Иван Филипов
Опубликовано: 21:13, 17 январь 2019
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: «Две королевы». Женщины и престол ****

Рецензия: «Две королевы». Женщины и престол ****

В ролях: Сирша Ронан, Марго Робби. Режиссер: Джози Рурк. В широкий прокат фильм выходит в России 17 января 2019 года.

Мария Стюарт - бывшая королева Франции, у нее за плечами смерть мужа и вынужденное отречение от престола. После всех перипетий она решает вернуться в родную Шотландию. Англией тем временем правит кузина Марии – безжалостная Елизавета I. В прибывшей родственнице она видит соперницу, поскольку та имеет право на ее престол, и это предвещает всей стране суровые и беспощадные придворные интриги.

Джози Рурк – в первую очередь театральный режиссер, «Две королевы» – ее дебютный фильм. В постановке это очень хорошо чувствуется – все эпизоды, даже батальные, сняты предельно камерно, пространство в каждой сцене словно сжато до размеров театральных подмостков.

«Две королевы» – необычайно трезвый и даже немного жесткий взгляд на проблемы феминизма. Две женщины правят в эпоху, казалось бы, абсолютной власти мужчин, участвуют в заговорах, показывая, что сил управлять людьми у них в достатке. При этом возникающие у них сложности показаны без всяких прикрас.

Никита Михалков во время одной из своих пресс-конференций как-то заявил, что режиссура – мужская профессия, а женщины-режиссеры обладают неженскими чертами. В более толерантных странах мужчину, возможно, заклевали бы за такие слова, но Джози Рурк, будучи женщиной, словно снимает фильм для их иллюстрации. Она прекрасно понимает, что невозможно одновременно и успешно быть красивой молодой девушкой, классической хорошей женой и матерью, а в то же время – строгим и умным правителем, на дающим врагам спуску. Чем-то обязательно придется пожертвовать. Так, Елизавета I даже говорит, что ей приходится быть мужчиной, чтобы справляться с обязанностями королевы. Она избегает брака, поскольку, по ее мнению, ни один супруг не остановится на том, чтобы оставаться при ней регентом, а обязательно свергнет ее, чтобы стать настоящим королем (напомним, реальные правила престолонаследия были несколько сложнее, чем в «Игре престолов», а муж королевы по умолчанию еще не становился королем). В то же время Мария Стюарт старается выполнять традиционную женскую социальную роль и часто попадает во власть страстей. Все это отвлекает ее от управления Шотландией и плетущихся вокруг козней. История Марии в фильме вынесена на первый план, она наиболее драматична и трогательна, а Сирша Ронан, так блистательно умеющая передавать эмоции одними глазами, чудо как хороша в роли пылкой королевы. В то же время именно страсть в конечном счете мешает ей сохранить престол и выжить в мире мужчин, находящихся в позиции силы.

Незначительные исторические ошибки и допущения здесь не так важны. В конце концов, Джози Рурк сняла картину о проблемах феминизма без всякой его романтизации. Это не мир «сильных женщин и слабых мужчин» или, например, «слабых женщин и сильных мужчин». Это просто мир слабых и сильных, где любовь, страсть и ярко выраженные эмоции – главные враги и слабости. Хочешь выжить – научись с этим бороться. Не хочешь бороться – уменьши амбиции. Совместить и то, и это, увы, оказывается невозможно.

Павел Соломатин, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: