Иван Филипов
Опубликовано: 01:18, 16 февраль 2019
По материалам: znak
Другие новости

Уральский завод «Роскосмоса» полгода стоит без заказов. Рассказ рабочих и мнение властей

Уральский завод «Роскосмоса» полгода стоит без заказов. Рассказ рабочих и мнение властейУсть-Катавская неделя

На Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ, входит в госкорпорацию «Роскосмос») уже больше полугода остановлено производство трамваев — это примерно 50% мощностей предприятия. Рабочие говорят — нет заказов, поэтому новейшее оборудование фактически простаивает. Заводчане уже ощутили на себе спад объемов производства, но боятся, что будет еще хуже и больше трех тысяч человек останутся без работы. Впрочем, власти уверяют, что еще не все потеряно и предприятие можно спасти.

14 февраля рабочие УКВЗ вышли на стихийный митинг. Стихийный, потому что его никто заранее не планировал. Рабочие с первой смены просто шли на обеденный перерыв, и у проходной несколько человек остановились обсудить выданные накануне платежки за январь — практически у всех остался голый оклад без какой-либо премии. За 20 минут к обсуждению подтянулись практически все, кто выходил с территории завода, подошли и люди, находившиеся на выходном, — набралось больше 100 человек. Тут же приехали местные СМИ, поскольку для маленького уральского города незапланированный митинг у стен градообразующего предприятия, где трудится 3351 человек, — событие из ряда вон.

Больше часа заводчане, выбрав импровизированного лидера, требовали доплатить премии за январь и объяснить ситуацию с возможным переводом на неполную рабочую неделю.

Председателя профсоюза УКВЗ Сергея Швалева, который вышел к работникам, буквально закидали обвинениями в том, что он находится на стороне руководства и не поддерживает рабочих. Только тогда бастующих, опасаясь остановки рабочего процесса, пригласили к директору Артему Бахареву. Встреча состоялась в 14 часа дня. На ней с инициативной группой рабочих пообщались директор завода, глава города Сергей Семков и первый заместитель главы Сергей Пульдяев.

Рабочие завода, куда Рогозин летал за 6 млн, вышли на митинг, требуя повышения зарплат

«Директор рассказал, что дал задание начальнику отдела труда и зарплаты Татьяне Сорокиной проработать вопрос по зарплате и посмотреть, что можно сделать. Сказали, что выплатили в январе столько, сколько завод заработал, — рассказал Znak.com один из присутствовавших на встрече работников УКВЗ, пожелавший, чтобы его имя не называли. — Также объяснили, что снижение зарплаты связано с неполной загрузкой производства и отсутствием заказа на трамвайные вагоны, а это 50% мощностей всего завода. И они стоят. Артем Бахарев объяснил это цикличностью рынка. Что в 2018 году по всей стране было куплено 25 вагонов, а УКВЗ для нормальной работы должен продавать минимум 74 вагона в год».

Работникам представили дорожную карту развития предприятия, которая ранее обсуждалась во время визита главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина 4 февраля. Так, директор УКВЗ сообщил, что Борис Дубровский и Дмитрий Рогозин озаботились ситуацией, связанной с недозагрузкой, и намерены проработать вопрос о поставке трамваев в Челябинск, Магнитогорск и Златоуст и участии УКВЗ в соответствующих торгах.

Также рабочим сообщили, что отныне УКВЗ должен стать одним из ключевых направлений центра диверсификации «Роскосмоса», который будет прорабатывать вопросы по дозагрузке трамвайного производства и другим компетенциям, связанным с гражданской продукцией: товарами для нефтяной и газовой отрасли.

С 1 марта гражданское производство на УКВЗ планируют перевести на трехдневную рабочую неделюУсть-Катавская неделя

«Бахарев говорил красиво, всех успокаивал, сказал, что едет в Москву на совещание, — говорит еще один сотрудник. — Да, люди после этого спокойно пошли на работу, никто больше бастовать не стал, посмотрим, что получим в марте за февраль. Кстати, сегодня на завод приехать должен был генеральный директор центра имени Хруничева, якобы принимать оперативные меры. Но мы пока слабо верим в улучшение ситуации».

По словам еще одного рабочего, Евгения, в основном зарплата рабочих УКВЗ складывается из оклада, премии и доплаты за выслугу лет. За январь, по его словам, люди получили только оклад и выслугу, которую собираются убрать с марта.

«Да, действительно, оклад за последние несколько лет вырос: у уборщицы он составляет 6 тыс. рублей, у рабочего спецпроизводства 22 тыс. рублей. И это все. Многие доплаты поубирали еще в прошлом году. А за январь мы получили голый оклад. В прошлом году было собрание по поводу перехода на новую систему оплаты труда: это оклад плюс премия от 0 до 600%. Директор сказал, что зарплата не упадёт, на самом деле она упала примерно на 20%. По поводу перевода на неполную рабочую неделю — да, они действительно планируют перевести трамвайные производства на трёхдневку с 1 марта. Приказа я пока не видел», — уточнил Евгений.

Информацию о возможном переводе на трехдневку корреспонденту Znak.com подтвердили еще несколько специалистов УКВЗ. Это неизбежно, поскольку трамвайное производство стоит уже полгода и пока о его возобновлении ходят лишь пустые разговоры.

«На трамваи заказов нет с середины прошлого года, — уточнил Евгений. — На заводе новейшее оборудование, новые станки, а на них болты точат. Говорят, что возобновят производство. Посмотрим».

По данным сайта госзакупок, УКВЗ давно не принимал участия в крупных тендерах на поставку трамваев, среди нескольких небольших — победа в конкурсе на поставку трех трамваев для Хабаровска в 2016 году на общую сумму в 49 млн рублей. При этом для Челябинской области УКВЗ не то что не поставлял трамваи очень давно, но даже не участвовал в конкурсах. Так, в прошлом году Магнитогорск закупил два вагона у екатеринбургского ООО «Горизонт».

Рогозин предложил Дубровскому купить 100 новых трамваев, чтобы помочь проблемному заводу

Сразу после стихийного митинга в Усть-Катаве в СМИ попало письмо главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина к губернатору Борису Дубровскому, датированное 11 февраля, в котором области предлагают купить 100 трамваев у УКВЗ. По мнению госкорпорации, только этот заказ может спасти предприятие от краха. В ответ минэкономразвития Челябинской области сообщило, что у региона есть потребность в 135 трамваях (Челябинск, Магнитогорск, Златоуст), в перспективе будут объявлены соответствующие торги, в которых УКВЗ может поучаствовать.

«Ситуация на УКВЗ стала предметом заочного стыка между „Роскосмосом“ и региональными властями, — написал политолог Александр Мельников на своей странице в Facebook. — Позиция Рогозина: пусть область закупит у УКВЗ 200 трамваев (на самом деле в письме Рогозина речь идет о 100 трамваях — прим. ред.). Позиция областного минэкономразвития: с удовольствием, если УКВЗ сможет победить в конкурсе. За кадром публичных высказываний остается понимание того, что руководством УКВЗ и „Роскосмоса“ за последние годы было не так много сделано для повышения конкурентоспособности выпускаемых трамваев, а челябинские региональные власти в свою очередь находятся под особо жестким прессингом со стороны УФАС».

Специалисты говорят, что даже контракт на 100 трамваев не спасет УКВЗНаиль Фаттахов / Znak.com

«Если будут объявлены конкурсы на покупку трамваев для Челябинска, Златоуста и Магнитогорска, то надо понимать, что за ними будет следить ФАС и что без предварительной строгой договорённости такие аукционы очень сложно выиграть, — говорит источник Znak.com в бизнес-кругах. — Принципиальная договоренность должна быть между правительством области и „Роскосмосом“. Но даже если УКВЗ поставит эти 135 вагонов до 2020 года, это стабилизирует ситуацию лишь на год-два. Потом — неизвестность. Газовая и нефтяная отрасль — это лишь мечты. Там ниша плотно забита другим производителями. Грустно, что такое производство не сумели вовремя диверсифицировать, и, скорее всего, оно умрет в ближайшую пятилетку, как случилось с заводом в Верхнем Уфалее и многих других моногородах».

УКВЗ — единственное крупное предприятие в Усть-Катаве. На заводе трудится 3351 человек. В городе живет около 20 тысяч человек.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: