Топ новостей

Максим Ликсутов. Портрет чиновника на рельсах

Максим Ликсутов. Портрет чиновника на рельсах

Максим Ликсутов

Самый завидный столичный жених тратит все свои силы на причинение транспортного блага москвичам вопреки их желаниям и протестам.

Российских политиков и управленцев можно разделить на несколько пересекающихся между собой множеств. Например: облагородившиеся бандиты из 1990-х; выходцы из КГБ/ФСБ и его/ее «дочерних компаний»; уроженцы Ленинграда; явные и тайно сочувствующие гайдаровцы; бывшие бонзы КПСС; профессиональные энергетики; отставные спортсмены и артисты; талантливые прилипалы; говорящие куклы и, наконец, дети или иные родственники всех перечисленных.

Эстонский след


Очень мало чиновников, которые не подходили бы ни под одно из этих определений. И самый известный из них – вице-мэр Москвы, глава столичного транспортного комплекса, но при этом человек без комплексов Максим Станиславович Ликсутов. Кажется, он всерьез поставил перед собой задачу сделать для города не меньше, чем Тохтамыш или хотя бы Девлет-Гирей.

Ликсутов родился летом 1976 года в крохотном эстонском городке Локса, на балтийском берегу. По национальности он русский, его родители – туляки, переехавшие в Эстонскую ССР работать на заводе. Видимо, от смешения культур и получил Максим Станиславович свою ускользающую внешность: перед нами то статный улыбчивый блондин с открытым взглядом, то упорный туляк себе на уме.

Говорят, Ликсутову пришлось испытать на себе все ужасы эстонского апартеида – его, чемпиона СССР по подводному ориентированию (источники тут расходятся – не то чемпион, не то призер, не то среди взрослых, не то «по юношам», не то в личных соревнованиях, не то в командных), не взяли в национальную сборную, да и в местные вузы путь Максиму был закрыт из-за незнания языка. Пришлось ехать в Россию, в Калининградский институт рыбной промышленности.

Полноценное эстонское гражданство Ликсутов получил только в 29 лет «за вклад в развитие местной экономики» – об этом ниже. По иронии судьбы к тому моменту он больше десяти лет учился и работал в России. Налоговым резидентом нашей страны уроженец Эстонии является с 1998 года.

Начальник по жизни

Кстати, налоги он платил неплохие – как сообщают официальные варианты биографии, «с 1999 года (герою 23 года – Ред.) работал на руководящих должностях в российских транспортных компаниях», «С 2001 года (с 25 лет – Ред.) являлся председателем совета директоров ООО "ТрансГрупп"». То есть пришел такой юный чужак и с ходу растолкал всех местных, которые, напомним, в конце 1990-х особой сентиментальностью не отличались. Как это могло произойти?

С транспортом Максим был связан с детства, ведь его родителями были не простые работяги, потянувшиеся на условный запад в поисках лучшей жизни, а элита – Станислав Ликсутов работал главным инженером на крупном судостроительном заводе. Именно протекция папы, судя по всему, помогла Максиму сделать первые шаги в бизнесе – наладить определенные связи между российскими и прибалтийскими предпринимателями.

Подробно описывать бизнес-деятельность будущего вице-мэра здесь нет возможности – будем надеяться, Ликсутов еще дождется своего Драйзера или, скажем, Ильфа с Петровым. А лично для него главное, что он дождался знакомства с Рустамом Аксененко. Этот молодой человек, в отличие от Максима Станиславовича, не обладал особыми талантами, зато родился в очень подходящей семье. Его отец Николай Аксененко был в ту пору главой Министерства путей сообщения, входил в пятерку самых влиятельных людей России и всерьез рассматривался как человек, способный подхватить скипетр из слабеющих рук Бориса Ельцина.

Аксененко-младший и ввел Ликсутова в высшие круги российских транспортников – так сказать, поставил его на правильные рельсы. Их сотрудничество внутри России и за ее пределами было настолько плодотворным, что в 2005 году они одновременно получили эстонское гражданство за особые заслуги перед родиной Максима Станиславовича. Для Рустама это было очень кстати: его попавший в опалу отец умирал от рака в Германии, и российские следователи могли в любой момент заинтересоваться делами его сына.

А вот Ликсутов сумел вовремя войти в окружение нового транспортного бонзы, нового потенциального преемника тех лет – великого и ужасного Владимира Якунина.

Любитель экспрессов

Из множества коммерческих проектов Ликсутова-бизнесмена следует остановиться на «Аэроэкспрессе». Он стоял у истоков этой интересной компании, был ее генеральным директором и только напрямую владел четвертью акций. Став московским чиновником, Максим Станиславович вроде бы избавился от всех активов, которые могли вызвать конфликт интересов, но получилось не слишком удачно: активы исчезли, конфликт остался.

«Аэроэкспресс» как был, так и остался фактическим монополистом в деле надежных скоростных перевозок в аэропорты Москвы. Причем именно Максим Ликсутов, с его-то любовью к пассажирскому транспорту, на своем посту не сделал ровно ничего для того, чтобы у москвичей появилась удобная дешевая альтернатива. Так и не появилось общедоступной железнодорожной ветки во Внуково и Шереметьево, почти нет возможности дешево добраться в Домодедово (13 обычных электричек за 132 руб. в рабдень против 38 аэрокспрессов за 500 руб.!), намертво стоит в пробках Ленинградское шоссе, по которому идут автобусы из Шереметьево. Идет разработка трассы «Аэроэкспресса» в аэропорт Жуковский, при этом горе-градостроители почему-то настаивают на самом дорогом из шести имеющихся вариантов – от платформы Быково через поселение Верейское. Мы сознательно смешиваем здесь сферы полномочий столичных властей и РЖД, потому что хорошо помним про их прочную спайку, освященную ненавистью к команде прошлого мэра, Юрия Лужкова.

А чтобы у вас не осталось сомнений в монопольном положении «Аэроэкспресса», напомним, что с начала 2014 года цены на него выросли практически на 50% (500 руб. против 340 при покупке в кассе) – куда как сильнее всех тарифов, на которые ссылаются руководители этой лавочки.

Если Максим Ликсутов не аффилирован с «Аэроэкспрессом», а работает на благо москвичей, почему у них не появилось нормального пути в московские же аэропорты? Загадка…

16 миллионов и 80 тысяч

О деятельности Ликсутова на посту главы московского транспорта также можно говорить бесконечно, и мы не раз пытались вкатить свой камень на эту гору; можем напомнить, например, обзор деятельности курируемых им прожорливых монстров ЦОДД – МАДИ – АКПП. Даже в столичном правительстве не забывает он про малую родину: балтийский след несложно разглядеть во всей карьере Ликсутова, вплоть до выбора некоей фантастической «НАУ Инновейшнс» родом из Эстонии для обустройства платных парковок в московских дворах. Парковок, правда, не появилось, но контракты, надеемся, оплачены успешно. Вообще, заключение невыполнимых контрактов и их оплата стали фирменными чертами департамента транспорта при Ликсутове. Впоследствии подконтрольное мэрии ГКУ АМПП поймали на проведении тендеров на охрану парковок по адресам, где их отродясь не было. Главконтроль вмешался! Нашел нарушения! И 18 октября 2017 года АМПП был оштрафован аж на 80 тысяч рублей. Посадок и увольнений не было. Сумма ущерба – многие десятки миллионов рублей. Но АМПП все нипочем – это ГКУ вместо того, чтобы объясниться с москвичами, закупает эвакуаторы для еще более эффективной борьбы с их автомобилями.

Так работает департамент транспорта московской мэрии. Так делают дела люди Максима Ликсутова. По многим их тендерам можно писать статьи размером с эту – и сразу пересылать в компетентные органы.

Копеечка от Навального

Личные дела Максима Ликсутова также хороши. Много шума наделал его крайне сомнительный развод с эстонской красавицей Татьяной (топ-моделью и по совместительству держательницей крупного бизнеса, которым раньше занимался Ликсутов), зато вице-мэра теперь можно смело назвать одним из самых завидных холостяков столицы. Владимир Путин все-таки ощутимо старше, а Сергей Собянин мало того что тоже не отличается молодостью, так еще, судя по всему, целиком находится под влиянием своего энергичного зама.

Еще одна интересная черта Ликсутова – его удивительная для российской власти публичность, его принесенные с Запада манеры этакого рубахи-менеджера. Он не уклоняется от интервью, отвечает на самые острые вопросы, не боится показываться на публике почти без охраны. Правда, когда дошло до личных денег Максима Станиславовича, выдержка ему изменила: иск чиновника к оппозиционеру Алексею Навальному по просьбе Ликсутова проходил в закрытом режиме – и облегчил карман красноречивого политика на 600 тысяч рублей. Ликсутов на самом деле умеет делать деньги из ничего. Добавим, что и Навальному с его специалистами не удалось накопать действительно серьезного компромата на оппонента: да, все его связи с бывшими компаниями налицо, заинтересованность видна, но ни одного доказательства – нет.

И все-таки тревожно за Ликсутова. По слишком тонкому льду он ходит в своем европейском костюмчике. У столичных автомобилистов на него вырос огромный железный клык за все фокусы с платными парковками, повышенными штрафами, эвакуаторным беспределом.

А если клык вырос, он обязательно куда-нибудь вонзится – закон драматургии. Вся наша мэрия – театр, и Ликсутов в нем – лучший актер второго плана. И, вполне возможно, самый богатый.


.
Загрузка...

Московский городской транспорт стал пользоваться большей популярностью

Московский городской транспорт стал пользоваться большей популярностью
Жители Москвы и гости столицы для поездок по городу все больше отдают предпочтение городскому транспорту. Такое заявление сделал начальник столичного департамента транспорта.  Проблема пробок в Москве является очень болезненной темой уже не один десяток лет. Многие водители уже устали стоять в заторах и отдает предпочтение городскому транспорту. Такое заявление сделал Максим Ликсутов, который является начальником ... ПОДРОБНЕЕ →

Дептранс Москвы выбирает такси и каршеринг вместо служебных авто

Дептранс Москвы выбирает такси и каршеринг вместо служебных авто
Руководство транспортного комплекса Москвы планирует тратить на транспортное обслуживание на 20 процентов меньше за счет отказа от служебных машин в пользу такси и поминутной аренды автомобилей. Заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщил журналистам, что руководство департамента транспорта и руководители подведомственных ему учреждений с начала 2018 года вместо служебных автомашин будут пользоваться только такси ... ПОДРОБНЕЕ →

В правительстве Москвы поддержали идею биометрической идентификации пассажиров в метро

В правительстве Москвы поддержали идею биометрической идентификации пассажиров в метро
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что в правительстве столицы рады любым экспериментам, которые «помогут пассажирам пользоваться метрополитеном удобнее и лучше». Ранее «Ростелеком» предложил ввести в московском метро систему, благодаря которой оплата проезда будет происходить автоматически при идентификации  пассажира на основе сканирования его лица. Благодаря применению новой технологии прохождение ... ПОДРОБНЕЕ →

Вот как «Моя улица» повлияла скорость движения автотранспорта в Москве

Вот как «Моя улица» повлияла скорость движения автотранспорта в Москве
Скорость движения транспорта на улицах Москвы, после ремонта по программы благоустройства "Моя улица", увеличилась на 7% Сегодня об этом на заседании президиума правительства города сообщил глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов. По его словами, рабочими были устранены перепробеги и "бутылочные горлышки" на магистралях в центре города. В частности, увеличение скорости отмечено ... ПОДРОБНЕЕ →

В Московском метро появится биометрическая идентификация

В Московском метро появится биометрическая идентификация
Сегодня правительство Москвы официально поддержало инициативу о введении биометрических сканеров для оплаты в метро, которую предложил "Росстелеком". Такую новость обнародовал заместитель столичного мэра Максим Ликсутов.  Предложение об оплате проезда с помощью идентификации по биометрическим данным поступило от "Росстелеком" пять дней назад - 12 октября. В организации утверждают, что нововведение позволит ... ПОДРОБНЕЕ →
По материалам: infox
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *