Иван Филипов
Опубликовано: 08:01, 15 февраль 2019
По материалам: znak
Другие новости

К 30-летию вывода войск из Афганистана. Как принималось решение осудить эту войну

К 30-летию вывода войск из Афганистана. Как принималось решение осудить эту войну

15 февраля 2019 года исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Президент Владимир Путин еще в апреле прошлого года распорядился провести по этому поводу памятные мероприятия. Случилось это на встрече с Советом законодателей РФ. На ней же глава комитета Госдумы РФ по обороне, экс-командующий ВДВ РФ генерал-полковник Владимир Шаманов передал главе государства просьбу «от ветеранских организаций» пересмотреть постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года о «моральном и политическом осуждении» решения советского руководства о вводе войск в Афганистан в 1979 году.

Не воевавшие в Афганистане просят отменить осуждение войны

Путин с генералом Шамановым, который сам в Афганистане не воевал, согласился. «И мероприятия должны быть проведены, и оценки должны быть даны», — отметил президент. Через считанные месяцы, в ноябре 2018 года, Госдума одобрила проект соответствующего постановления (на момент подготовки материала официально оно опубликовано не было - прим.ред.). «Надо однозначно заявить, что Государственная Дума считает необходимым признать не соответствующим принципам исторической справедливости моральное и политическое осуждение решения о вводе советских войск Афганистан в декабре 1979, выраженное в постановлении Съезда народных депутатов Верховного совета СССР в 1989 году», — заявил представлявший законопроект депутат от КПРФ Николай Харитонов.

70-летний Харитонов в Афганистане тоже не воевал. Более того, в опубликованной официальной биографии парламентария нет ни одного упоминания, что он вообще служил в армии. Насколько известно, после окончания Новосибирского сельхозинститута Харитонов пошел в агрономы совхоза «Большевик». В 1976 году стал его директором и руководил до 1994 года. В 1993 году прошел в первый созыв Госдумы РФ и ушел в политику. Как и Шаманов, в число делегатов второго Съезда народных депутатов СССР, осудивших ввод войск в Афганистан, Харитонов не входил, соответственно, участия в том обсуждении не принимал.

Znak.com нашел стенограмму заседания Съезда народных депутатов Верховного совета СССР, на котором принималось постановление, осуждающее ввод войск. Именно тогда было принято решение определить 15 февраля в качестве памятной даты, обозначающей окончание вывода советских войск из Афганистана. Тогда очень много говорилось об общечеловеческих ценностях, усталости от милитаристской риторики и жертвах Афгана. Не только о 14 тыс. человек прямых боевых потерь ВС СССР. Но и о тех, что остался инвалидом, калекой или пропал без вести. О 280 тыс. военнослужащих, переболевших инфекционными заболеваниями. О судьбах 4,3 тыс. человек, кто был осужден за военные преступления. О тех, кто погиб или пострадал с той стороны. О том, что решение ввести войска в Афганистан вопреки требованиям Конституции СССР приняли четыре человека.

«Это лежит на нас страшным упреком»

Собственно вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года. Эта дата была закреплена Женевскими соглашениями, которые 14 апреля того же года подписали главы МИД Афганистана и Пакистана, а гарантами выступили СССР и США. Союз взял на себя обязательство вывести в 9-месячный срок свой контингент из Афганистана, а США и Пакистан, со своей стороны, обязались прекратить поддержку моджахедов.

2 июня 1989 года на первом Съезде народных депутатов СССР тему Афганистана поднял академик Андрей Сахаров. В свое время он первым осудил ввод советских войск в Афганистан, за что и был в январе 1980 года сослан в Горький (Нижний Новгород). «Я меньше всего хотел оскорбить советскую армию. Когда речь идет об афганской войне, я тоже не хочу оскорблять советского солдата, который героически проливал там кровь. Не об этом речь. Речь о том, что сама война была преступной авантюрой. Это преступление стоило жизни почти миллиону афганцев. Против целого народа велась война на уничтожение. Это лежит на нас страшным упреком. Мы должны смыть с себя этот страшный позор», — заявил ученый спустя 10 лет.


Его шестиминутная речь прерывалась то продолжительными аплодисментами, то раздраженными выкриками с места, свистом и топотом. Тема последствий и итогов войны в Афганистана оказалась для советских властных и представительных органов в 1989 году магистральной. Так, 28 ноября на 44-м и 45-м заседаниях Верховного совета СССР было разработано и принято обращение об амнистии для бывших военнослужащих, совершивших преступления во время пребывания в составе советского контингента в Афганистане.

«Товарищи! Этот вопрос оказался мучительно трудным только потому, что сталкиваются долг перед Родиной и милосердие. Я над этой проблемой очень долго думал и пришел к выводу, что, учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране, то, что мы сами виноваты в том, что вошли в Афганистан. Надо проявить милосердие. Мы каждый год призываем молодых людей в Советскую армию. И если меня мучает вопрос о милосердии и долге перед Родиной, то он встает перед каждым молодым солдатом. Просто не каждый может все правильно понять», — заявил тогда маршал Сергей Ахромеев. К слову, он прошел Великую Отечественную войну и лично руководил подготовкой всех операций в Афганистане со дня ввода туда советских войск и до окончания их вывода.

За амнистию проголосовали 375 из 389 депутатов, против — 2, воздержались — 5.

«Хотя бы на секундочку вспомним о сотнях тысяч афганцев, которые погибли»

Заседание Съезда народных депутатов Верховного совета СССР, на котором приняли завизированное позже Горбачевым постановление осудить ввод войск в Афганистан, проходило уже без академика Сахарова. Блестящий ученый и гуманист, лауреат Нобелевской премии мира 1975 года, Андрей Дмитриевич Сахаров скончался 14 декабря 1989 года, за десять дней до заседания. Ту самую формулировку с осуждением ввода войск на нем предложил Народный артист СССР, директор Большого драматического театра им. Горького (знаменитого питерского БДТ) Кирилл Лавров.

«Считаю, что в постановляющей части должно быть записано следующее: «Пункт 1. Съезд народных депутатов категорически и решительно осуждает или… (шум в зале)… считает, что решение о вводе советских войск в Афганистан заслуживает морального и политического осуждения. Это должно быть записано (аплодисменты)», — приводятся в стенограмме слова Лаврова.

«Нам напомнили о тайне нашей силы, выраженной в словах Достоевского, что Россия болеет всемирной болью. Но мы и приносим всемирную боль. Мне, кажется, очищаться нужно до конца и в какой угодно форме. Хотя бы на секундочку вспомним о тех сотнях тысяч афганцев, которые погибли… (шум в зале)… и о матерях, о вдовах. В этом сочувствии и должно быть наше мужество идти до конца в очищении нашем», — поддержал коллегу сотрудник Института международного рабочего движения АН СССР Юрий Карякин. Чуть позже он войдет в команду Ельцина и воскликнет: «Россия, одумайся, ты одурела!». Фраза станет мемом, характеризующим события 1993 года.

В 1989 году все было еще не так — депутаты и исполнительная ветвь власти оказались едины во мнении, по крайней мере по поводу Афганистана. «Формулируйте», — коротко согласился с поправкой участвовавший в заседании в качестве председателя Верховного совета СССР Михаил Горбачев.

«Надо решительно осудить всех тех лиц, которые решились на развязывание этой необъявленной войны, и вместе с тем снять ответственность с тех военнослужащих, которые до конца исполняли там свой долг», — озвучил еще одно предложение депутат от ВЛКСМ Орджиев. При этом он напомнил: «В период пребывания наших войск на территории Афганистана потери советских войск составили около 14 тыс. человек. Многие тысячи стали инвалидами и калеками, более 280 тыс. военнослужащих заболели инфекционными заболеваниями, более 123 тыс. — имели заболевания внутренних органов. Попали в плен или пропали без вести более 300 военнослужащих». «Сейчас даже здесь, среди депутатов, раздаются голоса о прекращении экономической и другой помощи Афганистану. Я считаю, что это недальновидное и ничем не оправданное решение. Мне, как человеку, который стал инвалидом вследствие этой войны, совершенно не безразлична судьба республики Афганистан», — добавил Орджиев.

Руслан Аушев в Афганистане. 1987 год

По предложению Руслана Аушева в финальное постановление внесли пункт о помощи семьям погибших воинов-интернационалистов. Будущий президент Ингушетии, Аушев семь лет, с 1980 по 1987 год, воевал в Афганистане и позже сделал многое для помощи бывшим собратьям по оружию и членам их семей. В 1989 году на Съезде народных депутатов подполковник Аушев, как командир расквартированного в Уссурийске мотострелкового полка, представлял Приморский край.

Другое предложение — отменить решение об увековечивании памяти генсеков ЦК КПСС Леонида Брежнева и Константина Черненко, министра обороны СССР Дмитрия Устинова, главы МИД Андрея Громыко, как лиц виновных во вводе советских войск на территорию Афганистана, — предложил еще один афганец, военный летчик Валерий Очиров (позже кандидат в президенты Калмыкии, сотрудник администрации президента РФ и консультант главы МВД РФ Анатолия Куликова). «В связи с политической оценкой решения о вводе советских войск предлагаю отменить постановления ЦК КПСС и Совмина СССР об увековечивании памяти Брежнева, Устинова, Черненко, Громыко. В том числе, в той части, где говорится о льготах, устанавливаемых для проживавших с ними на момент смерти членов семьи: бесплатные квартиры, государственные дачи, государственные машины, спецполиклиники и спецснабжение», — отметил Очиров. Вопрос на голосование так и не поставили.

Тех, кто попытался бы что-то сказать в защиту решения о вводе советских войск в Афганистан и в оправдание понесенных там потерь, 24 декабря 1989 года не нашлось.

Как пророчество сегодня выглядят слова директора Института химической физики АН СССР академика Виталия Гольданского, заговорившего вдруг об угрозе сворачивания перестройки и возврату к риторике Холодной войны.

«Консерваторы Запада и Советского Союза выступают в борьбе с перестройкой единым фронтом. Есть два основных крыла противников нашей перестройки за рубежом. Об одном из них прекрасно известно. Это военно-промышленный комплекс, ВПК. Его рупор в США — The Washington Times. Страх и ярость по поводу перестройки имеют и материальный, и политический характер. Это боязнь усыхания военных ассигнований, боязнь потерять главный жупел, оправдывающий реакционную и расистскую деятельность внутри страны, экспансионизм во внешней политике, — заявил с трибуны Гольданский.— Ультраправых и ультралевых объединяет страсть в «охоте за ведьмами», создание стереотипов образа врага. В чем мы, как известно, преуспели еще 50 лет назад. Ради этого, ради этих ветхих догм, они жаждут вернуться к холодной войне, а там хоть трава не расти».

При этом ученый призывал не «поддаваться на подначку как дети малые» и никогда больше не идти «вслед за Пентагоном высокозатратным путем» наращивания оборонной мощи «как под гипнозом». Напоследок ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда Гольданский напомнил всем восточную мудрость о том, как человек, желавший навредить соседу, попросил у бога выколоть ему глаз, когда тот пообещал ему дать соседу все то же самое что и ему, но только в двойном размере. «Эта притча обо всех носителях ненависти, вражды и злобы, обо всех рыцарях холодной войны, где бы они ни проживали — за океаном или у нас», — подчеркнул ученый.

«Этой акцией мы противопоставили себя большинству мирового сообщества»

В основу постановления Съезда народных депутатов СССР № 982-1 «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года» легла «оценка» комитета по международным делам Верховного совета СССР, которую перед депутатами в тот день огласил председатель этого комитета, на тот момент глава Северо-Осетинского обкома КПСС Александр Дзасохов (позже президент республики Северная Осетия, член Совета федерации РФ). В ней обстоятельно разъяснялось почему ввод войск в Афганистан был антиконституционным решением, на ком пофамильно лежит ответственность за это решение и почему 15 февраля надо сделать Днем памяти.

Вот этот документ:

«В соответствии с поручением первого Съезда народных депутатов выработать политическую оценку решения о вводе советских войск в Афганистан комитет Верховного совета СССР по международным делам считает необходимым доложить вам следующее.

Члены комитета ознакомились с относящимися к вводу войск документами Советского правительства и ЦК КПСС, материалами Министерства иностранных дел СССР, Министерства обороны и Комитета государственной безопасности. Состоялись беседы со многими лицами, занимавшими в конце семидесятых годов ответственные посты в партийных и государственных органах, военачальниками, дипломатами, руководителями различных ведомств, связанных с развитием советско-афганских отношений. Этот вопрос неоднократно обсуждался, порой в очень острой дискуссионной форме, на заседаниях комитета. В них приняли участие народные депутаты СССР, представители других комитетов Верховного Совета, воины, прошедшие Афганистан, и целый ряд экспертов.

В итоге обстоятельного анализа имеющихся данных комитет пришел к выводу, что решение о вводе советских войск в Афганистан заслуживает морального и политического осуждения. Общая международная обстановка, в которой принималось решение, была, несомненно, сложной, характеризовалась острой политической конфронтацией. В той ситуации существовали представления о намерении определенных кругов Соединенных Штатов Америки взять в Афганистане реванш за утрату позиций после падения шахского режима в Иране. Факты указывали на возможность такого развития событий.

