Иван Филипов
Опубликовано: 23:36, 28 июнь 2018
По материалам: rcmm
Другие новости

Американский эксперт: США много теряют из-за атомной сделки России и Китая


Рекордная атомная сделка, заключенная Китаем и Россией в начале месяца, стала еще одним ударом по снижающемуся мировому влиянию Америки в области коммерческой атомной энергетики, говорится в статье, опубликованной 27 июня изданием Journal of Energy Security.


Как отмечает автор статьи, младший научный сотрудник Американского совета по внешней политике (AFPC) Джеймс Грант, достигнутое соглашение, предусматривающее затраты на строительство в размере 15 млрд долларов (100 млрд юаней), станет крупнейшей двусторонней сделкой в области атомной энергетики. Стоимость первоначального комплекта контрактов оценивается в пределах от 3 до 5 миллиардов долларов.

Согласно договору, в Китае будут построены четыре реактора ВВЭР-1200 третьего поколения, спроектированные российской госкорпорацией «Росатом», наряду с поставкой элементов к генератору для амбициозной лунной программы Китая и совместной разработкой реактора на быстрых нейтронах CFR600.

Благодаря сотрудничеству с американской Westinghouse, российским «Росатомом» и французской Areva, Китай теперь может похвастаться возможностью проектировать и строить собственный реактор третьего поколения — «Хуалун-1» — дешевую, но эффективную альтернативу западным конкурентам. О многом говорит тот факт, что, несмотря на собственный потенциал, Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) по-прежнему приобретает энергоблоки российского дизайна, такие как ВВЭР, пишет Джеймс Грант.

Как отмечает аналитик, «Росатом», который уже строит по всему миру больше реакторов последнего поколения, чем все его конкуренты вместе взятые, с удовольствием извлечет выгоду из самого прибыльного рынка для поставщиков атомной энергетики. Частично, привлекательность российской продукции обеспечивается за счет пакетов «все включено», предлагаемых для новых атомных электростанций. Сюда входит и финансирование строительства реактора, и обучение сотрудников, и эксплуатация объектов и даже использование отработанного ядерного топлива.

Тем не менее, с Китаем все несколько иначе, подчеркивает автор статьи. Китай намерен развивать собственную атомную энергетику и тяжелую промышленность. Как и в случае с предыдущими реакторами ВВЭР, китайские компании будут вести строительные работы и позаботятся об изготовлении всех вспомогательных компонентов и систем, тогда как русские будут поставлять сами реакторы.

Развивающиеся страны, такие как Китай и Индия, активно осваивают атомную энергетику как способ удовлетворить растущий спрос на электроэнергию и одновременно повысить качество экологии. В этих условиях потенциал гражданской атомной энергетики будет только расти во всем мире. В то же время, считает Джеймс Грант, сектор гражданской атомной энергетики США не готов пожинать плоды этого «глобального ренессанса». Если не считать 2013 год, когда Westinghouse начала строительство четырех реакторов AP1000 вдоль границ Южной Каролины и Джорджии, последний проект атомного реактора в Соединенных Штатах датируется 1977 годом.

Тому есть много причин, в числе которых строгие требования в области безопасности, отсутствие политической поддержки, рост производственных затрат, либерализация внутреннего рынка электроэнергии и конкуренция со стороны других источников энергии — прежде всего, ветра и природного газа. Но, пожалуй, самым серьезным препятствием для повышения конкурентоспособности атомной энергетики США является фактическое требование того, чтобы производство электроэнергии получало частное финансирование.

Так американские атомные компании оказались в наименее выгодном положении по сравнению с государственными корпорациями в России и Китае. Поскольку такие организации, как «Росатом» и CNNC, служат целям энергетических стратегий своих правительств, они пользуются огромной финансовой и политической поддержкой независимо от рыночных условий, отмечает Грант.

У «Росатома» и CNNC множество атомных проектов по всему миру. Россия имеет соглашения с Индией, Бангладеш, Египтом, Иорданией, Финляндией, Беларусью, Венгрией и Турцией. Со своей стороны, Китай активно работает в Алжире, Гане, Пакистане, Саудовской Аравии и в Великобритании. Все это — утраченные возможности для Westinghouse и других западных атомных корпораций, заключил американский аналитик.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: