Иван Филипов
Опубликовано: 03:26, 14 ноябрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Лидер «Гражданского патруля» в Челябинске — об «урбанистических идеалах», работе с властью и разногласиях с Львом Владовым

Лидер «Гражданского патруля» в Челябинске — об «урбанистических идеалах», работе с властью и разногласиях с Львом Владовым

Молодой челябинец Семен Воронин тоже выступает с критикой положения дел в городе. Но, в отличие от многих, свою критику он сопровождает системной, пусть и не всегда видной работой. Главным образом, речь о переписке с местными чиновниками, сотрудниками контролирующих и надзорных ведомств. Семен представляет движение «Гражданский патруль», которое считает доступным и удобным инструментом, при помощи которого любой может устранить конкретный, волнующий его изъян в городской среде. Как это работает и есть ли вообще смысл заниматься такой деятельностью в Челябинске, Семен Воронин рассказал в интервью Znak.com.

— Прежде всего, что такое «Гражданский патруль»? Кто и когда его создал? А главное — для чего?

— Мы — всероссийское движение. Оно появилось в Новосибирске в 2012 году как организация защиты прав потребителей, но совсем скоро существенно расширило сферу деятельности. Основал движение довольно известный общественник Ростислав Антонов.

Но на самом деле «Гражданский патруль» — не правозащитная организация. Ничьи права она не защищает. Это организация правовой самозащиты. То есть «Гражданский патруль» дает гражданам инструменты для того, чтобы они сами защищали свои права. В первую очередь это правовая и информационная поддержка. Так мы строим гражданское общество.

— Уже можно запутаться…

— О'кей, для простоты и удобства «Гражданским патрулем» создано одноименное мобильное приложение. С его помощью можно легко и быстро написать жалобу или предложение, отправить это по нужному адресу и получить официальный ответ. Гражданин заполняет простую форму, а жалоба формируется автоматически. Наши юристы ее просматривают и направляют в органы власти.

— Просто проверяют и пересылают?

— Проверяют, при необходимости что-то уточняют и направляют, причем от имени движения, то есть анонимно для пользователя.

В приложении есть другие интересные, но менее популярные функции. Например, можно создать семейную группу и просматривать на карте перемещение членов семьи. Или кнопка SOS. При ее нажатии ваши контакты и координаты отправляются ближайшим пользователям приложения, и они знают, что вам нужна помощь.

— Серьезно? Этим пользуются?

— Не сказать, что это популярная функция. Но многие о ней, как и о других функциях, возможно, просто не знают. Можно сказать, что они работают в тестовом режиме. А основные усилия сосредоточены пока именно на функционале по обработке жалоб. Кстати, Челябинск стабильно в тройке лидеров среди городов — пользователей приложения. При этом оно становится популярным и в городах области. В частности Миассе, Копейске, Аше, в селе Миасском и в других территориях.

Ну и чтобы закончить про наше приложение. В будущем должен появиться полноценный мессенджер.

— Что такое «Гражданский патруль» в Челябинске?

— В Челябинске движение появилось давно, но долгое время себя не проявляло. Все изменилось два года назад.

— Хочешь сказать, с твоим приходом?

— Свое участие в движении я начал не в Челябинске, а в Екатеринбурге, где учился в юридическом университете. Там я случайно наткнулся на мобильное приложение «Гражданский патруль», отправил несколько пробных жалоб. На мое удивление, получил ответы. И даже увидел, что проблемы, на которые я обратил внимание, были устранены. То есть я убедился, что это действительно работает, и начал активно пользоваться приложением.

В один день мне позвонил Ростислав Антонов и предложил познакомиться с другими активистами в Екатеринбурге. Меня добавили в чат местного отделения, в Екатеринбурге оно называется «Удобный город». Их работа и ее результаты мне понравились, и я захотел создать подобное в Челябинске.

Одним из первых начинаний была публикация петиции, которая получила название «Дорожная контрреволюция» — в противовес проводимой властями «дорожной революции». В ней я призвал отказаться от расширения проезжей части и уделить внимание общественному транспорту и пешеходной инфраструктуре.

— Кажется, петиция тогда наделала достаточно шума…

— Да, но не была поддержана ни властями, ни теми горожанами, которые захотели по ней высказаться. Хотя все же нашлись те, кто ее поддержал. Потом они составили «костяк» движения.

На компанию Артура Никитина пожаловались в мэрию Челябинска

Должен сказать, что в Челябинске «Гражданский патруль» существенно отличается от организаций в других городах России. Оно сильно децентрализовано. Я не знаю даже точного количества наших участников, а о деятельности других активистов движения узнаю наряду с другими через СМИ. Многие активисты даже незнакомы друг с другом. Это придает движению многогранность и плюрализм мнений.

— Прости, но мне кажется, это означает, что никакой организации просто нет.

— Часто слышу критику, что у движения нет внутреннего стержня. Просто наше движение не требует ни руководства, ни финансирования, ни внешней подпитки. Это выгодно отличает движение от аналогичных общественных структур в Челябинске. Вы можете просто скачать мобильное приложение «Гражданский патруль» на свой смартфон, отправлять жалобы или предложения, и тем самым внести вклад в формирование нашего комьюнити, в его продвижение, в популяризацию работы.

— Ну а лидер-то у вас есть? Вот тебя, например, можно так представить публике?

— Можно. По традиции «Гражданского патруля», когда появляется новое локальное движение, его активисты выбирают руководителя. И меня тоже выбирали. Но в Челябинске эта должность больше символическая.

— Хорошо. К другим организациям еще вернемся, а пока ответь на такой вопрос: к тому, что называют «урбанистикой», сейчас наблюдается заметный интерес. С чем это связано? Вот ты почему занялся этой темой?

— Да все довольно просто — люди устали жить в грязи. Активист «Гражданского патруля» Георгий Акмен, отвечая на этот вопрос, просит собеседника посмотреть на свою подошву и оценить, насколько она грязная. Я знаю, он этот трюк проделывал и с представителями челябинской элиты.

Что касается меня, то мне просто понятны те вещи, о которых говорят урбанисты. У меня есть автомобиль, есть водительские права, но я предпочитаю ездить по городу на общественном транспорте. В Екатеринбурге я и его редко использовал — предпочитал ходить пешком благо город компактный, все необходимое есть в шаговой доступности. Поэтому мне, как и подавляющему большинству горожан, нужен хороший общественный транспорт и пешеходная инфраструктура.

Группа "Гражданский патруль | Челябинск" / ВКонтакте

— И сейчас, конечно, по меньшей мере, половина аудитории с тобой будет готова спорить, особенно глядя за окно. Но этот спор пока, кажется, бесконечный… Поясни лучше, что значит — вам не нужно финансирование? Как может организация работать без финансирования?

— У движения «Гражданского патруля» в Челябинске нет финансирования. Активисты тратят свои средства, время и нервы.

— Да ладно! На голом энтузиазме? Ну, допустим. А в других городах так же?

— В других регионах — по-разному. В Екатеринбурге, например, есть пожертвования и гранты Общественной палаты — там движение находится в достаточно теплых отношениях с властями, чего не скажешь, например, про Новосибирск.

— А каков, скажем, месячный бюджет? На что в основном тратятся деньги?

— О каких-то точных суммах говорить сложно. Нужно всегда смотреть на конкретные проекты. Например, проект «Пешеходные переходы для Екатеринбурга» на краундфайндинге собрал более 40 тыс. рублей. Средства потрачены в том числе на транспортные расходы, аппаратуру. Ребята там проделали большую работу.

— Это в Екатеринбурге. А про Челябинск? В Челябинске пока не было аналогичных проектов?

— О подобных проектах в Челябинске говорить просто рано. Если в Екатеринбурге по материалам исследования создали несколько десятков (!) новых пешеходных переходов, то мы в Челябинске пока вынуждены вести юридическую работу, чтобы отстоять хотя бы существующие пешеходные переходы. Ведь наши дорожники считают, что автомобили слишком часто вынуждены останавливаться. А вот то, что люди вынуждены преодолевать сотни метров, чтобы перейти дорогу и еще столько же, чтобы вернуться в исходную точку — в расчет не берется…

Но мне часто присылают интересные идеи и проекты для Челябинска. Например, недавно Олег Чернышев прислал эскиз арт-объекта, посвященного челябинскому метеориту — в виде разбитой оконной рамы. Вероятно, вопрос о финансировании и, соответственно, о поиске его источников вскоре может встать.

— А можно поинтересоваться, на что ты живешь или планируешь жить?

— Только отдал долг родине и вернулся в Челябинск. Я юрист по образованию и планирую пойти работать по специальности.

— Хочешь сказать, ты год управлял движением в Челябинске, проходя где-то службу?

— В Сибири. Да, это получалось. При современных средствах общения какая разница, в какой ты географической точке?

— Это правда, что у тебя, твоих товарищей не получилось найти общий язык с Львом Владовым (основатель инициативной группы «Челябинский урбанист». — Прим. авт.)? Почему?

— Со Львом я общаюсь, хотя, признаюсь, в довольно напряженном тоне. В движении «Челябинский урбанист» в основном архитекторы, а в «Гражданском патруле» — юристы. Поэтому Лев не вполне согласен с тем, что я, будучи юристом по образованию, причисляю себя к урбанистам. Хотя надо признать, именно в правовом поле отстаивание урбанистических идеалов сегодня наиболее эффективно.

— «Урбанистических идеалов»?!

— Хорошо, назовем это целями, которые преследует «Гражданский патруль». А главная цель в том, чтобы сделать наши города комфортными. Мы как-то уже привыкли, что зона комфорта для нас, горожан, заканчивается за порогом входной двери в квартиру. Мы не проводим время в наших дворах, потому что в большинстве случаев их хочется побыстрее покинуть. Мы едем на машине, чтобы погулять в парке и покататься на велосипеде. Для нас парки стали некой резервацией. Это нормально? Я считаю, что нет. Наши улицы должны стать такими же комфортными и безопасными, как парки. Нам ведь нравится гулять по уютным европейским городам? Но в своей стране мы почему-то делаем все наоборот, при этом во всем виним менталитет, климат, что-то еще. Но это смешно.

— А почему работа в правовом поле, на твой взгляд, наиболее эффективна? Те же архитекторы из «Челябинского урбаниста», например, придумали проект обустройства конкретного общественного пространства, пошли и сделали. Вероятно, даже какие-то деньги за это получили…

— Довольно скептически отношусь к тому, чтобы заниматься благоустройством своими силами. Мало что-то сделать, это придется содержать. Если объект не стоит на балансе у города или в нем не заинтересован бизнес — он быстро придет в запустение.

И потом, странное какое-то отношение к юридической работе. Мол, мы творцы, деятели, а вы кто? Крючкотворы и бумагомараки. Но нет, друзья, грамотно составленный документ — это такой же шедевр, как красивая картина или архитектура, если далеко не отходить от наших случаев. И такое творчество влияет на нашу жизнь. Например, в законе о рекламе не было разграничения понятий «вывеска» и «рекламная конструкция», и это создавало определенные трудности. Введенный в Челябинске дизайн-код заполнил этот пробел. В части борьбы с незаконной рекламой практику полностью наработали мы, и сейчас эти жалобы поставлены на поток.

Группа "Гражданский патруль | Челябинск" / ВКонтакте

— Не так давно ты написал пост о том, что «Гражданский патруль» — это не про политику и не про выборы. И что ни на какие выборы никто из вас не собирается. Но не кажется ли тебе, что это тот самый уход от ответственности, за который многие вас и не любят? Мол, одно дело — критиковать на диване или в своем хипстерском кружке, а другое — встать и пойти принимать конкретные решения, брать на себя за них ответственность…

— «Гражданский патруль» не преследует политических целей. Конечно, движение не может запретить активистам принимать участие в выборах. В других регионах это часто и происходит. Но в Челябинске в наибольшей степени движение отделено от политики. Многие, кстати, считают, что у «Гражданского патруля» на это недостаточно средств и технологий. Но это не так. К тому же, в отличие от большинства кандидатов, которые пытаются сделать себе очки разве что на обвинениях друг друга в бездействии и коррупции, у нас есть вполне ясная идея, четкая и понятная программа.

— Тогда тем более непонятно, в чем проблема?

— Ну вот скажу за себя. Лично я считаю муниципальные выборы в Челябинске бессмысленными. И что в статусе общественника я принесу пользы больше, чем будучи депутатом. Взаимодействие с чиновниками у нас постоянное, и не только на бумаге. Может быть, это нами не так ярко освещается, как у того же Льва. Не вижу ничего странного или сложного встретиться с чиновниками. В конце концов, это часть их работы.

— Мне кажется, вот сейчас ты как раз показываешь себя эдаким «урбанистическим идеалистом». Ну и что, что это часть их работы? Ты им это скажи. И про многое другое, кстати, тоже. Даже если они с тобой встретятся и выслушают, где гарантия, что ты добьешься нужного результата? Вот с той же навязчивой аудиорекламой, от которой вы просите избавить общественные места, есть какое-то решение?

— Вопрос по аудиорекламе затрагивал Георгий Акмен во время осмотра с Владимиром Бурматовым реконструкции парка Терешковой. Но о содержании того разговора лучше спросить у самого Георгия.

Скажу, что и с Алейниковым (Владимир Алейников — вице-мэр по дорожному строительству и благоустройству. — Прим. авт.) Георгий общался. Тот разговор в большей части был о содержании тротуаров в чистоте…

— Ну и?..

Вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству — о новых дорогах, «умных» светофорах и спорах с урбанистами

— Послушай, ну я могу привести в пример историю, как мы требовали от властей сделать перекресток улицы Гагарина и Копейского шоссе доступным для инвалидов. Не помню, сколько было вынесено актов прокурорского реагирования, в СМИ мы эту тему поднимали трижды. Власти даже приглашали какую-то общественную организацию инвалидов, чтобы они подтвердили доступность перекрестка для людей с ограниченными возможностями. Но мы все равно настаивали на своем. В итоге добились. Алейников даже как-то в интервью признал, что с занижениями тротуаров в городе проблема.

Или история, когда по нашим материалам прокуратура через суд требовала от администрации сделать в Ленинском районе ливневую канализацию. С дорожниками тоже можно работать. Просто нужен особый подход.

— А сделали в итоге-то, как нужно?

— Владимир Климов, инвалид-колясочник с рождения, живет всего в одном перекрестке от ТК «Алмаз», но путь от дома до торгового центра он преодолевал по проезжей части. Просто потому что тротуар для него был недоступен. В итоге, не без нашей помощи, он смог преодолеть свой маршрут, как положено — по тротуару. Эта история у нас заняла год. Слишком много для одного перекрестка.

Некоторые считают, что занижение уровня тротуара — это такая прихоть урбанистов, дань моды. Но на самом деле, это требование закона. Просто об этом даже не всегда чиновники знают. Или знают, но молчат. Между тем местная власть обязана обеспечить доступность городской среды для инвалидов. И даже такой мелочи, как многим кажется, как занижение тротуара — это тоже касается. Город должен быть доступен для всех жителей в равной мере.

— Скажи, не бесполезное ли это занятие вообще? Одно дело, решать вопросы точечно. Но какой в этом смысл, если вот на днях «дорожный» вице-мэр Алейников предельно ясно дал понять, где он видел всех вас, кто попытаются доказать ему вред «дорожной революции»? Ну, допустим, Алейников рано или поздно уйдет, но ведь придут другие, такие же.

— Не факт, что такие же. Итог любой «дорожной революции» — революция урбанистическая. Все равно наступит тот момент, когда город окончательно встанет в пробках, а дороги расширять уже будет некуда. Останется только один вариант — сужать дороги. Так происходило в европейских и американских городах, так начало происходить с недавних пор в Москве. И Челябинск к этому придет. Представьте, вы стоите в пробке, а дорожники перед вами сужают дорогу. Конечно, это вызовет негодование. Поэтому урбанисты и нужны, чтобы объяснить людям печальные последствия «дорожной революции».

Власти любят говорить, что представители урбанистического движения — никакие не специалисты, они некомпетентны в тех вопросах, которые поднимают. Но недавно я направлял запрос в администрацию Екатеринбурга, предложил расширить проезжие части по аналогии с Челябинском.

— Потроллил, что ли?

— Просто хотел прямой ответ на прямой вопрос — почему город, который мы, челябинцы, считаем очень тесным и неудобным для водителей, не идет по пути Челябинска. Не расширяет дороги, не строит подземные переходы…

— Негде потому что. Это любой челябинец знает: в Екатеринбурге всё кругом застроено.

— Мне ответили на официальном бланке: они не будут этого делать из соображений экологической безопасности и комфорта жителей. Ну, и тогда вопрос — где большие специалисты занимаются дорожным хозяйством: в Екатеринбурге, где власти и урбанисты, получается, заодно, или в Челябинске, где обещают новые расширения, новые подземные переходы и вот это всё?

Идеи урбанистов — это ведь не призрачные мечты о чем-то непонятном. Сейчас для Челябинска Екатеринбург — наглядный пример, как нужно строить город. Да, в Екатеринбурге есть пробки, но там у чиновников хватило мозгов не гробить город «дорожной революцией» за счет зеленых насаждений, пешеходной инфраструктуры и общественного транспорта.

— Но пробки остаются тем не менее. И да, посмотрим, что будет с приходом нового мэра, который уже сказал, что ему не нравится политика ущемления прав автомобилистов… В заключение стандартный уже вопрос: у Челябинска есть перспективы? И при каких условиях ты покинешь Челябинск?

— Покинуть Челябинск для меня не проблема — купил билет на поезд и уехал. Собственно, последние пять лет я это часто практиковал. И все же свою жизнь я планирую связать с Челябинском. В нынешнем его виде — он меня не устраивает. Придется приложить много усилий, чтобы его преобразить. Потому что перспективы у Челябинска есть, и большие. Главное — ими правильно распорядиться. Если посмотреть на другие города, то те инфраструктурные и экологические проблемы, которые сейчас есть в Челябинске, переживали многие города. Это всего лишь определенный этап в их развитии.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: