Иван Филипов
Опубликовано: 03:13, 13 декабрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Госдума разрешит складировать мусор на свалках, не включенных в госреестр

Госдума разрешит складировать мусор на свалках, не включенных в госреестрНаиль Фаттахов / Znak.com

Государственная дума России планирует принять ряд изменений в закон об отходах, которые должны «подстраховать» регионы от мусорных коллапсов. О поправках сообщил анонимный телеграм-канал «Зеленый змий», авторы которого заявили, что проектом закона планируется едва ли не разрешить эксплуатацию свалок без документов.

«Это настоящий рождественский подарок тем, кто хочет сделать мусорную реформу „мягкой и пушистой“, — сообщают авторы канала. — Предлагается легализовать существование всех „пиратских“ свалок вплоть до 1 января 2023 года. Если вы открыли нелегальный полигон до 1 января 2019 года на сельхозземлях или в населенном пункте, не включили его в государственный реестр, не прошли экологическую экспертизу, отрицаете мониторинг состояния окружающей среды и лимиты на размещение отходов, градостроительные и земельные требования — добро пожаловать!»

В проекте плюс ко всему предлагается дать возможность местным властям передавать функции вывоза отходов муниципальным предприятиям, если региональный оператор откажется продолжать работу.

Авторы канала «Зеленый змий» делают выводы, что поправки, по сути, возвращают мусорную отрасль к существовавшей до этого модели.

«Чиновники имеют право без конкурса нанять привычные им муниципальные и областные предприятия, имеющие лицензию. И вообще ничего не реформировать, поскольку теперь будет можно, — пишут в телеграм-канале. — Такой полёт законотворческой мысли достоин патентования. Если что-то пошло не так, то требования федерального закона можно не выполнять вообще, отложив на „когда-нибудь потом“».

телеграм-канал «Зеленый змий»Председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов подтвердил Znak.com, что такие поправки в закон действительно внесены, но, по его словам, они не отменяют реформу системы обращения с отходами, а лишь дают возможность подстраховаться, если система даст сбой.

«Речь идет о страховочных механизмах, которые нужны, чтобы не допустить мусорного коллапса в регионах, — сообщил Владимир Бурматов. — Уже рассмотрен пакет поправок от правительства РФ, вчера комитет рассматривал депутатские поправки, которые посвящены этой же теме. Изначально в том законе не было ответов на ряд вопросов: а что если региональный оператор отказывается от исполнения обязанностей, говорит, что тариф низкий, не бьется экономика. По действующей норме регион должен выбирать нового оператора. Но как вывозить мусор, пока идет конкурс? Непонятно. А если оператор обанкротился? Это будет, я уверен. Есть регионы, где работают по шесть регоператоров. Это небольшие компании. Они начнут лопаться, как мыльные пузыри, и что регион должен делать — неясно».

По словам депутата, в этом случае предлагается дать региону полномочия самому назначить регоператора, который обслуживает другую территорию, или компанию из другого региона. Если они отказываются, то региональные власти могут поручить вывоз мусора ГУПу или МУПу с соответствующей лицензией. Но работать они смогут только в течение года, пока идет конкурс по выбору нового регионального оператора. Подобный порядок действует в ЖХК с гарантирующими поставщиками энергии. Если один поставщик по каким-то причинам выпадает, то назначается другая компания и объявляется конкурс.

Екатеринбург ждет мусорный коллапс с 1 января 2019 года

«Пункты, которые касаются полигонов, не включенных в реестр, — тоже страховка, прежде всего для северных территорий, — говорит Владимир Бурматов. — По закону, с 1 января 2019 года размещать отходы можно будет только на полигонах, включенных в госреестр. А что если полигон новый, современный, прошел экспертизу, но еще не попал в реестр? Возить на другой? Но для северных территорий получается, что ближайший полигон из реестра находится за 800–900 километров. Доставка мусора на такое расстояние катастрофически отражалась на тарифе. Когда это посчитали, увидели, что тариф вырастет на 5000%. Это был бы социальный взрыв».

Поэтому были разработаны поправки, которые разрешают регионам использовать полигоны, не включенные в госреестр.

«Но в этом случае обязательно согласование такого объекта в Минприроды России, — уточнил Владимир Бурматов. — Региональные власти должны принять соответствующие решения, без этой страховки начался бы бардак. Минприроды согласует каждый такой полигон, проверит его, чтобы он не наносил вреда окружающей среде».

В Уральском полпредстве на совещании по экологии губернаторам устроили разбор полетов

Добавим, о таких поправках просили главу Минприроды Дмитрия Кобылкина губернаторы УрФО на совещании в Екатеринбурге 1 ноября этого года. Тогда глава Свердловской области Евгений Куйвашев говорил как раз о том, что до того, как будет организована новая инфраструктура, регоператоры столкнутся с огромными проблемами. Проще говоря, мусор, скорее всего, некуда будет свозить. Свердловский губернатор тогда попросил Минприроды рассмотреть вопрос по эксплуатации действующих полигонов в переходный период, и его поддержали главы других регионов.

На следующей неделе поправки в закон об отходах должны быть рассмотрены Госдумой во втором чтении.

Как ранее сообщал Znak.com, c 1 января 2019 года в России вступают в силу новые правила обращения с отходами, которые существенно меняют нынешнюю систему. В регионах появляются региональные операторы, которые обслуживают несколько муниципалитетов. Регоператор — это компания с фиксированной нормой прибыли в 6%, которая будет отвечать за все вопросы, связанные со сбором, вывозом и утилизацией отходов. Кроме того, через нее будут проходить все финансовые потоки: от граждан и юрлиц, производящих отходы, до полигонов, где они утилизируются. Новая система предполагает и рост тарифов. По опыту пилотных регионов, где заработали региональные операторы, тариф за вывоз мусора вырос в 2–3 раза.

В Челябинске мусорный коллапс вылился в передел рынка. Но это еще не конец

В то же время ряд регионов столкнулись с проблемами во время перехода к новой системе. Так, в Челябинске в сентябре 2018 года, за три месяца до начала работы регоператора, перевозчики, которые обслуживали город последние несколько лет, отказались вывозить отходы. Они объяснили это тем, что была закрыта городская свалка, которая формально считается непригодной с 1949 года, и увеличились затраты на доставку мусора на загородный полигон. За несколько дней Челябинск заполнили сотни несанкционированных свалок, для ликвидации которых пришлось вводить режим ЧС. Итогом мусорного коллапса в Челябинске стали несколько уголовных дел в отношении ответственных чиновников и руководителей бизнес-структур.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)