Иван Филипов
Опубликовано: 06:57, 19 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

В России развернулась дискуссия о том, каким должен быть «Смарт сити»

В России развернулась дискуссия о том, каким должен быть «Смарт сити»предоставлено компанией «Интерсвязь»

Министерство строительства России до конца этого года ждет предложений от регионов, попавших в число пилотных по развитию проекта «Умный город». Субъекты РФ должны представить свои региональные программы до 28 декабря. Лучшие предложения войдут в федеральную программу, на реализацию которой планируется выделить до двух триллионов рублей. По сути, государственная инициатива определяет вектор развития городов на ближайшее будущее. Как для участия в программе подготовился Челябинск, читайте в нашем материале.

«Умный город» затрагивает практически все сферы городской жизни — от «коммуналки» до управления дорожным движением и безопасности. Часть проектов в сфере «Смарт сити» не видна горожанам, но позволяет тонко настраивать работу различных систем жизнеобеспечения: снижать потери электричества, тепла, воды, уменьшать риск коммунальных аварий, регулировать дорожное движение в зависимости от трафика, искать преступников с помощью сети камер наблюдения и многое другое. Видная горожанам часть «умного города» делает удобным выполнение повседневных задач: запись к врачу, оплату услуг ЖКХ, поиск бесплатного беспроводного интернета, открытие подъезда без ключа со смартфона, поиск мест на парковках и т. д. Делая таким образом жизнь безопаснее и комфортнее.

Сейчас понятие «Умного города» регламентируется на государственном уровне. В связи с этим возникла дискуссия на тему того, как «Смарт сити» будет внедряться в регионах. На местах считают, что проекты в области «Смарт сити» должны расти снизу.

Главный аргумент сторонников этого подхода — все города разные, а значит, и проблемы, которые в первую очередь должны решать умные технологии, — тоже разные. Если программа будет спускаться сверху по единому шаблону, есть риск того, что в некоторых городах жители просто не почувствуют улучшений.

— Не стоит тиражировать один и тот же набор проектов на все города, не учитывая местных особенностей, — считает директор по продуктам и инновациям челябинской компании «Интерсвязь» Александр Трофимов. — «Умный город» — это большое понятие, в него входят десятки более мелких проектов, которые решают конкретные вопросы. Логично, если такие вложения пойдут на решение самых насущных проблем в городах. В Москве — это пробки и транспорт. В Челябинске — это экология, в Махачкале — безопасность. И если система будет гибкой, то она сразу на входе будет решать самые проблемные вопросы городов, а не транслировать по разнарядке типовое решение.

Александр ТрофимовНаиль Фаттахов / Znak.com

По словам эксперта, из этого индивидуального подхода может вырасти и сама концепция «Умного города», собственно, того набора оборудования и компьютерных программ, которые будут работать в системе. Здесь борются два противоположных подхода: сделать монолитной систему, в которую сразу зашиты все функции, или сделать платформу более легкой и гибкой, когда разные части системы никак не влияют друг на друга, а разрабатывать и внедрять их могут все, кто обладает компетенциями: бизнес, вузы или госучреждения.

— Еще пять лет назад внутри своей компании мы разрабатывали сервисы по монолитному типу, — говорит Александр Трофимов, — но с нарастанием сложности системы любая трансформация требовала все больших усилий. На мелкое изменение — два месяца, при этом что-то еще и ломалось в самом непредсказуемом месте. Другой подход, который мы сейчас поддерживаем, — это микросервисная инфраструктура, когда есть ядро, которое устанавливает правила работы, и любой, кто хочет добавить что-то в систему, выполняет их и может запустить сервис. Например, захотел я сделать «умную» остановку с Wi-Fi и расписанием автобусов. Мне не нужно знать, где хранится расписание автобусов, мне нужно правильно авторизоваться, получить данные и реализовать свой сервис. При этом я не смогу ничего сломать, потому что у меня будет доступ только к небольшому участку. Если строить систему таким образом, то она будет состоять из массы разных маленьких сервисов. При этом просто нет шансов, что она вся рухнет. Кроме того, при таком подходе можно очень быстро выпускать отдельные продукты.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Мы считаем, что ядро системы, которое определяет, как функционирует «Умный город», не должно принадлежать частной компании. Мы можем его разработать сами или совместно с другими компаниями, но оно должно находиться именно у городских властей, — говорит Александр Трофимов. — А в дальнейшем к этому ядру могут подключаться как социальные проекты, так и коммерческие. Например, три компании могут предлагать жителям города умное видеонаблюдение, но кто бы ни установил камеру, картинка с нее все равно будет попадать в центр, который работает в полиции, и жители будут уверены, что безопасность обеспечена.

Кроме того, с гибкой системой можно связать уже существующие проекты в области «Умного города», которые разрабатывались в последние годы. Например, во многих городах есть электронные дневники или онлайн-запись к врачу. Если платформа будет монолитной, все эти наработки придется просто выбросить. В случае с интерсервисным вариантом уже работающие городские проекты смогут подключиться к новому ядру.

Компания «Интерсвязь» — лидер телекоммуникационного рынка Челябинской области — уже запустила несколько масштабных проектов в области «Смарт сити», которыми пользуются сотни тысяч горожан ежедневно. Успешно работают теледомофоны, которые можно открыть с мобильного телефона, система мониторинга сетей теплоснабжения и электроэнергии, передача показаний счетчиков, умное видеонаблюдение, управление уличным освещением и контроль за микроклиматом в теплицах. Компанией развернута крупнейшая в России сеть «Интернета вещей». Еще ряд проектов готов к реализации, но требует участия властей: это управление дорожным движением, «умные» парковки, бесконтактная оплата проезда в общественном транспорте, экологический мониторинг. «Интерсвязь» — обладатель уникальных компетенций в области «Умного города» не только в Уральском регионе, но и в России в целом. Экспертный уровень разработчиков «Интерсвязи» подтвержден вниманием к умным проектам компании со стороны иностранных специалистов.

Челябинские «умные» проекты удивили китайцев

— Мы готовы передавать свои знания и проекты городу. Делиться компетенциями, разработками, оборудованием. Не потому что эти проекты будут приносить прибыль, а потому что хотим сделать для своего города что-то хорошее. — говорит Александр Трофимов — Например, уже несколько лет у нас работает бесплатная сеть уличных камер, к которым жители обращаются в случае ДТП, развернута сеть бесплатного Wi-Fi. Также мы готовы сотрудничать с властями в области «Умного города». Хотим поучаствовать в разработке программы развития таких проектов, как в нашем регионе, так и в стране.

Программа «Умный город» заявлена на федеральном уровне. Челябинская компания «Интерсвязь» — лидер «умной» отрасли — будет в ней участвовать и предлагать свои наработки, знания и опыт.

— Мы за открытость и свободную конкуренцию, — говорит Александр Трофимов, — только тогда будут поддерживаться лучше проекты, которые принесут людям максимальную пользу.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)