Иван Филипов
Опубликовано: 19:52, 19 март 2019
По материалам: znak
Другие новости

Почему Борис Дубровский стал самым нелюбимым губернатором Челябинской области

Почему Борис Дубровский стал самым нелюбимым губернатором Челябинской областиНаиль Фаттахов / Znak.com

Ушедший с поста губернатор Челябинской области Борис Дубровский, пожалуй, первый политик такого ранга в регионе, снискавший резкую нелюбовь жителей. Его предшественник Михаил Юревич не был однозначной фигурой, у него были как ярые сторонники, так и хейтеры. Но даже после череды коррупционных скандалов в его окружении, возбужденного уголовного дела, разгрома главного пиар-проекта — «дорожной революции» и пяти лет планомерной кампании против него, Юревича жители региона вспоминают с теплотой. В то же время Дубровский к концу своего губернаторского срока наработал такой антирейтинг, что любое происшествие в области — от бытовухи до задержания чиновника — в медийном пространстве «прилетало» в губернатора. Мы попытались разобраться в этом феномене: как при неплохих стартовых условиях и определенных успехах в экономике Дубровский смог стать самым нелюбимым губернатором Челябинской области.

Так и не вышел из бизнеса

Сразу же после назначения на пост врио губернатора Бориса Дубровского жителям региона сообщили, что он экс-топ-менеджер ММК и УВЗ, владелец нескольких предприятий и весьма небедный человек. В свой первый губернаторский год Дубровский задекларировал доход более 600 млн рублей. Впоследствии официальный заработок губернатора начал снижаться и к концу срока упал до 100 млн в год.

Фирма Дубровского получит еще 415 млн от фонда капремонта. Торги прошли с нарушениями

К моменту назначения Дубровский владел десятком предприятий. Самые заметные: ООО «Новатек» (Магнитогорск, вид деятельности — управление холдинг-компаниями), его «дочка» — ООО «ИЦ Синай-Групп», которая занимается сдачей внаем собственного недвижимого имущества, компания «Синай» (ведет деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве), ООО «Галерея камня» (оптовая торговля, резка и обработка камня), «Санарский гранит» (разработка каменных карьеров) и ЗАО «Челябстройкомплект» (строительство зданий и сооружений).

Борис Дубровский не мог расстаться со своим бизнесом практически весь свой губернаторский срокНаиль Фаттахов / Znak.com

Тогда же жители региона узнали словосочетание «слепой траст», в который были отданы эти предприятия. Однако через пару лет сложно было не заметить преображения, которые произошли с компаниями: еще в 2012 году они показывали убытки, а с началом губернаторства Дубровского пошли в плюс. К примеру, «Синай» за несколько лет нарастил пакет госзаказов с нескольких миллионов до 900 млн рублей в 2018 году. Когда у Дубровского спрашивали о такой странной статистике, он отвечал: «Значит, они хорошо работают».

Борис Дубровский в конце июня переписал «Синай» и другой бизнес на сына

Из-за этого бэкграунда фамилия Дубровского всплыла в «панамском досье» в качестве клиента оффшорной фирмы, которая занималась финансовыми операциями вне российской юрисдикции. Что все это значит, жители области понимали слабо, но звучало угрожающе. Из собственных фирм Дубровский вышел в начале 2018 года, когда начал готовить свое переизбрание. Но передал юрлица сыну Александру, так что в графе владелец фамилия не изменилась.

Сделал врагом Юревича

Практически с самого начала губернаторства Борис Дубровский выбрал своим главным виртуальным врагом экс-губернатора Михаила Юревича. Шаг откровенно слабый, учитывая рейтинг Юревича, который не пошатнулся даже спустя годы его отсутствия в регионе. Но жребий был брошен, и в риторике губернатора и первых лиц области постоянно проскальзывали сравнения не в пользу Юревича и заявления про то, как он довел область и сколько сил сейчас требуется на то, чтобы восстановить утраченные позиции.

До сих пор загадка, зачем Дубровскому придумали врага в лице Юревичапресс-служба губернатора Челябинской области

Юревич действительно оставил тяжелое наследство в виде многомиллиардного коммерческого кредита, обслуживать который было очень дорого. И при Дубровском этот кредит был закрыт. Но экономисты считают, что сделано это было во многом за счет отсутствия больших проектов, требующих государственных вложений и внешней конъюнктуры, связанной с девальвацией рубля. Металлурги, которые часть продукции поставляют на экспорт, в первые годы правления Дубровского, выпавшие на кризис, получали сверхдоходы из-за разницы курсов валют. С этих прибылей и формировались доходы регионального бюджета, позволившие закрыть обязательства перед банками.

В публичной же плоскости насаждалось мнение, что предыдущая команда хотела «доесть область и разбежаться». И даже спустя пять лет после отставки Юревича из этой парадигмы так и не вышли. На предвыборном заседании губернаторского движения «За возрождение Урала» часть презентации была посвящена «смутным временам», когда областью руководил предшественник. Это выглядело тем более странно, что часть команды Юревича осталась на своих местах, а некоторые из них, например, первый вице-губернатор Евгений Редин, считаются одними из самых приближенных к Дубровскому чиновников.

Кадровая политика

Борис Дубровский пришел руководить регионом без команды. У него был ряд доверенных лиц, которые оставались с ним до последнего момента (Иван Сеничев, Евгений Тефтелев), но широкого круга сторонников не было. Часть команды ему досталась от Михаила Юревича, а большая часть номенклатуры — еще от Петра Сумина. Отсутствие монолитности было заметно в кризисные моменты, когда каждый из вице-губернаторов действовал исключительно в своих интересах, не считаясь с общей задачей.

Отсутствие единого центра принятия решения

Эта особенность системы управления в Челябинской области при Борисе Дубровском давала сбой практически в каждой кризисной ситуации в политической плоскости. Чтобы ответить на вопрос, кто отвечает за формирование внутренней политики в регионе, пришлось бы перечислить практически всех вице-губернаторов.

К концу срока Дубровского почти все его замы получили те или иные политические функции. Бывший вице-губернатор Иван Сеничев, который был уволен после скандала с «… областью», перешел на работу в хоккейный клуб «Трактор», но продолжил консультировать губернатора и даже курировал выборы в Госдуму по одному из округов.

За Ивана Сеничева Борису Дубровскому не так давно пришлось даже публично извиняться — после того, как бывший зам наорал на инвалидаНаиль Фаттахов / Znak.com

Формально в команде Дубровского действовал политический губернатор Евгений Голицын, но он находился под постоянным аппаратным прессом со стороны другого замгубернатора Руслана Гаттарова, который претендовал на влияние на политические процессы. Кроме того, пиар-блок был отдан вице-губернатору, курирующему культуру, Вадиму Евдокимову. Политические задачи ставились экологическому вице-губернатору Сергею Сушкову. Мэр Челябинска, а затем и вице-губернатор Евгений Тефтелев занимался администрированием политических процессов в Челябинске. А предвыборный штаб Дубровского возглавил вице-губернатор по социалке Евгений Редин.

Когда в структуре такое большое количество начальников, у подчиненных слишком много пространства для маневра, чтобы ничего не делать или делать не то, что им говорят.

Бессмысленные проекты

Очень много чиновничьих человекочасов и бюджетных денег ушло на странные проекты, бюджет которых невероятно высок и не сопоставим с той пользой, которую они вроде как должны приносить людям. К таким проектам можно отнести ТОСЭРы в нескольких муниципалитетах региона, проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург и конгресс-холл на берегу реки Миасс.

Правительство РФ отказалось финансировать ВСМ Челябинск — Екатеринбург

Тема с территориями опережающего развития, особый статус которых дает определенные налоговые льготы, не «взлетала». Статус ТОСЭРдавали проблемным городам, и это подавалось как спасение, но льготами воспользовались единичные предприятия. В том же Верхнем Уфалее создание ТОСЭР не принесло даже трети рабочих мест, которых ждали после закрытия «Уфалейникеля».

Проект высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом подвергся критике сразу же после того, как идея была озвучена. Причина — строительство слишком дорогое, а такой потребности в перемещении грузов и пассажиров между двумя уральскими столицами нет. В итоге проект оценили в 380 млрд рублей, половину из которых планировалось попросить из федерального бюджета. Остальное должны были дать частные инвесторы. Но Москва отказалась финансировать эту дорогу, и проект, судя по всему, отложен в долгий ящик. При этом на проектирование уже потрачены серьезные деньги.

В стройку конгресс-холла уже вложили миллиарды бюджетных рублей. Будут ли теперь достраивать здание?Наиль Фаттахов / Znak.com
Фирма, которую связывают с Дубровским, получила второй подряд на стройке конгресс-холла

Конгресс-холл на берегу реки Миасс хотели построить к саммитам ШОС и БРИКС, но проект оказался настолько сложным, что сделать это в срок не успели. Тем не менее власти не отказались от строительства, несмотря на то, что в него нужно было вложить порядка 9 млрд рублей, и это не считая средств на подготовку города к саммитам, которая шла параллельно. Интересно, что значительную часть подрядов на строительстве конгресс-холла получила фирма, связанная с губернатором, — ПО «Монтажник».

Отсутствие прорывов

Этот просчет логически вытекает из предыдущего. Несмотря на яркие картинки ВСМ и конгресс-холла, регион погрузился в атмосферу застоя. Большей части населения (особенно в области) эти проекты ни о чем не говорили и никакой пользы не приносили, а стоили как десятки и сотни понятных детских садов, школ, ФОКов и ФАПов. Даже подготовка Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС не создала вдохновляющий образ будущего, потому что реальность расходилась с тем, что обещали чиновники. Свалку закрыли, но рекультивация затянулась, а значит, проблема с выбросами от объекта никуда не ушла. Обещали преобразить центр города, но по факту ограничились точечными работами по благоустройству и суперконфликтным сносом киосков, который затем признали незаконным.

Слишком далек от народа

Пиарблок Бориса Дубровского периодически пытался сделать из шефа своего парня: то он общается с талантливыми детьми, то пьет чай с бабушками. Но директор завода, который смотрит на людей, как на механизмы, никуда не делся.

Все погибшие при взрыве в Магнитогорске опознаны

Дубровский оказался на своем месте в дни трагедии в Магнитогорске, где под завалами жилого дома погибло 39 человек. С первых часов губернатор был на месте, руководил операцией, общался с людьми. Уже через месяц попал в федеральные новости, назвав танцами на костях желание жителей пострадавшего от взрыва дома переехать в другое место. Практически сразу последовала реакция от президента, который потребовал удовлетворить просьбы всех жителей: тем, кто хочет переехать подальше от страшного места, — предоставить жилье, а тем, кто хочет остаться, — дать и такую возможность.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)