Иван Филипов
Опубликовано: 19:48, 23 февраль 2018
По материалам: most
Культура

Два в одном: на сцене театра Толстого поставили малоизвестные пьесы Ивана Тургенева

Два в одном: на сцене театра Толстого поставили малоизвестные пьесы Ивана Тургенева

В театре имени Льва Толстого состоялась премьера спектакля «Разговор на большой дороге». За основу режиссер Николай Чебыкин взял малоизвестные пьесы Ивана Тургенева «Разговор на большой дороге» и «Неосторожность». Две пьесы абсолютно разные и ранее не ставились нигде, на каждую выделено по одному акту. Кстати, спектаклей по Ивану Тургеневу в театре не было еще ни разу.

«Разговор на большой дороге» — это небольшая сцена из помещичьего быта. Помещик Михрюткин едет в ветхом тарантасе, запряженном тройкой загнанных лошадей, со своим слугой и кучером. Он полностью разорен и не знает, как теперь показаться на глаза своей жене. Михрюткин в исполнении Евгения Азманова предстает перед зрителем этаким наивным, добрым ребенком, а его слуга — Селиверст и кучер Емельян — своего рода няньки для барина.

— Помещик, конечно, мало понимает, что такое хозяйство и как оно ведется. Он романтик, любит смотреть и любоваться на гречиху, рощи и леса, — рассказывает Евгений Азманов.

Пожалуй, больше других в этой пьесе зритель будет смеяться над тем, что говорит кучер Емельян — он почти всю дорогу травит байки, при этом, по словам актера Эмина Мамедова, у него не было цели создать комичного героя.

— Я пробовал разные образы. В этом герое есть комичность, но она не такая открытая, как в обычных комичных персонажах. Этой ролью я не пытаюсь смешить. Мой Емельян — трогательный человек из народа, который может обидеться, но быстро прощает, может поддержать и поднять дух, — добавляет Эмин Мамедов.

В «Разговоре» нет динамики — герои просто разговаривают, поэтому все внимание сосредоточено на самих актерах, их мимике, жестах. У зрителей возникает абсолютное ощущение, что все действие первого акта происходит именно на дороге, а не на театральной сцене, в том числе и за счет сложного светового рисунка. Пришедшим на спектакль остается всего лишь немного подключить воображение, и вот уже кажется, что ты едешь по той же большой дороге всего в метре от помещика, его слуги и кучера и слушаешь, о чем они говорят.

Весь первый акт спектакля пронизывает какая-то легкая грусть. Правда, в конце герои избавляют зрителей от этой русской меланхолии. Несмотря на то, что разоренный помещик вместе со своим кучером и слугой едет в имение и не знает, что теперь будет с ним, совсем нет ощущения какой-то предстоящей трагедии или драмы. Кажется, наоборот, что все «пойдет лучше».

Второй акт спектакля сыгран по пьесе «Неосторожность». У Ивана Тургенева действие происходит в Испании, но принадлежность к стране здесь очень номинальна — от Испании здесь, пожалуй, только имена главных героев. Такая история о любви, зависти, страсти и ненависти могла произойти где угодно. Прекрасная Долорес живет со старым, нелюбимым мужем. Ее главное занятие — скучание. Донья Долорес в исполнении Евгении Полехиной — типично страдательный образ. Она — жертва обстоятельств, игры чужих страстей, ее судьба воплощает неосуществленность женского счастья.

Единственный человек, с кем может общаться Долорес — это служанка Маргарита, которая, как оказалось, всю жизнь ненавидит свою хозяйку, завидует тому, что у Долорес жизнь лучше, чем у ее дочери Марии. Совершенно случайно под балконом скучающей Долорес оказывается дон Рафаэль (Евгений Азманов). Он дон Жуан, который коллекционирует любовные похождения. Познакомившись с Долорес, он и не думал, что эта интрижка способна перерасти в настоящие чувства. История Долорес и Рафаэля напоминает шекспировских Ромео и Джульетту.

Неосторожность той и другой пары в итоге приводит к трагическому финалу. Он, кстати, в спектакле открытый. Долорес погибает от рук дона Сангре (Эмин Мамедов) — друга ее мужа, который всю жизнь безответно любил девушку. Правда, так и непонятно, что стало с мужем Долорес и с ее возлюбленным Рафаэлем. Тургенев, а вслед за ним и режиссер Николай Чебыкин, не дает сценического выхода ужасу случившегося. Преступление равнодушно впитывается временем, ничего не объясняющим и никого не наказывающим.

— Мы хотели передать это ощущение состояния, этот характер женщины, как она ведет себя, от чего защищается, в чем права, когда возникает любовь, во что это любовь выражается, как заканчивается. История о ревности, страсти. Сейчас все происходит так же, как и 200 лет назад, — добавляет режиссер Николай Чебыкин.

В спектакле занято пять актеров, трое из них: Владимир Авраменко, Евгений Азманов, Эмин Мамедов играют в обоих актах. Кстати, по их словам, перейти из одного образа в другой во время антракта оказалось не так уж и сложно.

— Да, новая роль — это не маску поменять, — отмечает Эмин Мамедов. — Но наработан уже актерский багаж. Переключиться с одного персонажа на другой мне помогает то, что оба мои персонажи — идейные, это их и объединяет.

— Переход спокойный, снимаешь один костюм, надеваешь другой и внутренне перестраиваешься. Антракта хватает для этого, — рассказывает Евгений Азманов.

Увидеть спектакль вновь липецкие зрители смогут 29 марта.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)