В последовавших за вводом войск официальных заявлениях одним из мотивов предпринятой акции было названо стремление укрепить безопасность Советского Союза на подступах к южным границам и тем самым оградить его позиции в регионе в связи с напряженностью, которая к тому времени сложилась в Афганистане. Нарастали элементы вооруженного вмешательства извне. Были обращения афганского правительства к советскому руководству за помощью. Документально установлено, что афганское правительство, начиная с марта 1979 года, более десяти раз высказывало просьбу направить в страну советские воинские части. В ответ советская сторона отклоняла такую форму оказания помощи, заявляя, что афганская революция должна сама защищать себя. Однако в дальнейшем эта позиция претерпела, прямо скажем, драматические изменения.

На принятие решения в декабре 1979 года, безусловно, повлияла чрезмерная идеологизация советской внешнеполитической деятельности, складывавшейся на протяжении ряда лет под непосредственным воздействием доминировавших тогда идеологических установок. В этом свете, в известной мере, формировалось и наше отношение к Апрельской революции. Соответствующая этим воззрениям аргументация была положена в основу обращения советского руководства к главам зарубежных государств в связи с объявлением о вводе контингента наших войск в Афганистан. В нем указывалось, что речь идет об ограниченной задаче — содействии в охране коммуникаций и отдельных объектов. Однако все эти обстоятельства не могут оправдать решение о вводе войск.

Всем известно, как в действительности развивались события дальше. Произошло ужесточение и расширение столкновений. Советский воинский контингент оказался вовлеченным в эскалацию крупномасштабных военных действий. Обострились международная напряженность, недоверие, военно-политическое соперничество между Востоком и Западом.


Применение силовых методов нанесло урон авторитету советской политики среди значительной части международной общественности. Этой акцией мы противопоставили себя большинству мирового сообщества, нормам поведения, которые должны быть приняты и соблюдаться в международном общении. Многочисленные нарушения этих норм другими государствами, имевшие место и тогда, и, к сожалению, в последнее время, не могут служить поводом к оправданию подобных действий со стороны нашего государства.

Комитет констатирует, что решение о вводе войск было принято в нарушение Конституции СССР (положение статьи 73, пункт 8), согласно которой, я цитирую, «вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооруженными силами СССР» подлежат ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления.

В этом контексте сообщаем, что Верховный совет СССР и его Президиум вопрос о вводе войск в Афганистан не рассматривали. Решение было принято узким кругом лиц. Как установил Комитет по международным делам, Политбюро даже не собиралось в полном составе для обсуждения этого вопроса и принятия по нему решения. Давая политическую и моральную оценку ввода войск в Афганистан, необходимо, это наша обязанность, назвать имена тех, кто, занимаясь проработкой важнейших внешнеполитических вопросов с середины 70-х годов, принял решение о вводе советских войск в Афганистан. Это Леонид Ильич Брежнев, занимавший в то время посты Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного совета нашей страны, председателя Совета обороны и верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР; это бывший министр обороны СССР Устинов, председатель КГБ Андропов, министр иностранных дел СССР Громыко.

Вместе с тем, было бы недостаточным сводить дело только к личной ответственности отдельных политических деятелей. Осуществление столь значительных, поистине драматических акций в обход высших органов государственной власти страны, без участия народа стало возможным в результате серьезных изъянов в системе определения практической политики и механизма принятия решений. Надо заметить, что в соответствии со сложившейся к тому времени практикой указанное решение, будь оно вынесено на обсуждение любого из форумов, политического или государственного, скорее всего было бы одобрено. Партия, народ, наши зарубежные друзья были, по существу, поставлены перед свершившимся фактом.

Политика, основанная на новом мышлении, предполагает исключить возможность повторения чего-либо подобного акции 1979 года. Определяющей гарантией должно быть установление реального контроля в высших органах власти за процессом формирования и осуществления внешнеполитического курса Советского государства. Внешняя политика должна быть всегда под контролем народа.

Особенно важен, как нам представляется, надежный и неукоснительный контроль за выработкой и принятием решений, связанных с применением Вооруженных сил СССР. На этот счет должны существовать ясные и четкие конституционные нормы. Внешняя политика Советского Союза, которая сделала возможным заключение Женевских соглашений по Афганистану и вывод советских войск из этой страны, отвечает духу и задачам перестройки, является его органической частью. Время, прошедшее после возвращения советских войск из Афганистана, показывает; что правительство Афганистана и его национальные силы способны самостоятельно определять судьбу своей страны, дают отпор (а в последнее время поступает на этот счет много сообщений) попыткам вооруженной оппозиции навязать военные решения. Следует отметить, что президент Афганистана Мохаммад Наджибулла с пониманием воспринял и активно поддержал советский подход к вопросу о выводе советского военного контингента. Набирает силу политическая, дипломатическая деятельность в республике Афганистан. С учетом всех обстоятельств представляется обоснованным в продолжение политической и моральной поддержки соседнему афганскому народу дальнейшее оказание содействия республике Афганистан, развитие сотрудничества с этой страной в соответствии с двусторонними государственными соглашениями.

Интервью с супругой уральского бойца «ЧВК Вагнера», погибшего в Сирии

Уважаемые народные депутаты! Политически и морально осуждая решение о вводе советских войск, комитет считает необходимым заявить, что это ни в коей мере не бросает тень на солдат и офицеров, направлявшихся в Афганистан. Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли свой воинский долг. Советский народ потерял в Афганистане тысячи своих сынов. Наша святая обязанность — хранить память о них как о верных сынах Отчизны. Прошу почтить память наших погибших товарищей минутой молчания.

Мы обязаны воздать должное мужеству тех, кто прошел через тяжкие испытания, проявлять о них заботу, содействовать реализации их жизненных планов, оказывать всемерную помощь и поддержку инвалидам и семьям погибших.

Политическую оценку решения о вводе советских войск в Афганистан комитет Верховного совета по международным делам считает нужным дополнить некоторыми практическими предложениями. В Конституции СССР, законодательных актах до настоящего времени не определен механизм принятия решений об использовании Вооруженных Сил за пределами нашей страны. Конституция содержит лишь общие положения, согласно которым Верховный совет принимает решение об использовании контингента Вооруженных сил СССР в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Режиссер Николай Досталь — о причинах раскола между обществом и властью и как его преодолеть

Требуется, очевидно, конкретизировать порядок использования Вооруженных сил в специальном законодательном акте. Более того, основательно соотнести с конституционными нормами положение о Совете обороны СССР. Эту актуальную задачу можно было бы реализовать в контексте работы над будущей новой Конституцией нашей страны.

По мнению комитета, целесообразно также рассмотреть возможность создания в рамках Верховного совета СССР комиссии по делам бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане. Аналогичные меры, как нам представляется, следовало бы принять и по линии Совета министров СССР. Полагаем необходимым информировать второй Съезд о предложении многих народных депутатов и представителей общественности нашей страны, чтобы день завершения вывода войск из Афганистана, а именно 15 февраля, сделать Днем памяти.

Что означает приостановка участия США и России в договоре РСМД? Стала ли ядерная война ближе?

Итак, уважаемые народные депутаты, комитет, основываясь на мандате, данном ему первым Съездом народных депутатов, стремился высветить лишь политическую оценку самого факта ввода войск в Афганистан. Имеющиеся материалы, как было сказано, дают, с нашей точки зрения, достаточные основания для предложенного вам комитетом основного вывода.

В исторической ретроспективе война в Афганистане — это пока живая, сегодняшняя история, участниками которой, кроме Советского Союза, являются многие политические и социальные силы. Предстоит большая и многогранная работа политиков, дипломатов, ученых для всесторонних оценок этого, полного драматизма, исторического события».

В итоге съезд, как уже говорилось, принял решение, морально и политические осуждающее решение советских руководителей о вводе ввойск в Афганистан.

* * *

Спустя 30 лет новое руководство страны решило, кажется, отринуть все эти доводы, выбросив их в урну как ненужную макулатуру. Все это происходит на фоне новой эскалации противостояния с США, уже обернувшейся денонсированием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и новой гонкой вооружений. Продолжаются боестолкновения на юго-востоке Украины, российские военнослужащие и ЧВК участвуют в гражданской войне в Сирии. Россия поддерживает талибов, есть свидетельства о планах военных операций в африканских государствах, висит вопрос о вмешательстве во внутренние дела Венесуэлы. В происходящем нет ничего жизнеутверждающего и гуманистического, от происходящего становится только грустно, больно и страшно. Человечество, кажется, вновь стоит на пороге войны, ведомое заинтересованными силами из армейских кругов и ВПК.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)