Иван Филипов
Опубликовано: 08:48, 23 октябрь 2017
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: саундтрек «Салют-7» **** (Слушать)

Рецензия: саундтрек «Салют-7» **** (Слушать)

2017, Первое музыкальное издательство

Оправдан риск и мужество, космическая музыка вплывает в деловой наш разговор. Авторам саундтреков к фильмам про космос в чём-то легко: «космическую музыку» давно можно отнести к отдельному поджанру - это, как правило, что-то электронное и одновременно эмбиентное. Дидье Маруани прямо так и назвал свою группу - Space, как бы узаконив связь синтезаторов с космосом. Произведения Жана-Мишеля Жарра или Эдуарда Артемьева тоже несложно представить в саундтреках к каким-нибудь звёздным сагам. В то же время нынешним «космическим» композиторам трудно не повториться: никто не осудит их, если новые саундтреки будут созданы по предсказуемым лекалам, но есть же амбиции стать в чём-то первопроходцем и создать - даже в рамках заданной тематики - нечто оригинальное.

В основу сценария фильма Клима Шипенко «Салют-7» легла реальная история спасения орбитальной космической станции «Салют-7»: в 1985 году Владимир Джанибеков и Виктор Савиных полетели на корабле «Союз Т-13» к мёртвой станции, смогли пристыковаться и оживить её. Космический эмбиент в качестве музыкальной иллюстрации подвига советского человека подходил не вполне - поэтому саундтрек начинается с «Травы у дома» в исполнении Сергея Скачкова. Этот ход с включением в фильм самой расхожей и звучащей уже несколько кондово композиции о космосе может неприятно поразить своей очевидностью - но иначе было нельзя, честное слово. «Трава у дома» вышла в свет за пару лет до полёта Джанибекова и Савиных и стала в Советском Союзе одной из самых популярных песен. Понятно, что она была в 1985 году настолько на слуху, что её при всём желании нельзя было не включить в фильм. Первая часть двухдискового саундтрека завершается песней «Арлекино» - и вот к этому выбору вопросов гораздо больше: композиция появилась лет за десять до спасения «Салюта-7». А на самый финал оставлены «Корабли» Владимира Высоцкого , уместные в любой ситуации, где надо проиллюстрировать суровую мужскую работу.

Остальные 24 трека - инструментальные. У них четыре автора - Святослав Курашов, Влад Жуков, Иван Бурляев и Дмитрий Носков. Как объяснили в издательстве, существует несколько версий фильма с разной музыкой. В разных странах мира он звучит по-своему, а саундтрек объединил все возможные варианты. Собственно, в первый диск вошла музыка Курашова и Жукова, во второй - Бурляева и Носкова, и получились фактически два существенно отличающихся друг от друга саундтрека. Манера Святослава Курашова и Влада Жукова больше соответствует обывательским представлениям о сочинении «космической музыки» - при этом композиторы обходятся без поп-электроники в духе Space, а вдохновляются скорее масштабными звуковыми полотнами Pink Floyd. Очень уместными здесь оказываются и квазиэтнические женские вокализы, которые вполне могут считаться и квазикосмическими. Диск №1 изобилует вкрадчивыми «звуками космоса», которые кажутся то тревожными, то очень красивыми.

Бурляев и Носков на диске №2 подходят к вопросу иначе, будто хотят доказать, что особая стилистика «космической музыки» - суть штамп. В их работе много громких симфонических фрагментов, а в ключевых моментах оркестр нагнетает драматичный пафос. Это действительно не слишком похоже на прочие космические саундтреки, зато весьма напоминает манеру Циммера, Хорнера и прочих «эпичных» кинокомпозиторов. Таким образом, уйдя от одних штампов, Иван Бурляев и Дмитрий Носков вольно или невольно приникли к другим.

Алексей Мажаев, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: