Иван Филипов
Опубликовано: 12:52, 20 октябрь 2017
По материалам: kazanfirst
Культура

«В одиннадцать лет я разбил свинью и отправился к девочкам на Райскую улицу»

С этих слов начинается забавное и трогательное путешествие Момо — мальчика с Голубой улицы, из детства в мир взрослых. Премьеру представили в казанском ТЮЗе. Спектакль «Господин Ибрагим» поставлен по повести Эрика-Эммануэля Шмита, одного из самых читаемых и «играемых» французских авторов. 

Мария Рудакова — Казань

Спектакль рассказывает об истории еврейского мальчика Мимо, росшего вдали от матери с отцом, с которым не ладились отношения. Он не знал ни ласки, ни любви. Ему пришлось самостоятельно познавать мир, пока Момо не встретил Господина Ибрагима.

Рассказ о маленьком человеке в большом мире, где переплетаются детские фантазии и родительская ложь. Спектакль «Господин Ибрагим» — по-французски изящная, по-восточному мудрая, но вместе с тем остроумная сентиментальная комедия. Водоворот происходящих на сцене событий с первых минут увлекают зрителя, эмоции героев вызывают внутреннее соучастие и сопереживание.

За этот год в Татарстане это уже третья постановка этой повести. По словам режиссера спектакля Ильгиза Зайниева, для которого эта первая постановка на сцене ТЮЗа, выбор основывался на том, что повесть должна была подойти к условиям гранта, темой которого стала профилактика терроризма и экстремизма.

— Казани нужно привыкать, что чем больше театров становится, тем чаще будут повторяться какие-то названия. И это даже лучше. Зритель, наконец-то поймет, что значит режиссура. Большинство же думают: «Дон Жуан? Мы же видели уже Дон Жуана», и не понимают, что один режиссер поставит эту пьесу про ненависть, а второй про любовь. И тут можно воочию увидеть, что один и тот же текст можно прочитать совершенно по-разному, — говорит Ильгиз Зайниев.

На небольшой сцене было почти пусто. Вместо декораций лишь жалюзи, открывая которые, перемещаешься на райскую улицу к проституткам, на голубые улицы Парижа по которым прогуливается Бриджит Бардо и в страну Золотого Полумесяца.

— Пьеса диктует правила существования. Мы сознательно пошли путем джазового свинга, с отставанием или опережением действия слову.  Минимум реквизита, только то, что нужно, — рассказывает после спектакля режиссер.

В спектакле задействовано всего четыре артиста. Алексей Зильбер — еврейский мальчик Моисей, он же Момо, который брошен родителями и даже улыбаться не умеет. Михаил Меркушин, сыгравший две абсолютно разные роли двух разных отцов, родного и названного. Актеру приходилось менять образ в доли секунды, даже, порой, просто оставаясь на сцене и снимая плащ, он превращался в другого персонажа, с другими эмоциями и судьбой.

По окончание спектакля Михаил Меркушин рассказал, что, несмотря на то, что обе роли — это не его типаж, все же к выбору режиссера, отнесся с интересом.

— Когда предложили играть двух отцов — я смутился, был момент полного неприятия. Но Ильгиз обладает удивительным характером. Он не упрашивал и не приказывал. Он сказал, что будет так. Так оно и вышло, — говорит Михаил.

Во время подготовки к спектаклю режиссер приносил книги, связанные с суфизмом, читал стихи и научные статьи на эту тему, чтобы лучше погрузиться в спектакль.

— Это замечательный материал и большая удача нашего театра. В хорошем материале есть все, здесь так много тем, так много интересных поворотов. Такие роли награда для актеров. Нужно отметить, что работа над спектаклем проходила в удивительной атмосфере с самого первого дня репетиции. Очень по-доброму, и очень мягко мы вошли в этот процесс, не было никакой истерии, нерва. Для меня театр — это возможность задать вопрос, на который не всегда можно ответить. Если получаются такие роли, где есть темы, которые волнуют лично меня, и получается задать этот вопрос, то это самые дорогие роли. У меня не так их много, — рассказывает Алексей Зильбер.

Для молодой актрисы Юли Машировой — это дебют. Конечно, актриса уже играла в спектаклях, но те роли были «введенные», а это ее полноценная первая роль, да к тому же сразу Бриджит Бардо, правда с дополнением к девушке с райской улицы.

Гузель Шакирзянова, сыгравшая маму Момо, считает эту роль уникальной. За те 20 лет, что она работает в театре, таких серьезных и глубоких образов у нее еще не было.

Зрители в своих впечатлениях разделились. Кто-то внимательно вслушивался в реплики, и даже плакал в грустные моменты, а кто-то откровенно спал, заглушая своим храпом актеров.

— Хотя, декорации и минималистичны, но все так уютно и умело организовано. Актерская работа на высоком уровне, персонажи не пресны, а очень гармоничны и удачным образом вплетены в сюжет. Остается сказать только спасибо огромное за трогательный, глубокий и очень живой спектакль. А самое главное — спасибо за искренность, — делится впечатлениями зрительница спектакля Гульназ Зиятдинова.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: