фестиваля “Славянский базар в Витебске”.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)