Иван Филипов
Опубликовано: 20:21, 15 октябрь 2018
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: «Человек, который удивил всех». Он, встречая Смерть, не здоровался с ней ****

Рецензия: «Человек, который удивил всех». Он, встречая Смерть, не здоровался с ней ****

Драма «Человек, который удивил всех» выйдет в российский прокат 25 октября 2018 года. Режиссеры: Алексей Чупов, Наталья Меркулова. В ролях: Наталья Кудряшова, Евгений Цыганов, Юрий Кузнецов, Павел Майков и др.

Егерь по имени Егор (Евгений Цыганов) – настоящий сибиряк. Службу свою несет исправно, не щадя живота своего. Однажды над ним нависает реальная угроза обвинения в превышении пределов необходимой самообороны. Но это еще цветочки по сравнению с тем, что Егор узнает о своей неизлечимой болезни и что жить ему осталось от силы месяца два.

Не теряя самообладания, он обеспечивает семью деньгами на похороны, распоряжается будущим урожаем картошки и определяет судьбу сельскохозяйственного инвентаря. Жене Наталье хладнокровие Егора кажется диким, и она бросает все силы на спасение супруга. Визит к заезжему светилу столичной медицины и чистка астральных каналов у местной шаманки ровным счетом ничего не дают. И тогда Егор решает обмануть смерть, превратившись в женщину, по примеру героя народного эпоса селезня Жамбо.

«Человек, который удивил всех» хорош тем, что его жанровая принадлежность постоянно ускользает от определений критиков. Для притчи в этом фильме слишком много темных мест. Для физиологического очерка на тему современной русской глубинки он очень уж благополучен и даже местами идилличен. В пять стадий умирания, выведенных Элизабет Кюблер-Росс поведение неизлечимо больного егеря тоже как-то не укладывается.

Как и одиозное «Убийство священного оленя», «Человек» прослеживает, как вечный миф вторгается в современную профанную реальность. Это лобовое столкновение болезненно для обеих сторон. Рациональное общество всеми силами сопротивляется могущественной стихии, из-за чего мифологемы не спасают, а, напротив, сеют разрушение и хаос. Если раньше юродивые были нарасхват, то теперь их компанией все откровенно тяготятся, а для собственных семей они и вовсе становятся сущим проклятием. В этом смысле «Человек», как и недавнее творение польского режиссера Малгожаты Шумовски «Лицо», имеет один литературный первоисточник - новеллу Франца Кафки «Превращение».

«Когда умирают люди – поют песни», - писал Велимир Хлебников. Возможно, поэтому, «Человека» легче интерпретировать, исходя из законов не кинематографического, а песенного искусства. По сути, весь синопсис картины целиком и полностью заключен в произнесенном нараспев сказе шаманки (по модели знаменитой «Денежки» Юрия Гальцева), которая, матерясь и гогоча, прикасается к великой тайне. Сюжет «Человека» хорошо знаком поклонникам «Наутилуса Помпилиуса» по песне «Иван Человеков», герой которой одолел Смерть спокойным к ней отношением и привычкой, встречая ее, «не здороваться с ней, как со всеми, кто его проколол».

Саундтрек к фильму становится своеобразным камертоном подлинности. Сюда вошло немало поп-хитов из 90-х («Иванушки International», «Рок-Острова», Владимир Кузьмин), которые не генерируют новых значений, а, напротив, звучат архаично, олицетворяя собой застывшее время и потерявшихся в нем людей. И лишь дерзновенный поступок Егора придает этой пестрой музыке хоть какой-то смысл. Особенно это ощутимо в эпизоде, где звучащий фоном на сельской дискотеке «Мой рок-н-ролл» «БИ-2» вновь превращается в гимн внутренней свободе лишь при появлении всеми отвергнутого егеря. Иногда лучше молчать, чем говорить – недаром, во второй половины фильма из Егора никто не может вытянуть ни слова. «И то, что было, набело откроется потом…»

Денис Ступников,InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: