Иван Филипов
Опубликовано: 20:45, 14 ноябрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Депутаты думы ХМАО потребовали от Мартиросова компенсации за спасение «Ютэйра»

Депутаты думы ХМАО потребовали от Мартиросова компенсации за спасение «Ютэйра»Депутатов ответы Андрея Мартиросова не устроилиВероника Завьялова / Znak.com

Глава авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов провел сегодня день в Ханты-Мансийске. Как передает корреспондент Znak.com, в столицу округа он прибыл по вызову депутатов думы ХМАО, которые решили выяснить, когда же жители Югры почувствуют обещанный социальный эффект от вложенных три года назад бюджетных миллиардов в спасение авиакомпании. Нормального разговора не получилось. Выплеснув на Мартиросова все накопившиеся за годы проблемы, ответов на свои вопросы, по большому счету, депутаты так и не услышали.

Свои вопросы к Андрею Мартиросову подготовили депутаты комитета по экономической политике, региональному развитию и природопользованию думы ХМАО. Первым слово взял Еремей Айпин, который сразу заявил, что жители не понимают, зачем власти спасали компанию. По его словам, цены у «Ютэйра» на билеты из Ханты-Мансийска до Москвы остаются высокими. Поэтому люди вынуждены ездить в другие города, чтобы пользоваться услугами других авиаперевозчиков.

Андрей Мартиросов сразу задал тон беседе. «Сейчас решили проверить, что говорит Еремей Данилович, зашли на сайты сравнить билеты „Ютэйра“ и „Аэрофлота“. У „Аэрофлота“ от 10 до 100% все билеты дороже. Здесь нет предмета для обсуждения. „Ютэйр“ не является самой дорогой компанией», — резко начал Мартиросов. Далее он в такой же манере прокомментировал реплику о том, что люди не понимают, зачем нужно было спасать его компанию и правильное ли решение принял округ.

«Это отдельный разговор. Но я думаю, что все было правильно сделано и округ получает беспрецедентный уровень авиационной поддержки на тот размер дотаций, которые делает. Это очевидно. Можно сравнить с соседними субъектами, красноречивые цифры имеются. Это Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край и Якутия. Поэтому, отвечая на вопрос Еремея Даниловича, считаем, что округ принял правильное решение. Результаты этого решения — функционирующий авиационный комплекс и широчайшая маршрутная сеть, которая реализована компанией в округе и вне его. Что касается тарифов, то мы считаем, что наш уровень тарифов, который существует и в дотационных перевозках, и в недотационных, находится на высоком конкурентном уровне», — отрапортовал Мартиросов.

Следующий вопрос касался состояния аэропорта в Березовском районе.

Так как оператором выступает аэропорт Сургута, в котором недавно «Ютэйр» довел свою долю до контрольной, депутатов интересовало, какие перспективы ждут эту «воздушную гавань». «В ходе наших встреч с жителями Березовского района предоставляется негативная информация по ситуации с самим аэропортом, взлетной полосой, авиапарком», — сказал депутат Александр Новьюхов, отметив, что летает там «непонятная компания» на самолетах АН-24. «Простой вопрос — какие будут ваши предложения в части аэропорта и взлетной полосы? И что по ситуации с судами, которые, я считаю, должны быть обновлены», — обратился к главе «Ютэйр» народный избранник.

Андрей Мартиросов без лишних сантиментов заявил: этот вопрос надо задавать тому, кому принадлежит аэропорт. «Он находится в собственности муниципалитета, и аэропорт Сургута оказывает лишь услуги по управлению аэродромом», — сказал он. Объясняя, почему авиакомпания использует там АН, глава «Ютэйра» заявил: «В Березово металлическая взлетно-посадочная полоса, по ней взлетать можно только на АН-24 и ЯК-40. Самолет АН-24 эксплуатируется в установленном порядке компанией „Турухан“, это наша стопроцентная дочерняя компания. И я не считаю, что она работает плохо. Ее уровень регулярности и безопасности полетов самый высокий».

Оправдываясь, Андрей Мартиросов тут же сменил тактику: «Между прочим, Березовский район с нами хуже всех в стране рассчитывается. Мы по году имеем задолженность. Нам не платят деньги, а мы полеты выполняем. Я не думаю, что хоть одна авиакомапния на таких условиях могла бы выполнять полеты, имея годовые задержки в оплате. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, необходимо на муниципальном уровне, на уровне Ханты-Мансийского автономного округа рассмотреть вопрос о поддержании аэропорта Березово в эксплуатационно-пригодном состоянии в дальнейшем. Я так понимаю, этот вопрос решается, обсуждается. Мы в этом смысле как авиакомпания — оператор воздушных судов — готовы продолжать делать все, чтобы полеты выполнялись. А заменить там воздушное судно на другое невозможно, для этого надо другой аэродром построить».

Неожиданно позицию Мартиросова поддержал сидящий недалеко от него недавно назначенный директор департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО Константин Гребешок.

«Совершенно прав Андрей Зарменович. Аэропорт находится в муниципальной собственности, там металлическая полоса. Есть план по приведению в нормальное состояние грунтовой полосы. Разработана „дорожная карта“ по этому мероприятию, на сегодняшний день все мероприятия, кроме одного, выполнены. Власти Березовского района должны были разместить конкурс на разработку проектной документации на ремонт грунтовой полосы, они пока этого не сделали», — сообщил глава профильного ведомства.

Депутат Вячеслав Фоменко задал сразу пять вопросов. Например, он вспомнил про дешевые билеты из Нижневартовска до Ханты-Мансийска у авиакомпании «Пегас». Эта тема взбудоражила Андрея Мартиросова, отвечая на вопрос, он решил привести свой пример. «В Сургут летала дешевая „Победа“. Летала-летала и десять дней назад бросила. Потому что по дешевым ценам, оказывается, летать невозможно, законы экономики действуют не так быстро, как законы физики, но действуют», — заявил он.

Далее Фоменко спросил про то, как выполняется поручение губернатора по совершенствованию региональной сети перевозок. «Что вам удалось сделать?» — поинтересовался депутат. Мартиросов заверил, что поручение выполняется и в ближайшее время — до конца ноября — результаты работы будут доложены профильному департаменту.

Отдельно депутат остановился на теме неудобного расписания.

«Мы все летаем рейсом из Нижневартовска в Ханты-Мансийск, который дальше идет в Тюмень. По времени неудобно», — сообщил он. Его поддержал и глава комитета, депутат Сергей Великий. «Вы разрулите ситуацию с этим беспримерным перелетом через Северный полюс — из Нижневартовска в Тюмень. Люди встают в три часа ночи, чтобы попасть в пять на вылет. Мы часто сюда (в Ханты-Мансийск) летаем. Ну не дело это, уже много раз об этом говорили», — обратился он к Мартиросову. Но глава компании отметил, что для всех расписание удобным не сделаешь. Хотя и пообещал учесть это пожелание в будущем.

Фоменко обратился к Мартиросову и с конкретной жалобой на то, что самолеты грязные. По словам депутата, 17 октября, возвращаясь с заседания думы рейсом из Ханты-Мансийска в Нижневартовск, он и другие пассажиры обнаружили грязные сиденья. «15–16-й ряд, видать, кому-то стало плохо, и все сиденья были запачканы. У меня есть фотографии. Хорошо, что самолет был не заполнен, и люди могли занять свободные чистые места. Но это возмутительно», — сказал депутат. Андрей Мартиросов заявил, что сам никогда с таким не сталкивался и будет разбираться в этом конкретном случае.

Напоследок Фоменко упомянул, что в СМИ прошла промежуточная информация об убытках авиакомпании за 9 месяцев работы. «Хотелось бы спросить: а все ли у вас хорошо и какие вы видите дальнейшие перспективы компании?» — завершил серию вопросов депутат.

Тема финансовой ситуации для Андрея Мартиросова была явно приятней, чем тема грязных самолетов. Возможно, потому что проблемы сейчас на рынке есть у всех авиакомпаний и оправдываться тут сильно не приходится.

«Год, конечно, для авиационной индустрии, можно сказать, самый сложный за весь постсоветский период, — заявил глава „Ютэйр“. — Вы, может, видели комментарии наших коллег. Вчера, например, гендиректор „Аэрофлота“ сказал, что на 35% выросла цена на авиационный керосин. Представляете, и это с инфляцией 4–5%. А керосин — это основной элемент себестоимости, он вырос почти в половину. Еще и в 2017 году вырос на 40% почти. И что еще произошло впервые в истории — одновременно с ростом керосина вырос и доллар. В связи с тем, что у нас большая валютная составляющая в расходах, очень сложная ситуация. И это все произошло на фоне, мягко говоря, не роста реальных денежных доходов населения. Поэтому, конечно, кризис в авиационной индустрии серьезный, он не мог не коснуться и нас. Во всяком случае, у нас ситуация не хуже, чем у наших коллег».

Депутаты, выслушав о глобальном кризисе, все же хотели получить ответы на свои местные вопросы. Некоторые из них уже стали высказывать свои предложения, как можно помочь жителям в этой ситуации.

«Я прекрасно понимаю, что вы говорите про экономику. Но я бы хотел уделить больше внимания социальной стороне вопроса, — обратился к Мартиросову Степан Пыталев. — Почему мы тут собрались и почему вас пригласили? Потому что вопрос встал о том, что у нас не организованы перевозки для наших людей в труднодоступные уголки родины. Нам объяснили, что это компании не выгодно. Сейчас я вас слушаю, вы тоже говорите: „Это нам не выгодно, это не наше, и вообще есть суровая правда жизни — экономика“. Я с этим отчасти соглашусь. Но дело в чем? Если мы все-таки вас поддерживаем и выделяем вам деньги, то хотелось бы, чтобы и вы к нашим людям относились как-то с пониманием, а не со стороны экономики и сухих цифр. У меня есть необычное предложение: если у вас покупает билет житель округа, то давайте ему скидку 10%. Тогда я буду объяснять избирателям, что я голосую за выделение миллиардов авиакомпании, потому что она поддерживает наше население».

Мартиросов, улыбаясь, ответил: «Только, чтобы прокуратура не возбудила уголовное дело в отношении нас». Следом он добавил, что у компании и сейчас есть особое отношение к жителям Югры. «Если бы вы сегодня заслушали презентации, которые мы подготовили, то вы бы увидели, что дотации в течение последних лет не растут, тарифы по этим перевозкам не растут, а элементы себестоимости поднялись на 15–40%. Это наш, я считаю, достаточно серьезный вклад в социально-ориентированные программы округа. Я не думаю, что население округа заинтересовано, чтобы мы выполняли совсем уже невыгодные проекты и гораздо быстрее, чем это может случиться, разорились. Но то, что мы вносим вклад, — это очевидно», — отметил он.

Сергей Великий таким ответом был в очередной раз расстроен. «Конечно, это ваша позиция, и вы, наверно, как генеральный директор авиакомпании для себя и не можете по-другому ее формулировать. Но вопрос в том, что здесь собрались люди не от нечего делать и задают эти вопросы», — сказал он. И сразу обратился к коллегам с предложением перевести диалог в формат официальной переписки, видимо, потому что встреча стала терять всякий смысл.

Депутат Андрей Осадчук стал тем, кто прямо и эмоционально объяснил Андрею Мартиросову, почему его пригласили в думу.

Многие хотели бы сделать так же, но, как позже признались Znak.com, почему-то не решились.

Гендиректор «Ютэйр» отчитался перед депутатами ХМАО о работе компании за 9 месяцев

«У меня бы вообще вопросов к авиакомапнии „Ютэйр“ не было, если бы она не пользовалась субсидиями округа, поддержкой. Вопросов бы не было! Летайте куда хотите, это ваше право. Но коль вы получаете от нас десятки миллиардов, ситуация иная… Если бы округ спас мою компанию от гибели, наверно, я бы смотрел снизу вверх и говорил „спасибо“. И выполнял бы те действия, которые губернатор, правительство и депутаты просят выполнить. А просят они рейс с Нягани на Москву, просят, чтобы дети в нижневартовскую больницу не на маршрутках и автобусах ездили, добираясь сутки, а на самолете… Мы сравниваем цены на билеты не только в ХМАО, но мы сравниваем и расстояния в Москву из других городов. И всегда Югра при тех же расстояниях проигрывает по цене… Мне непонятна такая ирония, когда говорят только о коммерции. Если вы принимаете от нас деньги, то обратно что-то должны отдавать. И это должно быть что-то существенное», — заявил депутат.

Дискуссия бы продолжалась и дальше, но у депутатов уже срывалась встреча с губернатором. Сам Андрей Мартиросов, как только закончился комитет, быстро ретировался от журналистов.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: