Иван Филипов
Опубликовано: 16:21, 14 ноябрь 2018
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: «Спитак». Есть такая работа – завалы разгребать ***

Рецензия: «Спитак». Есть такая работа – завалы разгребать ***

Историческая драма «Спитак» выйдет в прокат 29 ноября 2018 года. Режиссер: Александр Котт. В ролях: Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Александр Кузнецов, Анна Цуканова Котт и др.

Декабрь 1988 года. Несколько лет назад угрюмый Гор оставил свою семью в Спитаке ради комфортной жизни в Москве с симпатичной блондинкой. Пара собирается в отпуск, но их планы внезапно нарушает новость о разрушительном землетрясении в Армении. Бросив «я в магазин», Гор уходит из дома, чтобы немедленно отправиться в полностью разрушенный Спитак и любой ценой найти жену и дочку.

Задача оказывается не из легких. В пострадавшем городе нет даже питьевой воды, а спецтехники на всех не хватает. Гору кажется, что он идет по следу родных. Но раз за разом задача все усложняется и в итоге его поиски заходят в тупик.

До 2016 года киношники по непонятным причинам игнорировали тему армянского землетрясения. Зато за истекшие два года на эту тему было снято целых три фильма. «11.41» с Арменом Джигарханяном до проката не дошел, поэтому судить о нём сложно. А вот «Землетрясение» Сарика Андраесяна хоть и получило противоречивые отзывы, вышло зрелищным, щемящим и достоверным. Это кино для широкого проката, конкурировать с которым камерной работе Александра Котта будет довольно сложно.

«Спитак» распадается на несколько разрозненных эпизодов, а центральная история Гора, при всей её несомненной трагедийности, цементирующей функции отнюдь не выполняет. В фокусе Котта оказывается довольно широкий спектр человеческих судеб, начиная с безумного старика, потерявшего кровь и родных, и заканчивая юной французской журналисткой, вынужденной фотографировать мертвых детей на своем первом же серьезном редакционном задании. Все это подается настолько отстраненно, что глубокого сопереживания героям у зрителя не получается. Мало того, режиссер добивался такого эффекта намеренно, не желая манипулировать чьими бы то ни было чувствами.

Больше всего вопросов вызывает образ Гора. Мы ничего толком не знаем об этом человеке, поэтому не можем понять, сорвался ли он Спитак по зову сердца или же катаклизм просто стал последней каплей для давно назревавшего разрыва с возлюбленной. В поисках жены и дочки мужчина действует максимально алогично и бессмысленно. За весь фильм он не совершает ни одного заслуживающего уважения поступка, лишь бесконечно тягая неподъемные камни. Недаром кто-то из критиков справедливо заметил, что «Спитак» - это не столько фильм-катастрофа, сколько производственная драма.

Но, возможно, в этом методичном Сизифовом труде и кроется вся соль «Спитака», который приобретает масштабы притчи благодаря сильнейшим эпизодам, связанным с пребыванием в пограничном пространстве страшной сказки жены и дочки Гора. Если распространить символизм их положения и на судьбу Гора, то заметим, что «Спитак», прежде всего, посвящен покаянию, искуплению и очищению душевных завалов каждого участника тех событий. А значит и финал в духе «Бога из машины» кажется не таким уж и неправдоподобным.

Денис Ступников, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)