Мина, начиненная клеветой
Администрация Соединенных Штатов раздувает клеветническую кампанию, обвиняя СССР в нарушении заключенных с США договоров. Это делается с целью отвлечь внимание общественности от пренебрежительного отношения Вашингтона к взятым на себя международным обязательствам, воспрепятствовать достижению новых договоренностей по контролю над вооружениями.
Американский доклад о соблюдении Советским Союзом договоров о контроле над вооружениями имел важное значение не из-за обвинений, предъявленных Москве, а благодаря задуманному политическому воздействию. (Имеется в виду очередной доклад администрации конгрессу США относительно якобы допускаемых Советским Союзом «нарушений» своих международных обязательств. Как отмечено в заявлении ТАСС, в докладе повторяется набор бездоказательных и беспочвенных претензий, которые уже в течение ряда лет пытаются пустить в оборот с подачи тех, кто стремится любой ценой помешать каким-либо конструктивным договоренностям между США и СССР по обузданию гонки вооружений, оздоровлению международной обстановки, повороту к лучшему в советско-американских отношениях. — Ред.).
Осуждение поведения русских было, слабым, поскольку факты не позволяют выдвинуть более решительные доводы. СССР соблюдает соглашения по контролю над вооружениями. Вызывающие беспокойство действия русских относятся к областям, в которых договорные обязательства сформулированы неясно, что и используется Соединенными Штатами. Области, в которых американские специалисты усматривают возможные нарушения, не представляют сейчас военного значения.
Однако важен тот факт, что обвинения, выдвинутые в докладе, пусть даже надуманные, подрывают доверие общественности к дипломатии. Многие американо-советские споры по поводу соблюдения договоров о контроле над вооружениями можно было бы разрешить, если бы администрация Рейгана надлежащим образом использовала предусмотренный существующий орган для решения проблем — постоянную консультативную комиссию. Но руководители Пентагона, в том числе министр обороны К. Уайнбергер, выступают с нападками на эту комиссию. Ведь выражать недовольство по повозу советских нарушений (вымышленных американской стороной. — Ред.) — один из способов предотвратить критику бюджета Пентагона.
Если администрация хочет занять серьезную позицию в отношении контроля над вооружениями после женевской встречи в верхах, она должна изменить свое отношение к постоянной консультативной комиссии. Если американская сторона стремится разрешить конфликты из-за соблюдения договоров, делегации во главе с генералом Ричардом Эллисом должна быть предоставлена свобода проявлять гибкость в поисках решений, которой она была лишена, когда президент Рейган пришел к власти.
Но Уайнбергер ратует за иной курс. Вместо того чтобы урегулировать конфликты путем переговоров, он рекомендует «соразмерные действия» в военной области, например, умышленные нарушения Соединенными Штатами существующих договоров и выделение в бюджете всех запрошенных Пентагоном средств.
Если цель Соединенных Штатов состоит в предотвращении прогресса в деле улучшения американо-советских отношений и в укреплении главенства Пентагона, то рекомендации Уайнбергера звучат логично. Если же мы стремимся к тому, чтобы скрупулезно соблюдались договорные обязатель ства, то слова нашего министра обороны абсолютно неуместны.
Boston Globe
«За рубежом», 1986 г.