Иван Филипов
Опубликовано: 19:14, 15 январь 2019
По материалам: znak
Другие новости

Как на Урале отнеслись к идее передать элитные школы из городского в областное подчинение

Как на Урале отнеслись к идее передать элитные школы из городского в областное подчинениеЯромир Романов

Российская академия наук (РАН) и Министерство просвещения планируют передать около сотни ведущих школ из муниципального подчинения в региональное, пишет «Коммерсантъ». Подробностей этого проекта пока нет, но известны мотивы реформы. «У нас подавляющее большинство наших лицеев и гимназий, которые входят во все рейтинги, находятся в муниципальном подчинении, — считает глава РАН Александр Сергеев. — Это значит, что набор детей туда производится из ближайших микрорайонов. То есть учителя вынуждены в итоге ориентироваться на среднего школьника. Интересные программы не всегда удается реализовать, потому что учителя работают на неоптимизированный контингент». По мнению главы РАН, переведенные в региональное подчинение ведущие школы должны стать «базовыми для науки»: «Они должны появиться как минимум в 30 регионах страны».

С большой долей вероятности можно сказать, что к таким регионам относится и Свердловская область. В топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в 2018 году (по версии рейтингового агентства RAEX) входят 5 учебных заведений Свердловской области: лицей № 130 и гимназия № 9 Екатеринбурга (занимают 49-е и 50-е место соответственно), СУНЦ УрФУ (52-е место), первоуральская школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов (59-е место) и екатеринбургская гимназия № 161 (68-е место). Все они, за исключением СУНЦа, подчинены муниципальной системе образования.

Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева сказала Znak.com, что пока нет никаких данных об инициативе о передаче школ от официальных источников. «Все будет зависеть от тех условий, на которых проект будет реализовываться», — отметила она.

В Екатеринбурге действует территориальная привязка к школе — подавляющее число первоклассников идут в школу по прописке. По словам Екатерины Сибирцевой, федеральное законодательство запрещает набирать учеников начальной школы по конкурсу. Сейчас в Екатеринбурге действуют четыре так называемых ресурсных центра, куда можно поступить по конкурсу, без привязки к району проживания, но только с 5 класса. Это гимназии № 2, 9, 202 «Менталитет» и № 99 в Орджоникидзевском районе. «Девятка» входит в число лучших российских школ, остальные гимназии также считаются престижными в Екатеринбурге. Ранее сообщалось, что в 2020 году ресурсный центр планируется создать на базе лицея № 180 «Полифорум». Работу ресурсных центров Сибирцева называет достаточно успешной, но, по ее словам, надо проанализировать существующий опыт. «Было бы неправильным хаотично переводить детей», — отметила чиновница.

Директор первоуральской школы № 7 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Ржанникова заявила Znak.com, что идея перевода ведущих школ из муниципальной собственности в региональную — неплохая. Она считает, что после этого может увеличиться финансирование учебных заведений. Однако других различий она не видит и, более того, является противником какого-либо отбора при приеме детей в школу.

«Такая постановка вопросам меня пугает. Я резко против селекции. У всех детей должны быть равные возможности», — отметила Татьяна Ржанникова.

Она объясняет, что каждый ученик может быть по-своему талантлив — кто-то преуспевает в физике и математике, кто-то в других дисциплинах.

Директор гимназии «Корифей», которая также считается сильной школой Екатеринбурга, Алексей Бабетов также задается вопросом об условиях перевода школ с муниципального на региональный уровень и целях — не сведется ли реформа к техническим моментам смены собственника. Он отмечает, что особенностью системы образования в России является вертикаль обучения с 1 по 11 класс. В Екатеринбурге исключение составляют те самые четыре ресурсных центра, где нет начальной школы. Мировая практика уже давно отказалась от такой строгой вертикали — даже Китай, который поначалу перенимал модель сильной советской школы. В развитых странах стараются разделить потоки школьников в зависимости от будущей специализации. Происходит это всегда в разном возрасте, но, как правило, после начальной школы или получения основного образования. После общей начальной школы, в зависимости от достижений, ученики переходят в другие учебные заведения в зависимости от направлений. У нас же нет четкого разделения школьников по потокам.

Алексей Бабетов согласен, что если цель — отказаться от ориентации сильных школ на «среднего» школьника, не надо привязывать обучение к прописке. Возможно, перевод школы на региональный уровень как раз позволит нивелировать это требование законодательства, которое появилось из-за социальной проблемы зачисления в школу. Глава «Корифея» также констатирует, что школы в центре всегда будут «более прокачаны», чем на окраинах.

«Если мы хотим влиться в мировую систему образования, то надо перенимать существующий опыт. Куча перемен, а мы живем по модели образования 50-х годов прошлого века», — подытожил он.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)