Иван Филипов
Опубликовано: 10:14, 16 март 2019
По материалам: federalcity
Другие новости

Референдум 16 марта 2014 года – история, ожидания, реальность

Как проходил исторический референдум и что изменилось в Севастополе и Крыму за прошедшие пять сложных лет – в материале ИА FederalCity.

Решение, голосование, результаты  

Отправной точкой Крымского референдума и последовавших за ним событий необходимо считать государственный переворот в Киеве, подготовленный США и их европейскими союзниками. В результате кровавых событий 19-21 февраля к власти на Украине пришли националисты и откровенные уголовники.

Перед русскоязычным населением страны нависла угроза физической расправы, уничтожался русский язык, начались убийства участников Антимайдана и правоохранителей.

В этих условиях первым встал Севастополь – 30 тысяч горожан на площади Нахимова отказались оставаться в составе подобного государства. Ответственным за судьбу города-героя был назван Координационный совет, возглавил его бизнесмен Алексей Чалый. Спешно формировались отряды самообороны, вокруг Севастополя выросло кольцо блокпостов.

В этих условиях необходимо было выработать решение о дальнейшей судьбе отколовшегося от Украины полуострова. Депутаты Верховного Совета Автономной республики Крым и Севастопольского городского Совета остались, по сути, единственными легитимными органами власти на полуострове – они были избраны законно и выражали волю народа.

Реальных вариантов было лишь два – самостоятельное государство либо присоединение к Российской Федерации.

27 февраля (Крым) и 1 марта (Севастополь) парламентариями были приняты промежуточные решения о назначении референдума, на котором жители должны были определить статус Крыма и Севастополя. Первоначально датой проведение голосования назначили 25 мая, затем перенесли на 30 марта 2014 года.

Однако 6 марта ВР АРК и горсовет Севастополя приняли новое решение – провести референдум 16 марта и вынести на него два вопроса –

«Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации или вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?».

Задача перед организаторами референдума стояла сложная – за 10 дней подготовить участки, комиссии, наблюдателей, напечатать и раздать бюллетени, организовать охрану и предотвратить возможные провокации.

Все возможное было сделано, и 16 марта жители Севастополя и Крыма смогли решить свою дальнейшую судьбу. Энтузиазм был настолько велик, что на участки приносили лежачих избирателей, а молодежь, обычно не принимающая участия в голосовании, шла на плебисцит в массовом порядке.

По итогам референдума за вхождение в состав РФ высказались 95,6 % (262 041 избирателей) в Севастополе и 96,77 % (1 233 002 избирателей) в Крыму. Явка составила 89,5% и 83,1% соответственно.

18 марта 2014 года РФ юридически закрепила принятие в состав Федерации двух новых субъектов на основании результатов Крымского референдума.

Референдум 16 марта 2014 года – история, ожидания, реальность

      Решение горсовета Севастополя об участии в референдуме. Фото: мкдц.ру.

Интеграция в РФ  

В тот радостный момент, когда Президент РФ Владимир Путин взял на себя ответственность за столь судьбоносное и непростое решение, предугадать все сложности и проблемы на пути интеграции Севастополя и Крыма  в состав России, не смог бы, наверное, никто.

21 марта 2014 года был утвержден 6-й Федеральный конституционный закон "О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ двух новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь".

В новых субъектах повсеместно происходили сложнейшие процессы образования новых органов власти на местах, менялись названия силовых структур и элементов госуправления.

Для уменьшения последствий столь резких перемен был определен переходной период – до 1 января 2015 года планировалось завершить интеграцию новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему РФ. В дальнейшем действие некоторых положений было продлено до 2019 и 2020 годов.

В августе 2014 года была принята федеральная целевая программа развития Севастополя и Крыма до 2022 года, которая включала финансирование 150 объектов на общую сумму в 825 миллиардов рублей.

По всей территории новых субъектов РФ начались масштабные преобразования. Среди знаковых объектов ФЦП – завершенные наполовину трасса "Таврида" и Крымский мост.

И без того сложный процесс интеграции осложнился несколькими "пакетами" санкций, наложенных Западом как непосредственно на Крым, так и на РФ в целом. Ограничения коснулись госпредприятий, частных структур, физических и юридических лиц.

Организованные Украиной диверсии привели к прекращению энерго и водоснабжения полуострова. Если последствия блэкаута удалось нейтрализовать сначала срочной переброской энергомоста с Кубани и постройкой Балаклавской и Таврической ТЭС, то проблемы с недостатком воды, особенно в северных районах Крыма, не купированы до сих пор.

Тем не менее, к пятилетию со дня проведения Крымского референдума, процесс интеграции субъектов полуострова в РФ в целом можно считать завершенным.

       Референдум 16 марта 2014 года. Фото: gosrf.ru.

Отношение к воссоединению пять лет спустя    

Несмотря на все сложности, практически все социологические опросы, проведенные в РФ за последние пять лет, не отразили серьезных изменений в отношении граждан России к последствиям референдума 16 марта 2014 года.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), если в марте 2015 года положительно оценивающих присоединение россиян было 88%, то к марту 2018 года их количество снизилось только на три процента.

Примечательны и исследования ВЦИОМ, проведенные среди жителей полуострова в марте 2019 года.

Согласно полученным данным, 93% крымчан не жалеют о своем выборе пятилетней давности. 72% опрошенных считают, что воссоединение положительно сказалось на их материальном положении. На вопрос, проголосовали бы они за вхождение в состав РФ еще раз, положительный ответ дали 89% участников опроса.

Небезынтересным является опрос среди жителей Севастополя, проведенных агентством "Новая формация".

Им предложили ответить на вопрос, была ли альтернатива решению об отделении от Украины и проведению референдума. Отрицательный ответ дали 96% севастопольцев. Более 80% отметили также, что если бы этого не случилось, то горожанам пришлось бы принимать участие в боевых действиях против киевского режима.

"Никаких других вариантов у нас не было. Либо с Россией, либо уничтожение того Севастополя, каким мы его знаем, – уверен член ОП Севастополя Роман Ефременко  - Теперь, через пять лет подавляющее большинство горожан, стоявших на площади Нахимова 23 февраля 2014 года, подтвердят правильность своего выбора. А вот если опросить участников киевского Майдана, то результаты будут совсем иные. Это значит, что мы оказались правы, а они сильно ошибались".

         Результаты опроса ВЦИОМ. Фото: wciom.ru.  

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)