Иван Филипов
Опубликовано: 19:01, 01 ноябрь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Среди несовершеннолетних в соцсетях ищут новых террористов. Под подозрением 5 млн человек

Среди несовершеннолетних в соцсетях ищут новых террористов. Под подозрением 5 млн человекЕвгений Биятов / РИА Новости

После теракта, устроенного 17-летним Михаилом Ж. у здания управления ФСБ по Архангельской области, региональные инспекторы по делам несовершеннолетних, подразделения Центра «Э» и другие специалисты должны будут провести мониторинг «деструктивных групп», в которых могут состоять подростки из каждого региона. Далее предлагается стараться установить личности состоящих в группах подростков, после чего отправлять информацию в школы, колледжи, вузы, а также инспекторам по делам несовершеннолетних. Об этом Znak.com рассказали два источника, близких к правоохранительным органам и занимающихся следствием по делам «архангельского подрывника» и «керченского стрелка».

Архангельский взрывник уже попадал «на карандаш»

Один из собеседников издания, близкий к правоохранительным органам, говорит, что Михаил Ж. уже попадал в мониторинг аккаунтов подростков в соцсетях, состоящих в «деструктивных группах», об этом знали по месту его учебы в Архангельском политехническом колледже еще с начала 2018 года, однако никаких профилактических действий с ним не велось. Мониторинги политических настроений студентов и школьников старших классов, по словам собеседника, отдельно ведутся по линии управлений внутренней политики регионов еще с прошлого года, после того как в протестных акциях стали массово участвовать подростки.

Опрошенные Znak.com эксперты расходятся во мнении, нужен ли такой мониторинг и не даст ли он эффект вплоть до противоположного, приведя не к профилактике радикальных настроений у подростков, а к их росту.

Координатор проекта по противодействию насилию над детьми «Безопасное детство» Анна Левченко сказала Znak.сom, что проблема заключается не в наличии или отсутствии мониторинга участников «деструктивных групп», а в том, что с такой информацией происходит дальше.

«Часто сотрудники правоохранительных органов настроены просто на то, чтобы выполнить показатели, отчитаться. В итоге открывают дело против внушаемых подростков из „Нового величия“, а вот террористов-одиночек выявлять гораздо сложнее. Для того, чтобы система профилактики заработала, у оперативных служб должен быть не только мониторинг, должна вестись агентурная работа, в которой должна быть логика, направленная не на выполнение показателей, а на предотвращение преступлений», — считает Левченко.

Член Совета при президенте по правам человека, глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков отмечает, что мониторинг «участников деструктивных групп» в соцсетях ведется правоохранительными органами не первый год.

«Последние пять лет по самым разным министерствам и ведомствам даются регулярные указания „заняться молодежью“. Это происходит и по линии Центра „Э“, и по линии инспекторов по делам несовершеннолетних, и по линии прокуратуры и так далее. И каждый раз, когда происходят какие-то ЧП, связанные с молодежью, власть всегда совершает примерно одинаковый набор действий. Далее отчетность должна показать выявленные результаты, инспекторы по делам несовершеннолетних отчитываются о посещении учебных учреждений, а Центр „Э“ заводит дела по „экстремистским“ статьям. Это — самое опасное из возможных последствий, потому что неосторожное поведение молодых людей может быть квалифицировано как серьезное преступление, которое будут пресекать со всеми сопутствующими для молодых людей проблемами», — говорит Чиков.

5 млн под подозрением

Несколько иного мнения придерживается Лига безопасного интернета, чье заявление есть в распоряжении редакции. (Лига — околоправительственная организация, ставшая автором многих цензурных инициатив в интернете; создана при участии фонда «православного олигарха» Константина Малофеева — прим. ред.).

«С апреля текущего года специалисты Лиги фиксируют резкий рост (до 5 млн человек) количества подростков, вовлеченных в деятельность деструктивных сообществ в социальных сетях. После произошедшей в Керченском политехническом колледже трагедии стало очевидно, что набор инструментов по выявлению и пресечению подобного рода групп и одиночек, планирующих совершение преступлений в образовательных учреждениях, не позволяет защитить детей», — говорится в заявлении Лиги.

Лига безопасного интернета считает, что для эффективной защиты детей в интернете система блокировки запрещенной информации должна быть дополнена нормами, предусматривающими административную ответственность организаторов распространения информации («ВКонтакте», Telegram, Facebook и другие) за неприменение организационных и технических мер, направленных на выявление и прекращение распространения запрещенной информации.

«В апреле этого года Лига безопасного интернета направила аналитические материалы о динамике распространения деструктивных сообществ в социальных сетях в Генеральную прокуратуру и иные органы исполнительной власти. В материалах содержалась подробная информация о динамике распространения такого рода сообществ, количестве участников, указывались потенциальные группы риска, были отмечены конкретные группы в социальных сетях и аккаунты пользователей, которые активно интересуются „скулшутингом“ и планируют совершение такого рода действий. Так, в материалах, в частности, содержалась и информация о планируемом нападении на школу в городе Стерлитамак, а также данные того лица, которое готовилось к нападению», — гласит заявление.

Взрыв в здании ФСБ в Архангельске заденет Telegram, «Новое величие» и «Сеть»

Руководитель юридического департамента организации «Русь сидящая» Алексей Федяров считает, что проблема неэффективности нынешних мониторингов в соцсетях на предмет деструктивной деятельности молодежи кроется в том, что оперативникам ставят специфические задачи в виде выполнения статистики по статьям 280, 281, 282 УК РФ. И информация, не имеющая отношения к таким делам — например обсуждение сбора взрывных устройств, — оперативникам будет менее интересна, чем комментарии о том, что «Крым надо отдать Украине».

«Оперативники работают на конкретные задачи, их надо переориентировать с „экстремистских“ статей на иные статьи вроде подготовки терактов, незаконного приобретения оружия, но по таким статьям не поставишь план по выполнению», — говорит Федяров.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: