Иван Филипов
Опубликовано: 15:56, 23 октябрь 2017
По материалам: fn-volga
Другие новости

На штурм «Норд-Оста» спецназ напутствовал священник

На штурм «Норд-Оста» спецназ напутствовал священник

Сегодня, 23 октября, в пятнадцатую годовщину теракта, произошедшего в 2002 году в Театральном центре на Дубровке в Москве, «Комсомольская правда» опубликовала интервью полковника ЦСН ФСБ Виталия Демидкина, который рассказал о спецоперации по освобождению заложников, участником которой он был.

По словам бывшего сотрудника спецподразделения «Альфа», его подчиненным удалось проникнуть в театральный центр на разведку через подвал находившегося в торце здания клуба «Голубая устрица». Именно оттуда спецназ делал вылазки в театр, изучая обстановку перед штурмом. На третьи сутки в подвале силовики нашли прятавшихся рабочих, которые помогли разобраться с коммуникациями, в том числе системой вентиляции.

«Близко не подходили, чтобы не шуметь. Захватчики рассыпали по проходам здания битое стекло, чтобы было слышно, когда кто-то идет. Нам было важно выяснить сколько их, чем они вооружены. Уже тогда мы понимали, что шансов сохранить заложникам жизни крайне мало, и были готовы к тому, что нас взорвут вместе с ними. Среди нас была медработник Татьяна Урюпина. Пока бойцы занимались разведкой, Татьяна готовила ужин из консервов и сухпайка. Мы под разными предлогами пытались выгнать ее из подвала, но она отказалась. Был среди нас и подполковник Вадим Расщепкин, у которого закончился контракт. Он мог уйти домой в любой момент, но он этого не сделал», - рассказывает Демидкин.

По его словам, работу по освобождению заложников осложняли журналисты. Так, три офицера попытались провести разведку через крышу, однако попали в объективы телекамер, которые вели прямую трансляцию. Эту трансляцию по телевизору смотрели террористы, которые, увидев спецназ на крыше, тут же заявили, что расстреляют каждого десятого в зале, в связи с чем силовикам пришлось отступить.

«Сложная была ситуация: нам надо было понять, как устроены проходы, и не попасть в прицелы ружей и видеокамер. Решать проблему пришлось с инженером здания. С ним поехали на аналогичный объект. В доме культуры «Меридиан» на Профсоюзной улице изучили каждый поворот, каждое окно. Во время штурма мы должны были действовать очень быстро, в полной темноте. Когда вернулись, к нам в подвал спустилась другая группы со свертками, в которых были баллоны с газом. 26 октября, около пяти утра, они заправили этим газом нагнетатель, и тот стал подавать смесь в зал театра, где сидели шахидки с бомбами. Они сразу отключились», - говорит участник штурма.

По его словам, бой с террористами, которые не уснули, длился не больше пяти минут. В здании отключили свет, снайперы с помощью бесшумного оружия с оптикой ночного видения уничтожили со сцены сидящих в зале боевиков, которые не успели взорвать бомбы. Еще 40 минут специалисты разминировали зал, боялись туда пустить врачей: все взрывные устройства были соединены между собой. Были опасения, что бомбы подорвут с улицы подельники террористов.

Спецназ в это время эвакуировал заложников. У каждого бойца было по 3-4 шприца с антидотом, нейтрализующим действе газа. Полковник Демидкин не уточнил, хватило ли его запасов на всех пострадавших. Всего в здании было более 900 заложников.

«С нашим подразделением всегда находится священник. Он каждый раз с молитвой повторяет, что нашими руками творится возмездие, добро, а мы наказываем зло. И мы в это верим, идем на штурм с молитвой», - сказал он, отвечая на вопрос, было ли ему страшно.

Хотя взрыва, который, учитывая количество взрывчатки в театре, «оставил бы только котлован», удалось избежать, успешной операцию участник штурма не считает.

«Слишком много погибло людей. А нас учили изначально, что если во время штурма погибает хоть один заложник, то признать такую операцию хорошей мы просто не имеем права», - заключил он.

Группа из 40 вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым ворвалась в Театральный центр, где шел мюзикл «Норд-Ост», вечером 23 октября 2002 года. Они удерживали в заложниках 916 человек. Спустя двое суток, утром 26 октября, здание было взято штурмом с помощью усыпляющего газа. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников. Подавляющее большинство из них - от действия газа. Все террористы были уничтожены, несколько их пособников, отвечавших за доставку оружия, получили тюремные сроки.

Председатель региональной общественной организации «Норд-Ост» Сергей Карпов рассказал сегодня «Эху Москвы», что потерпевшие до сих пор судятся с государством, добиваясь разбирательства по поводу правомерности применения газа и того, как была организована медицинская помощь подвергшимся его воздействию людям.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)