Иван Филипов
Опубликовано: 07:48, 15 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Исторические места на севере Среднего Урала заброшены и обезлюдели. Очерк Znak.com

Исторические места на севере Среднего Урала заброшены и обезлюдели. Очерк Znak.com

Это сегодня крайняя северо-восточная оконечность Свердловской области, где регион смыкается с Ханты-Мансийским автономным округом, представляет собой почти незаселенную таежную полосу с обилием рек, озер и болот. Еще каких-то 400-500 лет назад здесь все было иначе. Это был обжитой край, создававший основу могущества Пелымского и Кондинского мансийских княжеств эпохи средневековья. Они едва ли не единственные, кого не смогли в открытом бою сломить войска потомков Чингисхана. Это был край, с которого началось освоение русскими восточной части Урала, а потом и Сибири. Здесь были построены две из четырех столиц Среднего Урала — Лозьвинский, а затем Пелымский городки. Только потом появилось Верхотурье и много позже Екатеринбург. Через эти места шел Ермак. Здесь отбывали наказание первые Романовы, фаворит Анны Ивановны граф Эрнст Бирон, фельдмаршал Бурхард Миних и Емельян Пугачев, декабристы. Теперь наследие этих мест утрачено. Точнее предано забвению. Можно ли из него еще что-то можно спасти — в очерке корреспондента Znak.com.

Вторая столица Урала

В этом году Свердловская область вполне могла бы отметить пару весомых дат. Например, 430-летие основания Лозьвинского городка — первого русского поселения на восточном склоне Уральского хребта, выстроенного к 1588 году. А также 425-летие завершения строительства Пелымского острога. Острог был построен на слиянии рек Пелыма и Тавды чердынским воеводой Петром Горчаковым в 1591–1593 годах силами жителей Углича, сосланных в тайгу за гибель царевича Дмитрия — младшего сына Ивана IV Грозного, последнего российского правителя из рода Рюриковичей.

Карта Пелыма из «Чертежной книги Сибири», составленной тобольским боярским сыном Семеном Ремезовым в 1701 годуPublic domain/Wikimedia Commons

За 10 лет до этого на том же мысу при слиянии Пелыма и Тавды отряд Ермака разгромил войско пелымских мансийских князей, пытавшихся воевать против него на стороне Сибирского ханства. Само словосочетание «мансийское княжество» сейчас немного режет слух. Но когда-то это были мощные конгломерации, контролировавшие известный в Сибири Пушной путь (северный аналог Шелкового пути).

В Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи события столкновения воинства пелымских князей с дружиной Ермака описаны так (орфография и пунктуация сохранены):

«И доидоша до Пелымскаго княжца Патлика и с нимъ велий бой починиша за многолюдство и пустой шумъ, ибо толико отобралися одне мужики на бой, а жены ихъ и дъти свезены в разстояние на Конду р?ку в урочище неприступное, и едины бойцы осташася у рыбиныхъ ловль. И техъ Ермакъ с таварищи прибили до единаго. И по допросомъ пути нет за Камень в Русь. Возвратишася вниз по Тавд? октября 4 день, обирающе хл?бъ въ ясак, провадиша в зимовье Карачинское со многими припасы сушеными и привозшиков, отпустиша ихъ восвояси».

(«Дойдя до [владений] пелымского князька Патлика, с ним учинили великий бой из-за большого количества людей, которых тот собрал, и пустых нападок, которые те производили. Только мужчины участвовали в том сражении. Жены их и дети были вывезены на безопасное расстояние за реку Конду в неприступное место. И только войны остались сражаться за места рыбной ловли. Их Ермак с товарищами убили всех до единого. Далее, выяснив, что нет пути отсюда через Уральские горы в Русь, возвратились они (отряд Ермака — прим. ред.) вниз по Тавде 4 октября, собирая хлебный ясак, до Карачинского зимовья, отпустив оттуда восвояси тех, кто помогал везти им припасы»).

Основанный чердынским воеводой 10 лет спустя Пелым некоторое время выполнял двойную функцию. С одной стороны, был главным сторожевым постом на государевой дороге за Камень — так тогда называли Уральские горы, а дорога через них проходила по реке Вишере, Лозьве и Тавде. С другой стороны, Пелым являлся административным центром новоприсоединенной к Московскому государству территории.

Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», картина 1895 годаPublic domain/Wikimedia Commons

В 1597 году для строительства Пелыма была разобрана деревянная крепость Лозьвинского городка и переплавлена водным путем сюда, ниже по течению рек. Правда, в этом же году крестьянин Артемий Бабинов открыл более короткий путь через хребет. В 1598 году на этой дороге для ее охраны заложили Верхотурье, которое очень скоро стало третьей по счету столицей Среднего Урала. Пелым же на 400 лет превратился в место для каторжан и ссыльных.

В 1601 году сюда сослали родственников будущего основателя династии Романовых Михаила Романова — Василия и Ивана Романовых. Их обвинили в намерении отравить царя Бориса Годунова. В феврале 1602 года Василий Романов скончался в Пелыме и был погребен на местном кладбище. Гроб с его телом перевезти в Москву распорядился в 1605 году Лжедмитрий I.

Пелымский острог в XVII в.Public domain/Wikimedia Commons

С 1741 по 1742 год в Пелыме в ссылке находился фаворит Анны Иоанновны граф Эрнст Бирон. Его арестовали после дворцового переворота 1740 года. С воцарением Елизаветы Федоровны Бирона из ссылки вернули. Вместо него в Пелым поехал его, выражаясь современным языком, политический оппонент — фельдмаршал Бурхард Миних. На пелымской каторге он провел 20 лет — с 1742 по 1762 год. В Санкт-Петербург его вернули только по указу Петра III.

В 1773 году в Пелым на каторгу после неудачного бунта доставили Емельяна Пугачева. Правда, в том же году он сумел бежать и в следующие два года от Оренбурга и Гурьева на юге до Ирбита, Кунгура и Казани полыхала Крестьянская война. В начале XIX века Пелым оказался местом ссылки двух полковников, героев Отечественной войны 1812 года и декабристов, Василия Враничкого и Александра Бриггена.

Пелым сегодняИгорь ПушкаревИгорь Пушкарев

В советские годы Пелым вошел в систему ГУЛАГа. Последнее исправительное учреждение, колонию-поселение № 17 сельскохозяйственной направленности, здесь закрыли только в 2013 году. Закрыли, и вскоре поселок перестал существовать. Через пару лет в бывшей столице Среднего Урала осталось всего пять жителей. Сейчас здесь и вовсе никто не живет. Только изредка наведываются рыбаки, охотники и «копари». Последние едут сюда за редкими монетами и вещицами.

(Не стоит путать исторический Пелым с поселком городского типа Пелым, построенном в 1962 году в верхнем течении Пелыма на железнодорожной ветке Екатеринбург — Приобье; этот поселок является сейчас центром городского округа, но никакого отношения к историческому Пелыму не имеет).

О том, что у этого места была довольно богатая история сейчас можно догадаться, пожалуй, лишь по каменному зданию Михаило-Архангельской церкви. Она была построена незадолго до Революции, в 1915 году, на месте деревянной часовни, выстроенной столетием ранее. «Никто не забыт — ничто не забыто», — гласит лозунг на стоящем возле церкви обелиске в память о пелымцах, погибших в Великой Отечественной войне. Он резко диссонирует с окружающей действительностью — рядами брошенных деревянных домов, зарастающих крапивой и бурьяном.

Что осталось от Михаило-Архангельской церкви в ПелымеИгорь ПушкаревИмпровизированный алтарь внутриИгорь Пушкарев

Никаких табличек и указателей, рассказывающих туристам о предыдущей 500-летней, наполненной событиями истории здесь не найти. Стоя на берегу Пелыма, несущего свои коричневые, насыщенные железом воды в Тавду, думаешь, что это настоящая уральская Лета — река забвения, известная по греческой мифологии. Из десятков деревень с 6 тыс. жителей, еще в советское время селившихся в низовьях Пелыма и вблизи озера Пелымский Туман, сейчас сохранилось только два поселения. Это деревня Еремино, где живет 25 человек, и деревня Шантальская — восемь человек.

Чертово городище

Похоже, они последние хранители прошлого этого края. И это прошлое здесь передается из уст в уста. Ни в интернете, ни в книгах не найти, например, упоминания о старом вогульском (мансийском) городище на реке Малый Пелым, вытекающей из самого большого водоема Свердловской области — озера Пелымский Туман. В опубликованном на сайте Управления государственной охраны памятников культурного наследия Свердловской области данных об этом памятнике также нет. Но в Еремино и в Шантальской о нем знает почти каждый.

Обелиск павшим в Великой Отечественной войне. Поселок ПелымИгорь Пушкарев

«В давние времена они (манси) через это место никого вверх по реке не пропускали. Бревна по склону скатывали вниз и разбивали лодки. С тех пор место и зовется Чертово городище», — говорит житель Шантальской Валерий Касьянов. В нем самом течет кровь манси. Дед Касьянова, как оказалось, из рода Мульминых, считавшихся некогда местными князьями.

Сейчас от Чертова городища осталась уже только восточная половина. Все остальное смыла река. В 1970-х здесь садили картошку и мешками вывозили на свои огороды ценный в этих местах перегной. Впрочем, и то, что осталось от древнего таежного замка, вызывает уважение. На местности по-прежнему хорошо считывается большой насыпной холм, высотой не менее 6-8 метров. С южной стороны к нему, очевидно, примыкала башня. Ее основание еще можно угадать по впадинам в земле. Здесь же располагались улицы с жилыми домами. От последних остался, правда один ряд и очертания еще одной избы от также смытого уже рекой второго ряда. Поверхность городка и примыкающего к нему посада усыпана обломками керамической посуды, колотых и обожженных костей.

Вид на Чертово городище с рекиИгорь Пушкарев

О том, что на реке Пелым некогда существовал городок, являвшийся резиденцией князей мансийского Пелымского княжества, упоминается, например, в датированном декабрем 1592 года наказе князю Петру Горчакову, «посланному в Сибирь для устройства тамошних дел и для строения города Пелыма» (орфография и пунктуация сохранены):

«А будет Пелымской князь Аблегирим слышит ратных людей и к воеводам не появитца, а почнет бегать, и воеводам Микифору Васильевичю с товарищи, стан против Пелымки на старом городище, послать ратных людей в малых судех ото всех воевод искать Аблегирима Пелымского, и жоны и дети их и люди воевать и побивать, и городок его жечи».

(«А если пелымский князь Аблегирим узнает про войско и к воеводам не явится, а начнет бегать, то воеводе Никифору Васильевичу с отрядом встать напротив Пелыма на старом городище и послать воинов на малых судах ко всем воеводам с приказом искать Аблегирима Пелымского. Жен его, детей убить, а городок сжечь»).

Относительно недавно это место популяризовал писатель Алексей Иванов, описавший в романе «Сердце Пармы» штурм столицы пелымского князя Асыки. Речь идет о походе Федора Курбского и Ивана Салтыкова-Травина на Пелымское княжество и Югру в 1483 году. В тексте Устюжской летописи о нем сказано так: «В лето 6991 князь великий Иван Васильевич посла рать на вугулич и на угру, на Обь великую реку. А воеводы великого князя были князь Федор Курбскии Чорнои да Иван Иванович Салтыков Травин, а с ними устюжане, и вологжане, вычегжане, вымечи, сысоличи, пермяки. И бысть бои с вогуличи на усть реки Пелыни. И на том бою устюжан убили 7 человек, а вогулич паде много. А князь вогульской убежа. И оттуду воеводы пошли по Тавде реце, мимо Тюмень в Сибирь».

(«Летом 1483 года великий князь [Московсковский] Иван Васильевич послал войско против вогулов и югры на великую реку Обь. Воеводами назначил Федора Курбского Черного и Ивана Ивановича Салтыкова-Травина. С ними пошли устюжане, вологжане, вычегжане, вымечи, сысоличи, пермяки. И был бой с вогулами в устье реки Пелым. В том бою у устюжан убили 7 человек. А вогулов было убито множество, и князь вогульский сбежал. После этого воеводы пошли по реке Тавде, мимо Тюмени — в Сибирь»).

Подъемный материал с городища: черепки от древней посуды, колотые камни и кости животныхИгорь Пушкарев

О захвате столицы Пелымского княжества в летописях нет ни слова. Историки и археологи до сих пор спорят, где был этот городок и сохранился ли он до наших дней. При этом целенаправленного широкомасштабного обследования возможной территории его нахождения ученые не проводили. Возможно, городище на реке Пелым — она и есть?

Священное дерево и человеческие жертвоприношения

Выше Пелымского тумана по реке Пелым в тайге сохранилось еще одно примечательное место. Местные жители называют его «молебной» или «священной лиственницей». «Вот у этого дерева Ермак и принимал манси в русское подданство, мир с ними заключал то есть», — рассказал суть местного предания еще один житель Шантальской Геннадий Окулов, показывая историческое дерево.

«Молебная лиственница» мансиИгорь ПушкаревНа ее огромном стволе до сих пор видны ритуальные затесыИгорь Пушкарев

Как оказалось, растет оно неподалеку от заброшенного ныне поселка Вотьпа. Здесь ранее жил шаманский род Юпланковых. «Говорят, что лиственнице манси подносили самое ценное — шкурки, монеты и даже золото. Потом прадед Юпланковых позарился на богатства и разорил урочище. Трое мужчин в роду одним за другим погибли. Нельзя так делать было», — продолжил свой экскурс в историю края Окулов.

Znak.com отправился по уникальным местам Урала. Сегодня — экскурсия на родину былинных хантыйских богатырей

Действительно ли под этой лиственницей манси заключали мирный договор с Ермаком о вхождении своего княжества в состав Московского государства или нет — это тема для специального историко-археологического исследования. Но то, что дерево старое, сомнений нет. У корней оно около полутора метров в диаметре, ствол вздымается вверх на несколько десятков метров. Кажется, больше дерева в округе не сыскать. По некоторым оценкам, ему около 600-700 лет.

Упоминание о священной для манси лиственнице на берегах Пелыма есть и в исторических источниках. «Столица пелымских князей была вместе с тем религиозным центром для вогуличей.

Близ Пелымского городка находилась священная лиственница, пользовавшаяся суеверным почитанием туземцев; еще в начале XVIII в. ветви священного дерева, увешанные кожами лошадей, являлись свидетельством „многочисленного приношения скверных жертв“; в XVII в. у пелымской лиственницы приносились, как сказано, человеческие жертвы.

Поблизости раскинулся священный городок: в начале XVIII в. здесь находилась кумирня, содержавшая идолы „в подобие человеческое иссеченные“ — вокруг главной кумирни возвышалось на высоких столбах с грубо вырезанными на капителях подобиями человеческих лиц „малые кумирницы“, в которых хранились орудия для убоя жертвенного скота: копья, стрелы и проч.; особо стояла небольшая избушка, в которой лежала куча жертвенных костей», — такое описание дал в 1930-х годах в своей книге историк Сергей Бахрушин.

«Шайтанка» — заводь для жертвоприношенийИгорь Пушкарев

Неподалеку от «молебной лиственницы», на самой реке Пелым, есть еще одно культовое место. Местные ее зовут «шайтанка». Это заводь, куда, по преданиям, манси раньше также бросали свои жертвоприношения. Вода здесь словно бурлит: на поверхности заводи десятки водоворотов. Без сомнения, столь необычное место не должно было остаться незамеченным коренным населением, обожествлявшим разнообразные природные силы и явления.

В Екатеринбурге немецкие ученые распилили самого древнего на Земле деревянного идола. Их объяснения по факту произошедшего и ФОТО

Кажется, никто не может сказать, сколько еще тайн скрывает в своих недрах тайга на северо-восточном краю Свердловской области. Сейчас это место популярно только у рыбаков и охотников. Но рыбачьи и охотничьи трофеи — далеко не все богатства здешних мест. Может быть, пришло время хотя бы попробовать сохранить то, что сохранить еще возможно?

P.S.: Описания с фотоснимками и GPS-координатами всех мест, обладающих признаками объектов историко-культурного наследия, зафиксированных автором на реке Пелым, переданы в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

[/url]http://www.znak.com//img.znak.com/2096650.jpghttp://www.znak.com//img.znak.com/2096651.jpghttp://www.znak.com//img.znak.com/2096654.jpghttp://www.znak.com//img.znak.com/2096658.jpghttp://www.znak.com//img.znak.com/2096657.jpghttp://www.znak.com//img.znak.com/2096661.jpghttp://www.znak.com//img.znak.com/2096665.jpg[url=http://www.znak.com//img.znak.com/2096663.jpg]
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: